на главную страницу

16 Мая 2007 года

История без ретуши

Среда

Адмирал Колчак: жертва или злодей?



На прошлой неделе в «Красной звезде» (11 мая с.г.) был опубликован материал кандидата исторических наук Вероники Романишиной об адмирале А.В. Колчаке. Как и следовало ожидать, он вызвал неоднозначную реакцию наших читателей. Чтобы быть непредвзятыми и представить всю палитру взглядов на несостоявшегося верховного правителя России, мы подготовили подборку мнений относительно этой исторической личности.

     НАПОМНИМ, бывший верховный правитель России адмирал Александр Колчак и председатель колчаковского правительства Виктор Пепеляев были расстреляны в ночь на 7 февраля 1920 года в Иркутске по постановлению Иркутского военно-революционного комитета № 27 от 6 февраля 1920 года. Тела были сброшены в прорубь во льду на Ангаре. 30 мая 1920 года по решению Чрезвычайного революционного трибунала при Сибирском революционном комитете к различным мерам наказания, вплоть до исключительной, были приговорены более 20 членов колчаковского правительства.
     Прокуратура Омской области, изучавшая по заданию Генеральной прокуратуры РФ архивные материалы о деятельности верховного правителя России Александра Колчака, не нашла оснований для его реабилитации. Об этом в январе 2007 года сообщило агентство Интерфакс. Архивные материалы были предоставлены Главной военной прокуратурой, еще в 2005 году подтвердившей законность отказа суда военного округа в реабилитации Колчака.
     Сотрудники Генпрокуратуры РФ, занимающиеся изучением «дела Колчака» одновременно с омской группой, пока что не дали своего заключения. Вместе с тем Омская областная прокуратура приступила к рассмотрению вопроса о реабилитации членов правительства адмирала Колчака. Изучение материалов о его деятельности займет, как ожидается, несколько месяцев.
     Ранее военным судом уже рассматривался вопрос о реабилитации адмирала Колчака в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Определением суда Колчак был признан не подлежащим реабилитации.

     КОРРЕСПОНДЕНТ «Красной звезды» Александр Захарович Кочуков незадолго до своей смерти начал собирать материалы о белом адмирале, чтобы подготовить о нем очерк. К сожалению, не успел… Остались лишь некоторые записи, которые, как представляется, весьма интересны.

     
«…Бесцельно помогать белым»

     Недавно случайно наткнулся в одной из газет на любопытный материал касательно адмирала Колчака. Его автор В.И. Локтионов ведет речь о творчестве Валентина Пикуля и указывает, что писатель проявлял немалый интерес к флотской теме и дворянскому офицерству. Отмечается, что Пикуль был первым из тех, кто стал хвалить Колчака «как бы вскользь под патриотическим соусом».
     Колчак, оказывается, родом из бессарабских дворян, его фамилия в турецком языке означает «ядовитый гриб».
     Относительно оценок Локтионовым скромной роли Колчака в арктических исследованиях можно, наверное, поспорить. Как говорится, слова из песни не выкинешь: будущий белый адмирал в молодые офицерские годы действительно проявлял интерес к географическим исследованиям и добросовестно участвовал в русской полярной экспедиции, исследовавшей Арктику под руководством барона Э.В. Толля. Вряд ли барон стал бы называть его именем остров в Карском море, будь молодой офицер бездарью или лентяем. Колчак, что достоверно известно, непосредственно участвовал в сложном обследовании полуострова Таймыр, занимался уточнением картографической съемки полярных земель.
     В начале Первой мировой войны Колчак, будучи старшим минным офицером на Балтике, воевал честно, хотя яркими успехами похвастаться не мог. Карьера у него складывалась успешно - может быть, сказалось и то, что офицера отличала преданность трону, ей также могло способствовать его участие в деятельности одной из петербургских масонских лож.
     Так или иначе, он достаточно молодым стал командующим Черноморским флотом. Колчак лично выходил в море и командовал отрядами кораблей, но, по некоторым свидетельствам, неудачно. При нем флот потерял линкор «Императрица Мария», который по неизвестной до сих пор причине взорвался на рейде Севастопольской бухты…
     В годы Гражданской войны верховный правитель России Колчак не проявил себя ни талантливым военачальником (да и как флотоводец мог руководить сухопутными силами?), ни искусным политиком. Не могу не согласиться с Локтионовым, несмотря на некоторую резкость его высказывания: «Надо быть законченным кретином, отъявленным честолюбцем и мерзавцем, чтобы противопоставить себе и своему движению естественных соратников и союзников: кулаков, попов, кадетов и прочих либерал-демократов. Дело не только в тотальном терроре и грабежах, экспроприациях и поголовных мобилизациях. Вдоль всей транссибирской железной дороги было изнасиловано почти все женское население старше 12 лет белогвардейцами, белочехами и прочими союзниками».
     Красноречива телеграмма, которую генерал Нокс, представитель королевского правительства Великобритании в Омске, отправил в Лондон в июле 1919 года: «...Если 150 миллионов русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым».
     * * *
     В набросках Александра Кочукова мы нашли и такую интересную запись (к сожалению, наш коллега не пометил источник):
     «Колчак после Октябрьского переворота действительно просился на службу в английскую армию «хотя бы простым солдатом». Обратился он с такой просьбой к английскому посланнику в Токио сэру Грину. Через некоторое время получил положительный ответ и направление в Бомбей, откуда его должны были переправить в британские владения в Месопотамии. Но на полпути Колчак получил телеграмму, в которой говорилось, что ему не следует ехать в Месопотамию, так как британская корона не нуждается в его услугах. Поэтому Колчак перебрался в Пекин в посольство России, оттуда выехал в Сибирь, чтобы бороться с большевиками».
     * * *
     Когда материал о Колчаке был уже почти готов к публикации, один из наших коллег наткнулся в русскоязычном Интернете на материал Арсена Мартиросяна, размещенный на сайте журнала «За семью печатями». Исследователь доказывает, что «документы свидетельствуют: без Колчака Россия, пусть и Советская, не лишилась бы Прибалтики, Западных Украины и Белоруссии». Изложенные в статье оценки бывшего верховного правителя России во многом совпадают с размышлениями Александра Кочукова, и мы думаем, что они будут интересны и читателям «Красной звезды» (материал публикуется с небольшими сокращениями).
     
Мундир английский – правитель омский

     11 НОЯБРЯ 1918 года в пригороде Парижа - Компьене было подписано так называемое Компьенское соглашение о перемирии на 36 дней, фактически положившее конец Первой мировой войне и определившее мироустройство вплоть до прихода к власти в Германии Гитлера. Хотя Советская Россия не участвовала в подписании этого соглашения, выйдя из войны после заключения мира с немцами в Брест-Литовске 3 марта 1918 года, в Компьене бурно обсуждалась судьба российских территорий, отошедших к кайзеровской Германии по этому мирному договору.
     В статье 12-й соглашения говорилось: «Все германские войска, ныне находящиеся на территориях, входивших до войны в состав Российской империи, должны вернуться в Германию, как только союзники признают, что для этого настал момент, приняв во внимание внутреннее положение в этих районах».
     Казалось бы, все логично, но… реальное отношение стран Антанты к этому вопросу пояснял секретный подпункт к этой статье. Он обязывал Германию держать свои войска в Прибалтике для борьбы с Советской Россией до прибытия туда частей и флотов стран-победительниц. По сути Антанта хотела отторгнуть оккупированные немцами территории от России и получить их как бы в качестве военных трофеев с поверженной Германской империи.
     Самое интересное: захват этих земель был запланирован союзниками в декабре 1916 года, еще до краха Российской империи. Претворять его в жизнь начали 23 декабря 1917 года, когда была подписана англо-французская конвенция о разделе территории России.
     Неучастие Советской России в решении судьбы оккупированных Германией земель обычно объясняют тем, что большевики, придя к власти, отказались выполнять обязательства, принятые на себя царским правительством, открестились от всех договоренностей, заключенных Россией до Октябрьской революции. Это-де развязало руки странам Антанты: они имели полное право отказаться выполнять и свои обязательства по отношению к бывшему союзнику, то есть не учитывать договоры, по которым в разное время к Российской империи были присоединены, например, Прибалтика, Западные Украина и Белоруссия, Бессарабия. Иными словами, Советская Россия начинала жизнь на внешнеполитической арене с чистого листа, и в сферу рассмотрения международного права попадали только договоренности, заключенные большевистским правительством.
     Все это могло бы быть так, если бы не одно «но»! А именно, если бы не тот самый Брест-Литовский мирный договор, по которому Советская Россия вышла из Первой мировой войны. Страны Антанты совершили серьезную ошибку, когда одним из условий перемирия выдвинули для Германии разрыв ею дипломатических отношений с большевиками. Кайзеровское правительство сделало это 5 ноября 1918 года. Согласно действовавшим тогда нормам международного права после разрыва дипотношений все ранее подписанные между немцами и Советской Россией договоренности автоматически теряли юридическую силу.
     Ситуация сложилась очень интересной. Согласно Брест-Литовскому соглашению Германия за сепаратный мир с Россией получала часть ее земель. С другой стороны, после разрыва дипломатических отношений эта договоренность аннулировалась, и территории, ранее отошедшие к немцам, возвращались под юрисдикцию Советской республики. Таким образом, вследствие разрыва дипотношений вся история отдачи и обретения вновь Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии не имела к царской России никакого отношения, и отторгнуть эти земли страны Антанты на законном основании не могли.
     9 ноября 1918 года кайзеровская Германия прекратила свое существование. Ей на смену пришла республика во главе с социал-демократом Эбертом-Шейдеманом. 11 ноября, в тот же день, когда был подписан Компьенский договор, он в одностороннем порядке заявил, что Брест-Литовский договор продолжает действовать. После этого заявления 13 ноября вооруженные силы Советской республики по приказу Ленина - совершенно в рамках международного права - попытались отбить у германцев Прибалтику. Однако эта атака была отбита.
     Страны Антанты понимали: Советская Россия никогда не признает законность отторжения территорий. Выход был только один: оформить захват земель с участием пусть и фиктивного, но признанного в мире российского правительства. Вот тут-то англичане и вспомнили об адмирале Александре Васильевиче Колчаке, завербованном ими еще в 1916 году.
     СОГЛАСНО ДОКУМЕНТАМ из английских и американских архивов, британская разведка завербовала капитана 1 ранга Колчака еще в его бытность командиром минной дивизии на Балтике. Вскоре, 28 июня 1916 года, он был назначен на пост командующего Черноморским флотом, причем по прямой протекции резидента английской разведки в России полковника Самуэля Хора и посла Великобритании Бьюкенена, которые попросту уговорили Николая II сделать это назначение. Так Колчак стал контр-адмиралом.
     С весны 1917 года к нему стали присматриваться и вступившие в войну США. «Амуры» между адмиралом и представителями американской разведки зашли настолько далеко, что когда он был направлен в Соединенные Штаты Временным правительством, его, несмотря на неопределенный статус, принял сам президент Вудро Вильсон. Колчак, видимо, приглянулся заокеанским политикам, которые благодаря своей экономической мощи вытеснили с главных ролей в Антанте англичан. Симпатичного адмирала отдали в руки госсекретаря Элиху Рута, который стал его готовить в «верховные правители России». До сознания Колчака довели, что главной задачей на этом посту должно стать удовлетворение американских и британских экономических интересов за счет русских земель.
     Как только стало понятно, что законных оснований для отторжения у России оккупированных Германией территорий нет, англичане вспомнили: у Антанты есть практически готовый диктатор, с удовольствием выполняющий любые их требования.
     Британскую идею сделать Колчака номинальным правителем России для ратификации отторжения Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии американцы восприняли на ура. Вскоре он под неусыпным контролем английского генерала Нокса и разведчика Дж. Маккиндера объявился в Сибири и стал во главе финансируемой Антантой армии.
     26 мая 1919 года Верховный совет Антанты направил Колчаку ноту, в которой извещал адресата о разрыве дипотношений с Советским правительством и выражал готовность признать адмирала легитимным правителем России, если тот письменно согласится на два условия. Во-первых, новый «русский диктатор» должен был признать законность отделения от России Польши (считай, Западной Украины и Западной Белоруссии) и Финляндии. Во-вторых, он должен был отдать решение вопроса об отделении от России Латвии, Эстонии, а также Кавказа и Закаспийской области на усмотрение арбитража Лиги Наций, если между ним и марионеточными прозападными правительствами этих земель не будет достигнуто соглашение, необходимое странам Антанты.
     12 июня 1919 года Колчак подписал требуемые бумаги, и мировое сообщество признало его легитимным правителем России. В итоге англичане и американцы добились того, чего хотели: «законное правительство» России, по сути, признало правомерность отторжения от нее территорий, причем не только оккупированных Германией в ходе Мировой войны. Таким образом, в рамках международного права у стран Антанты появилась возможность отхватить от России миллион квадратных километров.
     Если до подписания Колчаком требуемых соглашений западная помощь ему напоминала полноводную реку, то, как только англичане и американцы получили желаемое, они потеряли к адмиралу всякий интерес. Он попросту стал им не нужен. В результате его войска, уже не финансируемые Антантой, вскоре рассеялись под нажимом Красной Армии, а сам адмирал попал в руки большевиков и был расстрелян в 1920 году…
     Некоторые западные исследователи считают, что Колчак был завербован англичанами с помощью компромата: британцы якобы поймали его на употреблении кокаина. Однако в то время этот наркотик был разрешен и свободно продавался в любой аптеке как в России, так и в Европе. Нет, адмирал изменил России сознательно, и сам добровольно пошел на вербовку…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex