на главную страницу

22 Мая 2007 года

Тема номера

Вторник

Главные стимулы службы

На вопросы «Красной звезды» отвечает
первый заместитель министра обороны
Российской Федерации
генерал армии Александр БЕЛОУСОВ

Александр ТИХОНОВ. Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



     - В мае прошлого года на заседании Коллегии Министерства обороны были рассмотрены вопросы «О состоянии правопорядка и законности в Вооруженных Силах Российской Федерации и мерах по повышению правовой и предупредительно-профилактической работы среди военнослужащих». Тогда же обсуждались и пути совершенствования работы сержантов и старшин в воинских коллективах по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, повышению качества воспитательной работы младших командиров. Александр Васильевич, означает ли это, что младшие командиры были фактически признаны «слабым звеном» нашей армии?
     - Это больной вопрос. У меня, допустим, на протяжении всех моих 36 лет службы он стоял крайне остро. Подготовка младших командиров, предъявляемые к ним требования и отдача, которая должна от них быть, – все это нас не удовлетворяло. Так как у нас, говоря откровенно, сержантов фактически не было, а были солдаты с лычками на погонах, мало отличавшиеся от рядовых, придумывались – в нарушение уставных требований, регламентирующих организацию внутренней службы и обязанности должностных лиц, – всякого рода ответственные. Офицеры на сутки оставались в казарме, для того чтобы поддержать внутренний порядок, не допустить нарушений воинской дисциплины и т.д.
     Это, конечно, в корне неправильно. Хотя бы потому, что все наши великие полководцы, начиная с Суворова и заканчивая военачальниками советских времен, такими как Фрунзе, Тухачевский, четко определяли роль младших командиров и требования к ним. А Георгий Константинович Жуков, будучи министром обороны, даже говорил так: «Армией командую я и сержанты». Это правильно, потому что командир в сержантском звании ближе всего стоит к солдату, постоянно находится рядом с ним и на занятиях, и в казарме, прекрасно знает его нужды. И при определенной работе с ним, его воспитании сможет без офицера обеспечить поддержание, а если потребуется, то и наведение порядка в подразделении.
     - Вопрос лишь в том, где взять образцовых сержантов, и чтобы таких было не считаные единицы, а на каждой сержантской (старшинской) должности…
     - Сейчас мы вплотную подошли к решению этого вопроса. В соответствии с решением Верховного Главнокомандующего Владимира Владимировича Путина с 2009 года должна заработать Федеральная целевая программа по переводу сержантов и старшин, а также плавсостава подводных и надводных кораблей на контрактный способ комплектования (по этой программе планируется перевести на контракт порядка 65 тысяч сержантов и 21 тысячу матросов и старшин плавсостава). Кроме того, в программе будут участвовать все силовые ведомства, а, например, во Внутренних войсках МВД России численность младшего командного состава тоже немалая.
     - Значит, программа потребует немалых затрат?
     - По нашим подсчетам, нужно порядка 153 миллиардов рублей. Однако, как говорится, овчинка стоит выделки. Мы понимаем всю серьезность этой работы и ответственность, которая на нас лежит. К сожалению, ее не всегда понимают в других министерствах. Долгое время с Минэкономразвития и Минфином не удавалось согласовать проект программы. Хотя на этот счет все задачи были поставлены президентом, у данных министерств появлялись вопросы. Их позицию можно объяснить стремлением сэкономить бюджетные средства. Однако делать это надо в разумных пределах. И вообще я считаю, что на обороне страны экономить нельзя. Хочешь иметь боеспособную армию – надо в нее вкладывать.
     11 мая этого года в ходе совещания с представителями Минфина и Минэкономразвития мы все согласовали. Начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Лукин готовит соответствующие документы, чтобы после письменного их согласования с этими двумя министерствами направить проект программы в Правительство РФ. Подготовительный период этой программы Минобороны РФ предлагает провести в 2008 году, в ходе которого должно быть возведено жилье, завершено строительство учебных полей, чтобы с исполнительного периода можно было массово набирать личный состав.
     Осуществить перевод сержантов и старшин на контракт необходимо как можно быстрее, чтобы вылечить наконец-то нашу армию от старой головной боли: решить вопросы соблюдения законности и правопорядка, воинской дисциплины, обучения и воспитания личного состава.
     - Каково сейчас соотношение численности военнослужащих по призыву и солдат (матросов), и сержантов (старшин) по контракту?
     - С 1 января 2008 года мы переходим на 12-месячный срок службы, и к этому времени солдат (матросов) и сержантов (старшин) по контракту должно быть 70%, по призыву – 30%. Уже сейчас мы близки к этому соотношению.
     - Где лучше отбирать контрактников: из запаса или из числа солдат и сержантов по призыву?
     - Войсковая практика не дает однозначного ответа на этот вопрос. На мой же взгляд, лучше на контрактную службу брать зрелых военнослужащих, желательно семейных.
     - Семейные контрактники без жилья надолго в армии не задержатся…
     - При подведении итогов за 2006 учебный год у Президента РФ состоялся разговор с командующими войсками округов, флотов, заместителями министра обороны, в ходе которого Владимир Владимирович Путин согласился с тем, что все семейные военнослужащие по контракту должны быть обеспечены служебным жильем. А сейчас этот вопрос встал очень остро.
     Еще в 2004 году, когда начинался эксперимент по переводу на контракт 76-й дивизии ВДВ, мы планировали обеспечить всех женатых контрактников служебным жильем. Это привязало бы их к службе, и оказывать влияние на контрактника, призывая служить хорошо и долго, стали бы не только командир, но и супруга этого солдата или сержанта.
     К сожалению, тогда отдельные руководители государственного масштаба с этим предложением Министерства обороны не согласились, запретив нам это делать. Поэтому мы были вынуждены для размещения солдат и сержантов по контракту пойти по пути строительства казарм-общежитий кубрикового типа.
     Повторю: лучше брать на контрактную службу уже сложившихся, состоявшихся семейных людей. Но для этого надо создать им условия: прежде всего обеспечить служебной жилплощадью и соответствующим денежным содержанием.
     Если говорить о солдатах и сержантах по призыву, которые подписывают контракт, то с ними часто возникает проблема его продления. Зачастую вчерашний призывник подписывает первый контракт неосознанно, к моменту его окончания тоска по малой Родине берет свое, и задержавшийся на три года на военной службе молодой человек увольняется из армии. Однако контрактную армию, в которой 90% солдат и сержантов будут увольняться после первого контракта, никакое, даже очень богатое, государство содержать не сможет.
     - Почему?
     - Контрактная армия в сто раз дороже, чем состоящая из солдат и сержантов по призыву, и если нам постоянно надо будет вкладывать средства в обучение все новых и новых людей, а практически все подготовленные будут после первого контракта увольняться, никаких денег не хватит. В связи с этим основная наша цель – всеми способами заинтересовать людей, чтобы они служили по три-четыре контракта, дослуживались в конце концов до военной пенсии и только после этого увольнялись.
     - За счет чего этого можно достичь?
     - В первую очередь за счет повышения привлекательности военной службы. Кроме различных социальных льгот, должны регулярно повышаться воинские оклады, улучшаться социально-бытовые условия (возведение жилья, различных культурно-досуговых заведений в городках, где можно и спортом позаниматься и в конце концов зайти в бар кружку пива выпить). Вот когда все это будет реализовано, тогда военная служба станет привлекательной.
     Кстати, мы не с чистого листа начинаем работу по переходу на контракт. США, создавая контрактную армию, лишь примерно к 1982 году смогли стабилизировать ситуацию. А на первых порах после войны во Вьетнаме в американскую армию собирали все отребье, не пригодное для гражданской жизни. Может, грубо сказано, но так и было. Затем по мере наращивания льгот, в том числе введения возможности получить бесплатное высшее образование, регулярного повышения денежного довольствия, улучшения социально-бытовых условий за 12 лет американцы смогли укомплектовать хорошую боеспособную контрактную армию.
     - Какая сейчас у нас существует система социальных стимулов для возобновления контрактов с Министерством обороны?
     - На мой взгляд, основные социальные стимулы – жилье, стабильная заработная плата и возможность бесплатно получить высшее образование.
     Законодательная база для бесплатного получения солдатами и сержантами по контракту высшего образования у нас уже существует. А вот заработная плата, к сожалению, низка и практически ни в одном регионе не достигает размера тамошней средней зарплаты. Даже в небогатой Ивановской области, прежде жившей за счет ткацких фабрик, которые сейчас простаивают, солдат 98-й воздушно-десантной дивизии получает меньше, чем средняя зарплата по области. Однако служить солдатом, к тому же в десантной дивизии, гораздо тяжелее, чем работать на производстве. Вот и комплектуются Воздушно-десантные войска контрактниками в основном за счет солдат и сержантов по призыву. Так что необходимо постоянное повышение денежного содержания военнослужащих-контрактников.
     - Наверное, это повышение должно быть более заметным?
     - Согласен. К примеру, в прошлом году было повышено денежное вознаграждение за классную квалификацию. При этом класс мастера предусматривает повышение оклада по воинской должности на 10%. Однако с учетом размера оклада рядового в полторы тысячи надбавка составляет 150 рублей. Я считаю, это крайне мало и просто несерьезно.
     - Обучать солдат и матросов – одна из первых обязанностей сержантов и старшин. При этом есть воинские специальности, особенно на флоте, научить которым рядовой состав очень не просто. Получается, уровень профессиональной подготовки самих младших командиров должен быть высоким: они должны знать непосредственно предмет обучения и к тому же обладать педагогическим мастерством. Не планируется ли в связи с этим открытие новых специальных учебных заведений для сержантского (старшинского) состава с годичным и более сроком обучения?
     - Открытие специальных учебных заведений по подготовке сержантов (старшин) контрактной службы пока мы не планируем. У нас и сейчас существуют учебные соединения и части, которые обеспечены довольно приличной учебно-материальной базой и которую, подчеркну, мы постоянно наращиваем: продолжается поставка современных компьютерных тренажеров, других новейших технических средств обучения. Так что сейчас нужно контрактников - кандидатов на сержантские должности пропустить через эти учебные части, для того чтобы они усвоили разработанную специально для них программу.
     Конечно, чтобы освоить специальности рядового состава на флоте и в авиации, где техника и вооружение в основном высоких технологий, нужна хорошая подготовка. Именно поэтому в Федеральной целевой программе по переводу сержантов на контрактный способ комплектования и предусмотрен перевод на контракт также плавсостава надводных и подводных кораблей ВМФ. И хотя эта программа рассчитана на 2009–2011 годы, мы стремимся к тому, чтобы плавсостав был переведен на контракт до конца этого года. В подводном флоте этот вопрос уже практически решен - к концу года на подводных лодках будут служить только контрактники. На надводных кораблях мы тоже к этому стремимся, хотя тут есть некоторые проблемы, обусловленные меньшим, чем у подводников, размером оплаты воинского труда.
     - Зачем так спешить с плавсоставом?
     - С 2008 года срок службы по призыву сократится до 12 месяцев. И матроса за этот срок обучить по специальности практически невозможно.
     - А какие сроки перевода на контракт сержантского состава будут в Сухопутных войсках, ВВС, РВСН и КВ?
     - Мы предлагаем сдвинуть срок завершения реализации программы до 2012 года, чтобы можно было провести полноценный подготовительный период. В то же время подчеркну, что полного перехода Вооруженных Сил России на контракт не планируется – примерно 30% военнослужащих на должностях рядового состава будут из числа призванных. Для сохранения в нашей стране мобилизационного ресурса определенное число молодых людей должны проходить службу в армии по призыву хотя бы год.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex