на главную страницу

15 Мая 2007 года

ОДКБ - 15 лет

Вторник

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Олег ГОРУПАЙ, при содействии Секретариата ОДКБ.



За последние годы Организация Договора о коллективной безопасности существенно укрепила свой потенциал, превратилась в серьезный фактор мира и стабильности на евразийском пространстве. Сегодня это уже не просто международная структура, способная адекватно отвечать на потенциальные угрозы и вызовы, а организация, способная гибко и своевременно отвечать, в том числе и в упреждающем режиме, на любые кризисные изменения обстановки как в зоне ответственности самой ОДКБ, так и вокруг нее. «Красная звезда» обратилась к генеральному секретарю ОДКБ Николаю БОРДЮЖЕ с просьбой подвести некоторые итоги 15-летней деятельности организации, рассказать о ее сегодняшнем дне и стоящих перед ней перспективных задачах.

     - Николай Николаевич, если оглянуться на 15 лет назад, проанализировать пройденный путь, то что можно сказать сегодня об ОДКБ. Какой она стала, какой путь ею пройден, способна ли она эффективно предупредить вызовы и угрозы, характерные сегодня для безопасности государств – участников организации?
     - За пятнадцать лет существования Договор о коллективной безопасности и созданная на его основе в 2003 году международная региональная организация прошли сложный, но в целом весьма результативный путь своего развития. Фактически в рамках договора была реализована заложенная в нем концепция коллективной безопасности, отражающая специфику международных отношений и геополитических реалий, складывавшихся на постсоветском пространстве. Речь в данном случае идет о сохранении и консолидации для государств – участников единого пространства безопасности, призванного содействовать упрочению суверенитета и территориальной целостности вновь образованных национальных государств. Для нас «коллективная безопасность» стала понятием многоплановым, требующим для своей реализации целенаправленных, систематических усилий по укреплению сотрудничества в сфере внешней политики, борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркоугрозой, углублению военной интеграции. В целях решения этих масштабных задач в формате ОДКБ был создан необходимый инструментарий многостороннего взаимодействия на всех указанных выше направлениях, который стал практически значимым фактором в дальнейшем поступательном развитии Организации, ее становлении в качестве универсальной международной организации безопасности.
     ОДКБ – это живой организм, гибко адаптирующийся к быстро меняющейся военно-политической обстановке в регионе и в мире. Внимательно и оперативно отслеживаются вновь возникающие вызовы и угрозы, на которые Организация должна давать и дает адекватные ответы. Вся практика нашего взаимодействия позволяет с уверенностью говорить об ОДКБ как о действенном факторе обеспечения безопасности и стабильности в Евразийском регионе.
     - На прошедшей в феврале конференции, посвященной вопросам адаптации ОДКБ к современным политическим реалиям, со стороны некоторых российских политиков прозвучала критика в адрес Организации. Одними из главных ее аспектов являются распыление сил организации, низкая эффективность, несвойственная подобного рода международным структурам работа по предотвращению незаконной миграции, наркотрафика и т.д. В чем не правы оппоненты?
     - Хотел бы оставить на совести тех, кто озвучил такого рода критические замечания по адресу ОДКБ. Со многими из них я вряд ли соглашусь. И, прежде всего, с мнением о том, что для ОДКБ было бы «вредно» наращивать число направлений ее деятельности, что якобы привело бы к «размыванию» Организации. Такая постановка вопроса опровергается самой практикой и опытом нашей работы, которые указывают на необходимость дальнейшего расширения функциональных возможностей ОДКБ, с тем чтобы перекрыть все каналы и маршруты негативного воздействия на национальные и коллективные интересы государств–членов. К примеру, реализация поставленной перед Организацией задачи по борьбе с терроризмом обязательно и неизбежно потребует от нас целенаправленных усилий в противодействии наркотрафику и нелегальной миграции, которые, будучи сами по себе крайне опасными явлениями, к тому же серьезно подпитывают террористическую деятельность.
     Что касается критики по поводу «низкой эффективности», позволю себе лишь сослаться на проводимые в формате ОДКБ ежегодные антитеррористические операции «Канал», с весьма впечатляющими результатами, а также начатые в 2006 году оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление и перекрытие каналов нелегальной миграции, пресечение деятельности транснациональных преступных группировок на наиболее интенсивных направлениях въезда - выезда иностранных граждан третьих стран. Так, за 15 дней проведенной в 2006 году операции за нарушение миграционного законодательства было привлечено к ответственности более 28 тыс. человек, депортированы из стран 1184 человека, пресечена деятельность ряда транснациональных группировок, занятых торговлей людьми, незаконными поставками оружия, взрывчатых веществ и наркотиков.
     - В рамках вышеперечисленных направлений ОДКБ поддерживает тесные контакты с такими международными и региональными структурами, как Контртеррорестический комитет ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ, Евросоюз, Международная организация по миграции и т.д. Насколько эффективно данное сотрудничество, каковы его реальные плоды?
     - Действительно, ОДКБ успешно встраивается в существующую архитектуру международной безопасности, установив тесные рабочие контакты с перечисленными вами международными структурами. Для нас международные связи, взаимодействие с другими организациями, занятыми в сфере безопасности, представляют собой важный ресурс в деле усиления контртеррористического и антинаркотического потенциала ОДКБ и его государств-членов. Со многими из этих организаций Секретариат ОДКБ подписал соответствующие документы о сотрудничестве. Мы активно участвуем в проводимых ими многосторонних мероприятиях, инициируем и осуществляем совместно с ними различного рода проекты. Естественно, в этом нашем сотрудничестве, скажем, с КТК СБ ООН или ОБСЕ, МОМ мы черпаем дополнительные возможности для повышения эффективности нашей собственной деятельности, не говоря уже о вкладе в формирование в региональном и глобальном масштабах единого пространства безопасности, призванного надежно перекрыть главные источники современных вызовов и угроз.
     - Не раз и не два ОДКБ выходила с инициативой об установлении рабочих контактов в сфере обеспечения глобальной безопасности с Североатлантическим альянсом. Брюссель, как мы видим, не торопится. Почему? Чего боится? Роста международного авторитета ОДКБ? Впрочем, в афганской проблематике от подобного рода диалога НАТО не увиливает. Не справляются?
     - В рамках многовекторной политики по налаживанию диалога и сотрудничества с различными организациями со стороны ОДКБ были сделаны соответствующие предложения и НАТО, прежде всего в плане установления контактов и развития взаимодействия в борьбе с терроризмом и наркоугрозой, в том числе на афганском направлении. Мы все еще ждем от Брюсселя адекватной реакции на эти наши предложения. Пока нам отвечают, что в альянсе не удается «достичь консенсуса» на этот счет. Такого рода позиция НАТО свидетельствует о том, что там, очевидно, не хотят «легализовать» ОДКБ установлением с ней формальных отношений, видят в ней чуть ли не соперника при осуществлении Североатлантическим альянсом своего курса на «освоение» по своим стандартам и меркам постсоветского пространства. Между тем не ОДКБ, а НАТО в первую очередь теряет от отсутствия каких-либо контактов с нашей Организацией, например в контексте своей антитеррористической операции в Афганистане.
     - В отличие от стран Запада на евразийском пространстве ОДКБ находит практически полное понимание. Более того - тесный контакт. ЕврАзЭС, ШОС - это те структуры, с которыми у Организации налажено самое тесное сотрудничество и не только в вопросе обеспечения региональной безопасности. Каким образом развиваются сегодня взаимоотношения у ОДКБ с данными сообществами?
     - Наш главный международный приоритет - это консолидация сотрудничества существующих на евразийском пространстве интеграционных образований. Среди них наибольший практический интерес представляет для нас Евразийское экономическое сообщество. В пользу самого тесного сотрудничества и организационного сближения с ним говорит практически идентичный состав участников этих организаций (Армения, не входя формально в ЕврАзЭС, активно участвует в работе практически всех его органов в качестве наблюдателя). Кроме того, следует принять во внимание очень близкие и взаимодополняемые цели и задачи ОДКБ и ЕврАзЭС, что дает действенный дополнительный стимул этому нашему взаимодействию. Между секретариатами ОДКБ и Интеграционного комитета ЕврАзЭС подписан и успешно реализуется Протокол о сотрудничестве. Предпринимаются практические совместные шаги на таких направлениях, как пограничная политика, экспортный контроль, военные и политические аспекты обеспечения экономической безопасности, международная деятельность и пр.
     Рассчитываем на столь же тесные и продуктивные контакты и с другой региональной организацией - ШОС. Готовится к подписанию двусторонний меморандум о сотрудничестве. Перспективным представляется тесное взаимодействие с ШОС в вопросах борьбы с терроризмом и наркоугрозой, содействие укреплению общей безопасности в евразийском регионе.
     - Первое заседание Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности прошло в Санкт-Петербурге в марте. На нем был избран Совет ассамблеи и сформированы три постоянные комиссии: по обороне и безопасности, по политическим вопросам и межпарламентскому сотрудничеству и по гражданскому измерению. Какие функции возложены на комитеты? Какова конкретика в их деятельности?
     - Создание Парламентской ассамблеи ОДКБ следует рассматривать как один из важнейших итогов развития Организации за время ее существования. Невозможно переоценить важность подключения парламентской составляющей к деятельности по целям и задачам ОДКБ, прежде всего в плане организации работы по гармонизации и унификации национальных законодательств в сфере безопасности и обороны. От Парламентской ассамблеи ожидаются активные действия по укреплению международных позиций ОДКБ, повышению ее престижа и политического веса, в том числе в контексте развития межпарламентских контактов.
     - В феврале 1995 года в Алма-Ате приняты Декларация, Концепция коллективной безопасности, Основные направления углубления военного сотрудничества государств - участников ОДКБ. Будет ли и дальше развиваться и усиливаться военная составляющая Организации? Может ли идти речь об увеличении численности вооруженных структур ОДКБ и собственно самой организации за счет вступления в нее новых членов? Может быть, есть желающие?
     - Все принятые в формате ОДКБ решения нацелены на гармоничное и сбалансированное развитие Организации с учетом политических реалий, возникающих в зоне ее действия вызовов и рисков. В этой системе координат военная составляющая ОДКБ занимает свою собственную нишу, будучи призванной обеспечивать выполнение одного из главных обязательств по Договору о коллективной безопасности - отражение внешней агрессии, но и тесно сопрягаясь с другой, весьма важной функцией Организации - борьба с терроризмом, другими вызовами и угрозами. С учетом указанных приоритетов, а также специфики современной геополитической ситуации в регионе, характеризующейся новыми военными рисками, в ОДКБ реализуется линия на дальнейшее укрепление и совершенствование военного сотрудничества, на создание новых механизмов взаимодействия в этой области. Принят и реализуется План коалиционного военного сотрудничества на период до 2010 года и последующую перспективу.
     Важнейшим проектом военного сотрудничества на нынешнем этапе является создание Объединенной группировки войск Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности. Должное внимание уделяется формированию единых военных систем (механизм планирования стратегического применения сил и средств системы коллективной безопасности, системы ПВО, управления, разведки и связи), углублению военно-технического и военно-экономического сотрудничества, совместной подготовки военных кадров. Разрабатывается механизм оказания военно-технической помощи государству-члену, подвергшемуся агрессии или угрозе агрессии.
     Уверен, что по мере укрепления ОДКБ, повышения ее привлекательности для государств-членов и других партнеров реальной становится перспектива расширения состава участников Организации. Собственно, не только такой процесс уже начался с возобновлением участия Узбекистана в Договоре коллективной безопасности и оформлением его членства в ОДКБ.
     - Какова концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ? Их применение возможно только на территории государств-участников?
     - Государства - члены ОДКБ придают большое значение созданию в формате Организации потенциала миротворческой деятельности, что, несомненно, будет содействовать дальнейшему встраиванию ОДКБ в региональную и мировую архитектуру безопасности, продвижению национальных и коллективных интересов государств-членов. Работа над оформлением механизма миротворчества перешла в заключительную стадию. Опираясь на принятую еще в 2004 году Концепцию формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ, государства-члены в целом отработали основные документы на этот счет, включая Соглашение о миротворческой деятельности и Положение о Коллективных миротворческих силах, которые, как мы рассчитываем, будут вынесены на рассмотрение очередных заседаний органов ОДКБ.
     В соответствии с положениями упомянутой Концепции и готовящихся в ее развитие документов для комплектования миротворческих сил государства-члены выделят на постоянной основе необходимые воинские, полицейские и другие контингенты, которые будут оставаться в своих государствах и проходить подготовку по единым программам, оснащаться едиными или совместимыми образцами вооружений и принимать участие в регулярных совместных учениях. Решение о проведении миротворческой операции будет приниматься Советом коллективной безопасности. Миротворческие операции за пределами территорий государств - членов ОДКБ имеется в виду проводить также не только по решению СКБ, но и по мандату Совета Безопасности ООН или иного полномочного международного органа. На период проведения миротворческой операции из состава национальных воинских контингентов миротворческих сил будут формироваться Коллективные миротворческие силы ОДКБ. Их состав и численность определяются в зависимости от объема решаемых задач и конкретной обстановки в зоне конфликта и утверждаются мандатом на проведение миротворческой операции, который является юридической основой размещения и применения КМС. Они функционируют под единым командованием на основе согласованного плана. Обеспечение национальных контингентов КМС вооружением и военной техникой, материальными и другими видами военно-технического имущества, а также их финансирование предусматривается осуществлять непосредственно государствами - членами ОДКБ. Проведение самой миротворческой операции будет финансироваться государствами - членами Организации, выделившими свои контингенты в состав КМС, на основе долевого участия за счет средств национальных бюджетов.
     - Каковы приоритеты деятельности ОДКБ в этом году и в ближайшем будущем?
     - С учетом многогранности и сложности той ситуации, в которой действует Организация, на ближайшую перспективу планируем предпринять шаги по дальнейшему совершенствованию встроенных в нее структур, по адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям. В интересах достижения поставленных целей в уставных и рабочих органах ОДКБ ведется проработка предложений, реализация которых выведет Организацию на качественно новый уровень ее деятельности, отвечающий нынешним военно-политическим реалиям.
     Центральное место в этих планах занимает задача придания Организации потенциала гибкого и современного реагирования, в том числе в упреждающем режиме, на любые кризисные изменения обстановки как в зоне ответственности самой Организации, так и вокруг нее. Речь идет прежде всего о принятии практических мер по созданию комплекса вспомогательных органов ОДКБ и соответствующих коллективных сил и средств, призванных существенно укрепить потенциал Организации в противодействии современным вызовам и угрозам. Основное внимание уделяется отработке и «тонкой настройке» механизмов выполнения обязательств по статье 4 Договора о коллективной безопасности на случай агрессии, предполагающих оперативное согласованное применение сил и средств системы коллективной безопасности в кризисных ситуациях.
     В контексте принимаемых в ОДКБ усилий по трансформации Организации в универсальную международную структуру безопасности взята линия на создание системы коллективного противодействия терроризму, т.е. комплекса сил и средств по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом. В этих целях создаются вспомогательные координирующие органы и механизмы взаимодействия, такие как Контртеррористический комитет в составе руководителей министерств внутренних дел, органов безопасности, разведок, пограничных служб, а также Коллективные региональные антитеррористические силы ОДКБ для оперативного реагирования на любые крупномасштабные террористические и экстремистские проявления. Одновременно начата работа по созданию системы коллективного противодействия нелегальной миграции.
     В интересах формирования многофункционального механизма по поддержанию безопасности и стабильности в зоне ответственности ОДКБ отрабатывается в рамках отдельной программы система коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации, включая создание Координационного совета по чрезвычайным ситуациям как вспомогательного органа ОДКБ. На достижение цели центральноазиатской стабильности, помимо создания Объединенной группировки войск в ЦАР, наши усилия направлены на укрепление и совершенствование Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-азиатского региона коллективной безопасности, их оснащение современными образцами вооружения и военной техники, становление КСБР в качестве высокомобильного, эффективного формирования.
     Другой практически значимый аспект деятельности нашей Организации - это информационное противодействие современным вызовам и угрозам. В основе этого направления деятельности лежит работа со СМИ, журналистскими организациями и пресс-службами силовых ведомств государств-членов в целях мобилизации всех государственных структур и основных институтов гражданского общества на борьбу с терроризмом, с пропагандой насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Начали мы разрабатывать и такое исключительно важное направление нашей деятельности, которое связано с обеспечением информационной безопасности. Создана рабочая группа для разработки и реализации мер по пресечению использования информационно-коммуникационных технологий в целях, противоречащих безопасности государств-членов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex