на главную страницу

11 Мая 2007 года

Армия и общество

Пятница

Всем смертям назло

Елена КОЛОСЕНЦЕВА, «Красная звезда».



На памяти врачей из Главного клинического госпиталя внутренних войск МВД РФ всего четыре ранения, подобных тому, что получил майор Николай Хвостанцев. Два похожих случая произошли в Афганистане, один – в Чечне. Ни разу спасти бойцов не удалось. В этот раз опять Чечня. И опять судьба раненого находилась на волоске между жизнью и смертью.


     7 ноября 2006 года. Хвостанцева подняли на борт Ил-76, которым члены делегации Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и корреспондент «Красной звезды» возвращались в Москву. Раненый находился в беспамятстве. Когда носилки покачнулись на лесенке, он вроде бы очнулся. Даже как будто попытался что-то сказать, но шевелились лишь губы – слова не слышались. Через час самолет поднялся в небо, и у Николая началась газовая гангрена. Шансы на спасение уменьшались с каждой минутой.
     Майор Николай Хвостанцев – командир группы боевого обеспечения. Лейтенантские звездочки получил в Новосибирском военном институте. Первым местом службы стала Уфа. Там же у Николая появилась семья. Молодая супруга Юлия служила вместе с мужем. Может, поэтому каждый раз провожала Николая в командировку на территорию Чеченской республики молча, без слез. В последний раз отпустить одного не решилась – впервые упросила командование направить в Чечню и ее вместе с мужем, вернее, со всем его подразделением. Когда ей пошли навстречу, пятилетнего сына Диму оставила у родителей.
     Юля несла службу в Ханкале, отправляя машины на задание, а муж пропадал со своими бойцами на выездах, то гоняясь за боевиками, то проверяя оперативную информацию.
     30 октября 2006 года спецназовец Хвостанцев вместе с подчиненными находился в Веденском районе. Именно там, в горах, и подорвался...
     - В районе было обнаружено бандформирование. Боевики еще не успели уйти, когда мы были на месте. Только начали разминирование, как вдруг в кустах я заметил движение. Открыли огонь. Потом уже на этом месте нашли замаскированное укрытие, лежанку, с которой велось управление фугасом. Но злополучный взрыв все же произошел, – вспоминал позднее в госпитале майор Хвостанцев.
     Взрывной волной офицеру оторвало ногу, многочисленные осколки буквально изрешетили тело. В полуобморочном состоянии Хвостанцев еще отдавал приказы, хотя понимал, и все отчетливее, что бой для него окончен.
     Вместе с майором задело еще двоих военнослужащих внутренних войск: у одного были повреждены глаза, ранение другого оказалось легким.
     Раненых вертолетом отправили в госпиталь Ханкалы. Новость о несчастье дошла до Юли не сразу. Только через несколько часов она оказалась рядом с мужем.
     Для эвакуации тяжелораненого в Москву в Ханкалу срочно прибыл старший врач-анестезиолог Главного клинического госпиталя внутренних войск МВД РФ Дмитрий Давыдов. Он подготовил Хвостанцева к перелету и сопровождал его в воздухе.
     Полет из Моздока в Москву длился два часа. Все эти два часа, когда у раненого началась газовая гангрена, Дмитрий Давыдов поддерживал в нем жизнь. А рядом, в том же грузовом отсеке, находилась заплаканная Юля.
     Все, кто находился на борту Ил-76, в их числе и я, стали невольными свидетелями отчаянной борьбы за жизнь офицера, а позднее посчитали своим личным долгом поддержать Николая и членов его семьи. Например, однажды Хвостанцеву срочно понадобился уникальный заменитель крови, который мог появиться в госпитале только после выходных. «Боевое братство» сделало все, чтобы доставить его в госпиталь к субботе.
     - Обычно тяжесть ранений зависит от удаленности центра взрыва, а тут взрыв произошел прямо под человеком. Кроме тяжелых повреждений, была тотальная потеря крови – около четырех литров. С первых же суток у тяжелораненого началась гнилостная анаэробная инфекция, но мы с ней справились, – рассказывал позднее начальник центра интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации госпиталя полковник медслужбы Виктор Никитаев. – Провели радикальную пластическую операцию по закрытию дефектов. Лоскуты донорской кожи брали со здоровой правой нижней конечности, они, к счастью, прижились.
     Оперировали Николая и лечили одни из лучших врачей госпиталя – полковник медицинской службы Александр Кислянов и капитан медицинской службы Елена Екамасова.
     5 декабря 2006 года я навестила Николая в госпитале спустя месяц после совместного полета. Он лежал в реанимации на специальной «воздушной» кровати – словно парил в воздухе, подключенный к многочисленным приборам. Офицер уже прошел через многочисленные операции, но состояние его еще было нестабильным. Меня предупредили: при входе в палату не делать печальное лицо – нужно, чтобы Николай не отказывался от борьбы за жизнь.
     10 апреля 2007 года. Третья встреча произошла уже спустя пять месяцев после ранения легендарного майора, как его прозвали в госпитале. Спецназовца перевели в терапевтическое отделение под чуткое наблюдение полковника медицинской службы Александра Ковалева. Таким образом жизнь мужественного офицера была спасена. Спасена благодаря слаженной и самоотверженной работе врачей: Елены Екамасовой, Александра Ковалева, Александра Кислянова, Дмитрия Давыдова и Виктора Никитаева. За этот профессиональный подвиг они были поощрены Всероссийской общественной организацией ветеранов «Боевое братство», а самого Николая «Боевое братство» наградило своей общественной медалью «За ратную доблесть».
     Конечно, все это время за раненым ухаживали медсестры госпиталя и его супруга Юлия. Это и их огромная заслуга, что сейчас Николай может сидеть и перемещаться на коляске. Скажу больше. При третьей встрече с корреспондентом «Красной звезды» он даже смог встать – в первый раз. Николая ожидает период реабилитации, а затем протезирование. И через несколько месяцев он сможет вернуться… к своим бойцам. Командование Внутренних войск удовлетворило его просьбу о продолжении военной службы по контракту, определило и должность, на которой он сможет передавать свой боевой опыт личному составу.
     Майор Николай Хвостанцев представлен к ордену Мужества, а история о нем облетела всю Уфу, где чете Хвостанцевых выделили двухкомнатную квартиру.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex