на главную страницу

15 Мая 2007 года

ОДКБ - 15 лет

Вторник

ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ

Олег ГОРУПАЙ,при содействии пресс-службы министерства обороны Республики Армения.



За прошедшие годы ОДКБ удалось не только сохранить, но и значительно упрочить для государств – участников единое пространство безопасности, призванное содействовать упрочению их суверенитета и территориальной целостности. Свой взгляд на деятельность ОДКБ «Красная звезда» попросила высказать министра обороны Республики Армения Микаела АРУТЮНЯНА.

     - Микаел Арутюнович, Республика Армения является одним из самых активных членов Организации Договора о коллективной безопасности. Какие цели ставит перед собой Армения своим участием в составе ОДКБ?
     - Действительно, принимая активное участие во многих процессах (в том числе в военной области), происходящих в рамках различных многосторонних и двусторонних форматов, Армения рассматривает ОДКБ в качестве одного из важнейших факторов обеспечения своей безопасности. С развитием сотрудничества в формате ОДКБ наша республика стремится решить вопрос системного обеспечения национальной безопасности.
     Наиболее актуальными руководству Армении представляются как общеизвестные и, к сожалению, распространенные по всему миру вызовы и угрозы безопасности, такие как организованная преступность, терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, природные и техногенные катастрофы, возможные эпидемии и т.д., так и специфические для Армении, к которым можно отнести вероятность возобновления Азербайджаном военных действий, продолжающуюся блокаду, миграцию.
     Вы знаете, что в военной сфере деятельности Организации Договора о коллективной безопасности созданы региональные группировки на Восточно-Европейском (Россия – Белоруссия), Кавказском (Россия – Армения) и Центральноазиатском (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) направлениях. За последние 2-3 года произошли активные процессы, благодаря которым созданы основные механизмы для максимального использования скоординированных действий государств – членов ОДКБ в области безопасности, обороны и внешней политики. Организация приобрела все атрибуты международного субъекта безопасности.
     В минувшем году Армения продолжила свое активное участие в процессах военной интеграции и сотрудничества в рамках ОДКБ. В частности, активизировались усилия нашей страны и других государств – членов ОДКБ по развитию и совершенствованию военной составляющей организации, особенно по созданию практических механизмов военно-технического и военно-экономического сотрудничества, совместной подготовке военных кадров и специалистов на многосторонней основе. Сделаны серьезные шаги по развитию сотрудничества в области совместной борьбы против незаконного оборота наркотиков. Особое внимание уделено противодействию современным глобальным вызовам и угрозам, таким как международный терроризм и экстремизм. Об успешности скоординированных действий государств – членов ОДКБ в этих областях свидетельствуют регулярно проводимые учения «Рубеж» и антинаркотическая операция «Канал». Именно поэтому считаю, что долгосрочное сотрудничество Армении в рамках ОДКБ может играть особо важную роль в деле развития вооруженных сил, в процессе их дальнейшего строительства, совершенствования системы безопасности нашего государства.
     - Очевидно, что, помимо глобальных вызовов и угроз, официальный Ереван сталкивается и с проблемами региональной безопасности. На какие проблемы в ее обеспечении в Кавказском регионе коллективной безопасности ОДКБ обращается вами первоочередное внимание?
     - Находясь на стыке интересов Востока и Запада, Севера и Юга, Европы и Азии, России, США и Евросоюза, Южно-Кавказский регион испытывает воздействие соперничества и сопряжения этих интересов. В этой связи сфера обеспечения безопасности и происходящие здесь процессы в значительной степени политизированы и обретают жизненно важное значение для стран этого региона.
     В последнее время на Южном Кавказе стало существенно возрастать влияние этих международных военно-политических процессов, вследствие чего в регионе активизировалась деятельность заинтересованных сил, сверхдержав, систем безопасности. Это обусловлено глобализацией контртеррористической борьбы, военными действиями, развернувшимися на Ближнем и Среднем Востоке, процессами расширения НАТО и Евросоюза, интеграции в рамках СНГ-ОДКБ, а также геоэкономическими факторами развития и расширения энергетического рынка и энергоснабжения, финансовых процессов, транспортных и коммуникационно-информационных инфраструктур и потоков, распространения высоких технологий.
     Армения вовлечена в указанные региональные и международные процессы. Построение безопасного будущего страны мы рассматриваем в контексте региональной и международной безопасности, поскольку безопасность Армении имеет не только внутригосударственное измерение, но и является неотъемлемой частью международной системы безопасности. В этом аспекте стратегия обеспечения безопасности Армении и связанные с этим задачи, базируясь на национальных и общедемократических ценностях, нацелены на международную, в том числе региональную, интеграцию. Анализ и прогноз вышеуказанных многокомпонентных процессов и основных факторов, формирующих среду региональной безопасности, важны, поскольку именно в этой среде живет и развивается, строит свое будущее Республика Армения.
     - Микаел Арутюнович, одним из важнейших направлений взаимодействия в рамках ОДКБ является военно-техническое сотрудничество (ВТС). Насколько четко, по мнению официального Еревана, отлажен данный аспект сотрудничества между государствами? Что вас в нем устраивает, а что не очень?
     - Вопросы военно-технического сотрудничества регулярно обсуждаются на заседаниях уставных органов ОДКБ – как Совета министров обороны, так и Комитета секретарей советов безопасности – и постоянно находятся в поле нашего зрения. Правовой основой военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ, как известно, является подписанное 20 июня 2000 года Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами – участниками Договора о коллективной безопасности, которое призвано обеспечить решение вопросов, связанных с оснащением вооруженных сил государств ОДКБ новыми образцами вооружения и военной техники. Протоколом о внесении изменений указанное соглашение дополнено новой статьей. Ею предусмотрено, что государства – участники ОДКБ в кратчайшие сроки предоставят военно-техническую помощь любому из государств-членов в случае возникновения ситуации, которая будет расценена Советом коллективной безопасности как угроза совершения акта агрессии против данного государства. Либо, когда государство – участник Организации применяет свое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН или когда государство-член стало объектом угроз своему суверенитету и территориальной целостности.
     В настоящее время практически завершена работа по подготовке межгосударственной правовой базы военно-технического сотрудничества на льготной основе, устанавливающей общие правила, преференции и обязательства при взаимных поставках продукции военного назначения, ее реэкспорта и контроля за этими процессами. В целях осуществления масштабного и качественного военно-технического сотрудничества решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 23 июня 2005 года утверждена концепция Программы ВТС на период 2006–2010 года, ставшая основой для последующей отработки соответствующей межгосударственной программы. В формате ОДКБ создана Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству.
     Что нас в области ВТС не совсем устраивает? К великому сожалению, темпы развития сотрудничества здесь еще недостаточно динамичны. Главной задачей, на мой взгляд, в настоящее время является практическое наполнение Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, оснащение вооруженных сил государств – членов ОДКБ современными образцами вооружения и военной техники, развитие военно-экономического сотрудничества. Еще много необходимо сделать в плане организации работы по совершенствованию внутригосударственных механизмов принятия и реализации решений по оказанию военно-технической помощи государствам-участникам в случае угрозы или осуществления агрессии с определением уполномоченных органов, отвечающих за реализацию этих решений. Предстоит кропотливая работа по разработке механизма, обеспечивающего режим поставок продукции военного назначения воинским формированиям, не входящим в состав объединенных группировок войск, на условиях Соглашения о ВТС. Надлежит создать механизм осуществления поставок специальной техники и средств для правоохранительных органов и спецслужб на льготной основе. Требуют решения вопросы, связанные с реализацией государствами – участниками Организации соглашения о ВТС при подготовке и выполнении контрактов (договоров) на поставки продукции военного назначения, расширением взаимодействия по согласованию и координации позиций по этим вопросам. Камнем преткновения для развития военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ является несоответствие национальных законодательств государств-участников с положениями Соглашения о ВТС и принятых в его развитие документов. Именно поэтому мы продолжаем поиск новых эффективных путей по реализации Соглашения о ВТС в целях укрепления безопасного и стабильного развития государств – членов ОДКБ.
     - Подготовка квалифицированных военных кадров – залог успеха боеспособности любой армии мира. Без кадрового профессионала не только тактика и стратегия придут в упадок, но и танк не тронется с места. Вы имеете возможность сравнить степень подготовленности военнослужащих, прошедших обучение в военно-образовательных учреждениях, как государств – членов НАТО, так и ОДКБ. Ваши впечатления?
     - Вы совершенно правы, говоря о важности подготовки квалифицированных военных кадров для вооруженных сил. Ведь во все времена успех в бою обеспечивала не самая совершенная техника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их опыта, знаний и умений зависит решение поставленных задач. Поэтому вопросы подготовки личного состава всегда были, есть и будут одной из основных задач руководителей всех уровней. Мы уделяем этим вопросам самое пристальное внимание.
     За последние годы в области военного образования у вооруженных сил Армении активизировалось двустороннее сотрудничество со многими странами. В этой сфере мы тесно контактируем с Россией, Грецией, США, Италией, Великобританией, Литвой, Германией, Китаем и рядом других государств. Помимо базового образования, большое внимание уделяется обучению на кратковременных курсах, которые играют важную роль в повышении квалификации и профессиональных знаний офицеров. Конечно, главная ставка нами делается на подготовку военных кадров в рамках ОДКБ, в частности в вузах Российской Федерации.
     23 июня 2005 года Армения подписала, а затем ратифицировала Соглашение о подготовке военных кадров для государств – членов ОДКБ – основу межгосударственной нормативной базы в области подготовки военных кадров в формате Организации. Отмечу конструктивный подход российской стороны в решении вопросов по обучению наших военнослужащих в своих военно-учебных заведениях. Российской Федерацией обеспечена реализация соглашения в отношении наших военнослужащих, хотя остались еще нерешенные вопросы, в частности организация совместного обучения. На мой взгляд, стратегической задачей, закрепленной в соглашении, является формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для вооруженных сил и воинских формирований наших государств, что само по себе имеет огромное военно-политическое значение. Не секрет, что на обучение мы направляем наиболее перспективных и подготовленных офицеров, которые впоследствии займут соответствующие руководящие посты в структурах министерств обороны и генеральных (главных) штабов наших армий. В настоящее время в области военного сотрудничества имеется большой положительный фактор: при личном общении наши представители всегда находят общие учебные заведения, которые оканчивали, части, в которых служили, общих командиров или сослуживцев. От этого наше военное и военно-техническое сотрудничество только выигрывает.
     Что касается вашего вопроса о том, где лучше готовят специалистов – в государствах – членах ОДКБ или НАТО, думаю, не ошибусь, если скажу, что уровень подготовки приблизительно одинаков. Мы же получаем возможность значительно расширить кругозор в сфере военного образования, подготовить специалистов разного профиля, по разным методикам и программам.
     - Участвуя в ОДКБ, Армения в то же время активно сотрудничает с НАТО, что вы можете сказать по этому поводу?
     - Мне часто приходится давать разъяснения по этому поводу. С одной стороны, Армения активно участвует в военно-политических интеграционных процессах в рамках ОДКБ, осуществляет стратегическое партнерство с Россией и параллельно развивает сбалансированное конструктивное сотрудничество в рамках Совета Евроатлантического партнерства и программы НАТО «Партнерство ради мира». Должен сразу сказать, что сегодня вопрос членства в НАТО не значится во внешнеполитической повестке Армении. Возможности сопряжения и относительно синхронного, пропорционального развития политики безопасности в обоих направлениях обусловлены общими задачами, стоящими перед этими двумя системами безопасности, общими подходами к нейтрализации угроз безопасности, наличием общих интересов.
     Сегодня становится очевидным, что для решения проблем безопасности в своих зонах влияния и ОДКБ, и НАТО взяли на вооружение принципиально схожие подходы, а глобальный масштаб и актуальность международных угроз отодвинули на второй план имеющиеся противоречия, вынуждая стороны все более и более расширять рамки сотрудничества. Следуя курсу комплементаризма (взаимодополняемости), мы пытаемся в пределах наших возможностей обеспечить поле для конструктивного взаимодействия заинтересованных государств и безопасностных систем, руководствуясь общими интересами, способствуя смягчению существующих противоречий. Можно сказать, что сотрудничество Армении в рамках ОДКБ и сотрудничество с НАТО не только не вступают в противоречия, а, наоборот, взаимодополняют друг друга, создавая дополнительные гарантии безопасности, как для нашей страны, так и для региона в целом.
     - Вероятно, что у Армении есть свое видение перспектив дальнейшего совершенствования механизма взаимодействия между государствами-членами ОДКБ. Каким вам видится будущее Организации?
     - Наше видение ОДКБ в новом качестве сводится к тому, чтобы в ней гармонично и гибко сочетались функции противодействия как традиционным, симметричным, так и современным вызовам и угрозам. Нахождение оптимального баланса в структуре сил и средств противодействия различным типам угроз является залогом успеха эффективной универсализации нашей Организации. В плане противодействия современным вызовам и угрозам ОДКБ, формируя систему вспомогательных органов и сил, наряду с институционализацией многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, созданием миротворческого потенциала, должна также включать крайне важные для всех наших стран действенные механизмы сотрудничества в области быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
     С другой стороны, также необходимо, чтобы не ослабевало внимание на стержневой для нашей Организации военной составляющей. Дальнейшему ее совершенствованию и усилению должна способствовать ускоренная доработка соответствующей нормативно-правовой базы, касающейся формирования механизма конкретного взаимодействия межгосударственных органов при необходимости выполнения статьи 4 Договора о коллективной безопасности. В частности, речь идет о принятии протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам – членам ОДКБ. Напряженность и вооруженные конфликты, сохраняющиеся в некоторых регионах, соседствующих с зоной действия ОДКБ, заставляют нас предпринимать все необходимые шаги по дальнейшему укреплению системы коллективной безопасности. Мы активно продолжаем совершенствовать архитектуру региональной и международной безопасности, прилагаем усилия по поиску эффективных путей предотвращения и разрешения потенциальных и существующих конфликтов, тем самым укрепляя перспективы безопасного и стабильного развития государств ОДКБ.
     - Каковы ближайшие перспективы развития вооруженных сил Республики Армения? Какой мы увидим национальную армию через 5-10 лет?
     - Прежде чем перейти к вопросу о будущем армянской армии, мне бы хотелось сделать маленький экскурс в историю ее создания, пройденного ею пути. Тем более что совсем недавно, 28 января, мы отпраздновали юбилей – 15-ю годовщину создания вооруженных сил Республики Армения.
     Конечно же, 15 лет в истории – это срок небольшой. Десятки стран, причисленных к сильнейшим мира сего, имеющих вековые традиции государственности, достаточные людские и финансовые ресурсы, иногда проходили более длительный путь становления. За свою непродолжительную историю наша армия, практически созданная с нуля, закалилась и стала главнейшим гарантом независимой государственности, источником законной гордости армянского народа. Сегодня разные международные аналитики и эксперты дают высокую оценку вооруженным силам Республики Армения, считая их одними из самых боеспособных в регионе, а если вернуться в девяностые годы прошлого столетия, можно вспомнить о том, что тогда никто даже и не предполагал, что Армения станет страной, обладающей армией действующего уровня. Нам ясно, что армия – не окаменелая структура, что для обеспечения безопасности государства и общества она должна идти в ногу со временем, иначе говоря, строительство вооруженных сил мы рассматриваем как перманентный процесс.
     Исходя из этого, министерством обороны Республики Армения подготовлена программа мероприятий поэтапного реформирования вооруженных сил. Рассчитанные сроком на 10 лет военные реформы включают в себя все важнейшие элементы и сферы, которые путем модернизации и преобразований обеспечат создание вооруженных сил, соответствующих требованиям XXI века. В этом процессе нами предусматривается использование опыта и консультаций наших союзников и партнеров, и прежде всего нашего стратегического партнера – России. В основу реформ положены наши национальные интересы и особенности.
     Не секрет, что в процессе создания и развития вооруженных сил Армении, учитывая наши национальные особенности и задачи военной безопасности, мы в основном применяли советские стандарты. Это, несомненно, дало желаемые положительные результаты. Однако сегодня, когда сформировалось конструктивное сотрудничество и с европейскими структурами безопасности, в частности с НАТО, появились хорошие возможности для изучения и использования богатого опыта западных стран в сфере военного строительства. В то же время реформы в оборонной сфере имеют целью развивать навыки нетрадиционного для наших вооруженных сил характера, которые сформировались в рамках современных требований международной безопасности. Таковыми в основном являются механизмы борьбы с международным терроризмом, миротворческие навыки и другие. Возьму на себя смелость сказать, что успешное претворение военных реформ в жизнь позволит нам уже через 10 лет создать современные, боеспособные и оснащенные современной техникой вооруженные силы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex