на главную страницу

16 Мая 2007 года

Наша жизнь

Среда

А рядового Терскую – в наряд!

Елена КОЛОСЕНЦЕВА, «Красная звезда».



2007 год в России провозглашен годом ребенка. И «Красная звезда» задумалась: а «совместимы» ли дети и армия? Казалось, что ответ будет положительным: как правило, лучшие бойцы армии – сыновья военнослужащих. Но на практике в армии детям не очень-то рады. Многие семьи не имеют собственного угла, количество детских садов в военных городках минимально, а матери-одиночки вынуждены нести военную службу на равных условиях с мужчинами.

     Прапорщик Екатерина Терская (имя и фамилия изменены. – Е.К.) служит в небольшой авиационной части в Псковской области. Она давно развелась с мужем и осталась одна с ребенком. Сыну в этом году исполнилось семь лет. Но семейные сложности Екатерины никого в части не волнуют, отношение командиров сводится к тому, что они в прапорщике – женщине видят только «штатную единицу».
     «Правомерны ли действия командования, если меня ставят в суточный наряд дежурной по столовой с 17 часов одного дня до 17 часов следующего, а также направляют в наряды в выходные и праздничные дни? Поверьте, крайне неудобно заступать в наряд, зная, что ребенок один дома», – обратилась за разъяснением в «Красную звезду» Екатерина.
     Сейчас при небольших воинских частях просто нет детского сада, а даже если и есть, то работает как обычное учреждение до семи-восьми вечера. Получается, что матери-одиночки, служащие в Российской армии, а их, кстати, не так мало, либо всю ночь в наряде беспокоятся за своих одиноких деток, запертых в четырех стенах, упрашивают знакомых и соседей «удочерить» или «усыновить» дитя на ночь.
     «Никакой информационной помощи в нашей части не найти, поэтому доказать неправомерность решений командиров в отношении меня невозможно», – продолжает Екатерина Терская.
     Действительно, слишком мало в законе норм, оберегающих материнство женщин-военнослужащих. А те, что есть, лишь закрепляют их основные права: право на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до трех лет и ограничение в подъеме тяжестей. Выходит, что для женщин-военнослужащих в России, которых насчитывается около 160 тысяч, нюансы службы зависят только от командиров. От их личного отношения к тому, что у женщин, кроме служебных, есть и материнские обязанности. Вот и получается: захотел командир – и будет женщина направлена в суточный наряд или на дежурство в праздник. Формально, конечно, все правильно – служба превыше всего, а по сути…
     Среди военнослужащих мужского пола бытует мнение, что женщины идут в армию только по одной причине – чтобы удачно выйти замуж за офицера. Поэтому отношение к слабому полу в воинских частях подчас негативное. А между тем, выходя замуж за военного, женщина прекрасно отдает себе отчет, что ее ожидает: как правило, отсутствие работы, переезды из гарнизона в гарнизон, небольшое денежное довольствие мужа. Поэтому выход у нее один: чтобы поддержать бюджет семьи, поступать на военную службу. А если семейная жизнь не задалась, а жить приходится в гарнизоне с ребенком на руках, то тем более. Поэтому командирам стоит внимательнее, заботливее относиться к подчиненным из числа военнослужащих-женщин и, по возможности, полнее учитывать их пожелания, связанные с воспитанием малолетнего ребенка.
     С другой стороны, в России уже давно обсуждается возможность пересмотра особых прав женщин-военнослужащих по примеру ряда зарубежных стран. Там статус у мужчин и женщин примерно равный. Например, женитьба или рождение ребенка на службе – это нарушение контракта. Так что в России, можно полагать, еще щадящее законодательство, хотя оно все же нуждается в совершенствовании. При этом важно помнить и о демографической проблеме, которая в России острее чем где-либо.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex