на главную страницу

16 Мая 2007 года

Армия России: век XXI

Среда

Сержант – учитель для солдата

Генерал армии Александр БЕЛОУСОВ -
первый заместитель министра обороны
Российской Федерации



     Одно из наиболее важных направлений развития военной организации государства - совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил. В рамках этого направления с 1 января 2008 г. будет осуществлен переход к 12-месячному сроку службы по призыву. Этот важный этап реформирования Вооруженных Сил вызван объективной необходимостью, социальным заказом общества, желающего иметь боеготовые, заслуживающие высокого доверия, престижные армию и флот.
     Не буду касаться всех аспектов этого процесса, в котором, безусловно, есть и трудности, связанные с обеспечением достаточной укомплектованности Вооруженных Сил при поддержании подготовленного резерва на необходимом количественном и качественном уровне. Среди проблемных вопросов существенно возросшая с сокращением срока службы по призыву до одного года сложность подготовки военнослужащих-специалистов на уровне, обеспечивающем гарантированное решение задач по предназначению.
     Этим продиктована необходимость создания профессионального ядра военной организации государства - на основе перехода к контрактному принципу комплектования должностей сержантов и старшин. Этот шаг обоснован и крайне необходим, поскольку младший командный состав является опорным фундаментом армии и флота.
     
Армейский костяк из нижних чинов

     Известнейшие полководцы и властители видели в сержантах основу, «становой хребет» армии и проявляли глубокое уважение к ним. Это можно ощутить в высказываниях Наполеона: «Египет пал к ногам не генералов и консулов, он покорен гражданином республики, а лучшие из граждан республики - мои капралы…» Или
     Павла I: «Моя армия начинается с унтера, живет в унтере и побеждает унтером».
     Военная история содержит множество примеров воинской доблести младших командиров. Однако их роль состоит не только и не столько в личной храбрости и лидерских качествах на поле боя. Основное содержание и главная задача каждого из сержантов и старшин – воспитание и обучение подчиненных. Суть этой деятельности емко и лаконично выразил в свое время генерал Драгомиров: «В зависимости от назначения солдата для боя занятия с ним представляют два главных отдела: 1) развитие в человеке зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природою; 2) передачу ему разных материальных навыков, делающих его более способным к защите и к нанесению вреда врагу. Первому отделу приличествует название – воспитание, второму – образование, обучение солдата».
     В Русской армии и на флоте нижние чины были промежуточным звеном между офицерами и солдатами, унтер-офицерам и старшинам отводилась главная роль в превращении новобранца в воина. В строевых частях пехоты, в кавалерии, артиллерии, инженерных войсках, равно как и в экипажах флота, исключительно они занимались обучением и воспитанием солдат и матросов. Нижние чины непосредственно готовили рядовых, особенно новобранцев, к воинскому строю, выполнению различных служебных обязанностей, к действиям в боевых порядках. Наделение унтер-офицеров, сержантов и старшин столь значимой ролью в деле подготовки молодых воинов обосновано логикой их положения в управлении боем. Ведь именно через них осуществлялось руководство элементами боевого порядка. Так, с опорой на десятских командиров были организованы армия Спарты и армия Александра Македонского, так строились вооруженные группы в воинстве монголов и именно так, от уровня десятников, была отлажена организация казачьих округов в России.
     Уставом о внутренней службе в пехотных войсках 1877 г. статус младшего командира определен следующим образом: «При нынешнем развитии стрелкового боя взводные унтер-офицеры, отделенные начальники должны быть действительными начальниками подчиненных им нижних чинов». Этим же уставом был четко определен круг их обязанностей в строю и вне строя, во внутреннем быту и при обучении солдат.
     Военный министр России А. Редигер (1906–1912 гг.), разъясняя требования к подготовке войск, указывал: «Воинская часть может быть хороша лишь при хорошем составе унтер-офицеров; при отсутствии же этого условия все старания высших начальников могут остаться тщетными». Важно понимать особенности пройденного Российской армией и флотом в начале ХХ века периода, когда осуществлялась военная реформа, – от проигранной японской кампании и революционной смуты 1905 г. через реорганизацию и перевооружение, проводимые в условиях грядущего передела мирового устройства, к боеспособному состоянию, которое, по оценке современников, позволяло считать Россию гарантом мира на европейском континенте.
     
На фронтах Второй мировой

     Вторая мировая война высокую роль младших командиров в войсках и на флотах всех воюющих стран не просто подтвердила, но и многократно усилила. В английской и американской армиях, к примеру, на наиболее подготовленных сержантов наравне с офицерами возлагалась ответственность за управление действиями разведывательно-диверсионных групп в ходе морских и воздушных десантных операций. Совершенствовалась организация работы комендатур и военной полиции, которые в своей деятельности также опирались на младший командный состав.
     Для нас из исторического опыта Великой Отечественной войны наиболее важно извлечь уроки, связанные с развитием системы боевой подготовки и воспитанием личного состава. На начальном этапе Великой Отечественной наши армия и флот несли огромные потери не только из-за внезапности нападения фашистской Германии, не только из-за просчетов военно-политического руководства Советского Союза, но и в результате слабых сторон боевой подготовки. Более половины подготовленных перед войной средних и младших командиров регулярных частей РККА были выведены из строя в первые же месяцы войны.
     Фронты непрерывно требовали восполнения потерь, отмобилизования всех резервов. Разумеется, не за счет введения в бой неподготовленных новобранцев. Поскольку уже к августу-сентябрю 1941 г. выяснилось, что противник и тактика его действий отличаются от устоявшихся представлений, обучать войска предстояло по-новому.
     В этих условиях в практику боевой подготовки стала активно внедряться система наставничества, когда наиболее подготовленные сержанты и старшины, получившие фронтовую закалку, предметно передавали свой опыт молодому пополнению. Так, например, была организована подготовка личного состава в резервных частях и маршевых батальонах, что позволяло в течение нескольких недель дать новобранцу самые важные знания и привить самые необходимые навыки, сплотить отделение, экипаж, расчет.
     
О пользе зарубежного опыта

     Организация повседневной деятельности современных армий опирается на традиции, опыт военной истории. Сержанты и старшины и в наше время - основные помощники офицеров в организации боевой подготовки и службы войск. Они, как непосредственные начальники солдат и матросов, как подготовленные военные специалисты, призваны обучать и воспитывать подчиненных в мирное и военное время.
     В качестве поучительных примеров можно привести организацию сержантского корпуса армии США, службы капралов иностранного легиона Французской республики. Однако простое копирование таких систем, перенос в нашу армейскую практику «выборов», требований по образовательному цензу или льгот по предоставлению гражданства для младших командиров иностранного легиона нельзя считать приемлемыми. Кроме того, что наши армия и флот имеют собственные традиции, надо учитывать и экономические возможности государства.
     Объективный анализ показывает, что в армиях тех государств, где основным способом комплектования вооруженных сил остается всеобщая воинская обязанность и где сержантский корпус формируется из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, уровень профессионализма и ответственности младших командиров не удовлетворяют непрерывно возрастающим требованиям.
     
Требования к младшим командирам

     На современном этапе развития Вооруженных Сил России роль сержантов и старшин постоянно возростает. Армия и флот оснащены сложным вооружением и техникой. Применение их в бою, как и обслуживание, требует глубоких знаний и прочных навыков от каждого воина, входящего в отделение, расчет, экипаж. Причем с сокращением срока службы по призыву до одного года подготовить специалиста, способного гарантированно решить задачи по предназначению, станет гораздо сложнее.
     


     Сержант (от французского sergent – служащий) - воинское звание военнослужащих, относящихся к младшему командному составу. Впервые воинское звание сержант появилось в XV веке во французской, а затем в германской и английской армиях. В России звание (чин) сержанта введено в XVII веке в полках «нового строя». В РККА воинское звание сержант введено приказом народного комиссара обороны 2 ноября 1940 г., для младшего начальствующего состава ВМФ - постановлением Совета Народных Комиссаров СССР 30 ноября 1940 г.
     


     Повышению качества подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, должно способствовать комплектование должностей сержантов и старшин контрактниками. В свою очередь, это обусловливает повышение требований, предъявляемых к сержантскому составу, совершенствование подходов к их подготовке. В идеальном случае каждый сержант, старшина должен в совершенстве владеть всеми воинскими специальностями в своем подразделении – отделении, расчете, экипаже боевой машины, корабельном заведовании. Добиться таких профессиональных качеств можно только путем создания профессионального младшего командного звена при четко организованной системе отбора, обучения, повышения квалификации сержантов и старшин.
     Советский полководец и теоретик военного дела Михаил Васильевич Фрунзе, руководивший в 1924 — 1925 гг. военной реформой, подчеркивал: «Младший командный состав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки воинской части». Такой вывод актуален и в наше время.
     Существует органическая, тесная связь между воинской дисциплиной и воинским мастерством. Она обусловлена тем, что формирование высоких морально-психологических и боевых качеств и совершенствование воинского мастерства невозможно без крепкой воинской дисциплины. Дисциплинированный и исполнительный воин к боевой учебе относится со всей ответственностью. Он хорошо понимает, что качественные изменения в вооружении, боевой технике, способах ведения современного боя предъявляют более жесткие требования и к боевой подготовке. А боевая подготовка не может быть эффективной без крепкой, сознательной дисциплины.
     Нельзя не отметить, что негативные явления, связанные с нарушением уставного порядка, в войсках до конца не изжиты. В значительной степени из-за нынешней системы комплектования войск младшими командирами и организации их службы. На должности сержантов и старшин сегодня назначаются военнослужащие, которые были призваны одновременно с рядовыми и матросами. По жизненному опыту, знанию военного дела, лидерским качествам и организаторским умениям они принципиально не отличаются от тех, кем командуют, кого призваны обучать и воспитывать.
     Между тем время обязывает организовывать повседневную учебу так, чтобы не только отрабатывать нормативы и приемы боя, но и постоянно закаливать волю людей, вырабатывать у них высокую боевую активность, сознательное отношение к выполнению воинского долга. Совершенно очевидно, что готовность к бою формируется в процессе преодоления трудностей, приобщения к нестандартным ситуациям, включающим в себя элементы разумного риска, высокой моральной и психологической напряженности, большие физические нагрузки. Роль младших командиров в динамике такой боевой подготовки переоценить невозможно. Они не только ближайшие начальники, но и ближайшие воспитатели подчиненных.
     Воспитание военнослужащих – единый и непрерывный процесс, осуществляемый в течение всей военной службы. Он реализуется через воспитательные возможности всех видов воинского труда: комплекса предметов боевой подготовки и решения разнообразных задач повседневной военно-служебной деятельности – боевое дежурство, караульная, гарнизонная и внутренняя службы, обслуживание боевой техники и оружия, выполнение хозяйственных работ и т.д. Воспитание личного состава в процессе военной службы неразрывно связано с постоянным совершенствованием учебно-воспитательной работы в процессе боевой подготовки. Каждая учебная дисциплина обладает присущими ей воспитательными возможностями, которые важно знать и уметь реализовать на практике.
     Непременным условием воспитательного воздействия боевой учебы, всех других видов повседневной деятельности войск является их четкая, методически правильная организация, которая, кроме всего прочего, формирует нетерпимое отношение к разболтанности, способствует выработке постоянной готовности к боевым действиям.
     Из этого следует, что сержанты и старшины, заботясь о воспитании у подчиненных высокой сознательной дисциплинированности, призваны столь же последовательно и настойчиво обучать их воинскому мастерству. Тут особенно важен личный пример отличного владения оружием и боевой техникой, умелого их использования. Только в этом случае младшие командиры имеют моральное право воспитывать подчиненных, способны передать им любовь к оружию и технике, научат бережно к ним относиться.
     
Повышение социального статуса

     Размышляя о требованиях, направлениях развития корпуса младших командиров, нельзя не сказать и о необходимости повышения их социального статуса. Перспективы служебного роста сержантов и старшин должны сочетаться с одновременным повышением их социального уровня, благосостояния. Только таким путем нелегкую службу на должностях младших командиров можно сделать престижной и привлекательной.
     Осознавая это, мы сосредотачиваем большие усилия на совершенствовании условий расквартирования военнослужащих, развитии социальной инфраструктуры: строительстве культурно-досуговых центров, школ, детских садов, поликлиник. Надеемся привлечь к службе по контракту в качестве младших командиров социально состоявшихся, семейных граждан, которые по морально-этическим качествам представляют собой наиболее стабильную группу населения страны.
     Многое значит приемлемый уровень денежного довольствия, материальное стимулирование военнослужащих, проходящих службу по контракту. Планируется надбавка к окладу по занимаемой должности сержантскому и старшинскому составу за работу с личным составом, а также надбавка за особые условия боевой подготовки плавсоставу ВМФ. Для стимулирования заключения долгосрочных контрактов о прохождении военной службы будут введены различные единовременные выплаты и надбавки к ежемесячному денежному содержанию за выслугу лет.
     
Цели Всеармейского совещания

     Важнейшие аспекты перечисленных выше проблем и будут обсуждаться в ходе предстоящего первого Всеармейского совещания сержантов и старшин Вооруженных Сил. Оно будет проходить на территории одной из воинских частей Московского военного округа в период с 21 по 24 мая 2007 г. Повестка его такова: «Выработка путей совершенствования работы младших командиров в укреплении правопорядка, законности, воинской дисциплины, повышения эффективности правовой и предупредительно-профилактической работы среди военнослужащих». Как видим, разговор предстоит разносторонний и обстоятельный. Немалое внимание будет уделено пропаганде передового опыта работы сержантов и старшин.
     В работе совещания примут участие свыше 500 человек. Около трети из них составят военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. По категориям состав участников будет следующим: старшины подразделений и им равные – 5%, заместители командиров взводов и им равные – 40%, командиры отделений и им равные – 50%, младшие специалисты – 5%.
     На совещание будут приглашены сержанты и старшины, добившиеся высоких результатов в боевой подготовке и воинской дисциплине.
     Для армии и флота такое совещание - событие нерядовое, знаковое. Ответственность за его организацию, контроль за проведением министр обороны возложил на меня. Впервые проводимое на таком уровне совещание вызвало активный интерес со стороны руководителей федеральных органов власти – министерств Российской Федерации. В работе совещания примут участие представители общественных организаций, в том числе члены совета сержантов и матросов запаса морской пехоты «Тайфун». Не сомневаюсь, что живой диалог, откровенный обмен мнениями позволят более полно сформулировать позиции, более четко обозначить те конкретные задачи, которые всем нам предстоит решать в процессе дальнейшего совершенствования военной организации государства. Решать при тесной опоре на сержантов и старшин. Жизнь на каждом шагу убеждает: если хорошо подготовлены отделение, экипаж, расчет, команда, то и полк, корабль способны успешно выполнить самую сложную боевую задачу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex