на главную страницу

22 Мая 2007 года

Армия и общество

Вторник

Валерий Язев: Наше Отечество станет сильнее

Материал подготовил Дмитрий Андреев, «Красная звезда».



В своем недавнем Послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин поставил грандиозные задачи в экономической сфере, в том числе и по развитию топливно-энергетического комплекса. Этот вопрос выдвигается сегодня на первый план и в плане обеспечения безопасности России, тем более что сырьевой фактор играет все большую роль в межгосударственных отношениях. В связи с этим «Красная звезда» обратилась к председателю Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерию Язеву с просьбой ответить на ряд актуальных вопросов.

     - Валерий Афонасьевич, в конце прошлого месяца глава нашего государства выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, где выдвинул цель - радикально увеличить потенциал электроэнергетики России. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять в первоочередном порядке для выполнения этой стратегической задачи?
     - Она уже выполняется. Так, схема размещения объектов генерации уже принята правительством и предусматривает инвестиции в размере 1,3 триллиона рублей в эту область. Для решения поставленных задач нужно существенно увеличить мощность электрогенерации в стране и развить электросетевое хозяйство. Речь идет об увеличении совокупного потенциала электростанций на 60 процентов.
     Масштабные задачи связаны с повышением атомной генерации. До 2020 года предстоит построить еще 26 блоков на атомных станциях. Напомню, что сегодня работают всего три десятка блоков. Доля мирного атома в топливном балансе страны составляет около 16 процентов, и этот показатель надо довести до 23—25 процентов. Важно увеличить угольную генерацию. То есть прирост будет осуществляться за счет угольной, атомной, гидроэнергетики.
     Еще один ключевой аспект этой проблемы - низкий показатель эффективности использования топлива в России. Мы очень много тратим газа, угля для выработки единицы электроэнергии. КПД генерирующих установок очень низок. Новую генерацию нужно строить на новейших высокоэффективных парогазовых установках.
     Следствие расточительного использования топливных ресурсов - очень высокая энергоемкость внутреннего валового продукта. В три, пять, шесть раз больше энергии, чем в индустриально высокоразвитых странах, мы расходуем на выработку одной единицы продукции. Необходимо коренное технологическое перевооружение отечественной экономики.
     Говорить об эффективном развитии энергетики нельзя без оптимизации топливного баланса страны, где слишком велик удельный вес природного газа. На сегодняшний день его доля – 52 процента, а в европейской части страны 76 процентов тепло- и электроэнергии вырабатывается с помощью газа.
     Необходимо законодательно определить критерии оптимальности топливно-энергетического баланса, порядок планирования баланса и осуществления контроля за его исполнением, включая распределение и конечное потребление энергии, а также данные об экспорте и импорте энергоресурсов.
     Всем этим вопросам были посвящены парламентские слушания, которые прошли в Думе 20 марта. Мнение всех участников было единым - конечной целью нашей работы является скорейшая разработка и внесение соответствующего законопроекта, который будет отвечать стратегической задаче оптимизации топливно-энергетического баланса в интересах обеспечения энергобезопасности и динамичного экономического развития нашей страны.
     - Существуют прогнозы, свидетельствующие о быстром сокращении разведанных запасов углеводородного сырья. Президент Соединенных Штатов Америки, видимо, не случайно заговорил о том, что надо искать альтернативные источники энергии. Как обстоят дела в России? Насколько нам хватит запасов нефти, газа при нынешних тенденциях увеличения их экспорта?
     - Джордж Буш - выходец из семьи нефтяников. Однако сомневаюсь, что именно он первым выдвинул идею об альтернативной энергетике. Эта тема всегда была предметом обсуждения и в инженерном, и в научном, и в политическом плане. Но это предмет отдельного разговора. Что же касается запасов углеводородного сырья в России, то, по разным экспертным оценкам, угля нам хватит примерно на 600 лет, по крайней мере на 50 лет у нас имеются запасы нефти, а газ не закончится до конца этого столетия. Но подчеркну, что речь идет только о разведанных запасах, работа по восполнению минерально-сырьевой базы страны идет постоянно. Безусловно, надо больше уделять внимания альтернативным источникам энергии, но, по мнению нашего комитета, их развитие невозможно без серьезной поддержки со стороны государства.
     - Недавно в столице Катара Дохе состоялся форум стран - экспортеров газа. Его результаты вызвали оживленные комментарии экспертов. Так о чем все-таки Россия договорилась с другими экспортерами газа?
     - Существующий Союз стран - экспортеров газа, к сожалению, малоэффективная организация в отличие от нефтяной ОПЕК, которая имеет весомое слово в диалоге потребителей и производителей нефти, может регулировать объемы добычи и экспорта нефти. На форуме в Дохе экспортеры природного газа, принимая во внимание тенденции на мировом рынке, договорились создать группу по определению принципов формирования цен на газ. И это лишь первый шаг длинного пути согласования интересов.
     Как спроецировать это решение на интересы России? На мой взгляд, формирование цивилизованных правил торговли энергоресурсами чрезвычайно важно для нас. Россия, занимая выгодное географическое положение, обладает колоссальными запасами газа, развитой транспортной системой, является самым крупным экспортером в мире. В силу этих объективных причин мы должны играть ключевую роль в формировании законов торговли газом на глобальных энергетических рынках.
     Говоря о возможном согласовании интересов стран, добывающих, транспортирующих и потребляющих природный газ, необходимо помнить базовый принцип газового бизнеса: добыть можно только тот газ, который уже продан. Отсюда логично вытекают основные моменты возможных согласований: баланс производства и потребления, координация по крупным добычным проектам, по транспортным потокам, внедрению современных технологий. Это могут быть и договоренности на межправительственном уровне и на уровне общественных отраслевых организаций стран, которые экспортируют и транспортируют «голубое топливо». В любом случае конечной целью этих переговоров должна быть взаимная экономическая выгода и ответственность поставщиков и потребителей и гарантии обеспечения энергобезопасности в глобальном масштабе. Россия, являющаяся одновременно и членом «добывающего» лагеря, и владельцем крупнейшей газотранспортной сети, и крупным потребителем, как никто понимает важность согласований, движения навстречу во имя достижения баланса интересов. При достижении таких договоренностей мировой энергетический рынок может обрести новое качество.
     - В средствах массовой информации вы не раз выступали за создание газового альянса бывших советских республик, добывающих «голубое топливо». Удастся ли России найти общий язык со своими братьями по бывшему СССР?
     - Непростой вопрос. 30 мая в Санкт-Петербурге будет собираться межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС. Мне предстоит выступить с докладом о необходимости формирования единого энергетического пространства на просторах ЕврАзЭС. Если в общемировом масштабе полноценно координировать торговлю газом и не удастся, то по крайней мере Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия и Азербайджан могут согласовать между собой правила транзита и торговли газом. Чтобы не возникало конфликтов, интересы транзитных стран мы учитывать обязаны. Нельзя допускать кризисов – таких как российско-украинский годичной давности, а в этом году российско-белорусский. В ходе подобных конфликтов мы теряем международный авторитет надежного поставщика энергоресурсов в Европу, наработанный десятилетиями. Мне кажется, мы можем найти механизмы согласования интересов с бывшими советскими республикам, выступать консолидированно. Важнейшим шагом в этом направлении стал недавний визит главы нашего государства в Центральную Азию, где были достигнуты принципиально важные решения с основными газодобывающими странами СНГ, – Казахстаном и Туркменистаном, отвечающие интересам всех сторон.
     - Время от времени встает вопрос об оптимальном соотношении участия государства и частного капитала в нефтяной отрасли и в целом в сфере ТЭК. Что вы думаете по этому поводу?
     - Шаг за шагом мы проходим очень нелегкий путь. Необходимо найти оптимальное соотношение участия государства и частного бизнеса в ТЭКе. Без государственного присутствия мы не можем обустраивать новые нефтегазоносные провинции. Государство должно построить дороги, создать энергетическую инфраструктуру. Необходимо усиление государственного участия в хозяйственной деятельности
     ТЭКа, и надо сказать, что это — особенность не только России, но и других стран, где государство участвует в энергетике куда шире, чем в России. Достаточно вспомнить о норвежских компаниях, которые по сути можно назвать государственными. Одним словом, в мире нефтегазовый комплекс в существенной степени является государственным, это отвечает интересам национальной безопасности.
     - В России в газовой сфере, как известно, доминирует одна государственная компания. Насколько это соответствует принципам рыночной экономики, свободной конкуренции? Нужна ли монополия в газовой сфере в отличие от «нефтянки»?
     - В 1990-е годы во многом Газпром спас страну. Будь он демонополизирован, как «нефтянка», я с ужасом представляю, какими могли быть последствия. Давайте вспомним: времена неплатежей, финансовый коллапс, а города не замерзли… Ради исторической правды надо сказать, что еще до развала СССР Виктор Степанович Черномырдин мудро поступил, добившись преобразования Министерства газовой промышленности в концерн. Я участвовал в этом процессе, работая там. По сути, Газпром дня сегодняшнего – это государственная компания, и ее основная задача – не максимизация текущей прибыли, а энергетическая безопасность России. ОАО «Газпром» поставляет газ на нужды социально-экономического развития страны по чрезвычайно низким ценам - 45-50 долларов на 1.000 кубометров, когда в Европе он стоит до шести раз дороже. Если бы газовый сектор был демонополизирован, то стоимость газа уже сегодня составляла бы 120-150 долларов за тысячу кубометров. Только за счет экспорта Газпром может позволить себе пока держать низкие внутренние цены.
     - Что вы думаете по поводу недавнего российско-белорусского спора?
     - С 1991 года Россия платила за энергетическую безопасность Европы, поставляя дешевый газ на Украину, в Белоруссию и Молдавию. Через эти территории идет транзит. Сейчас происходит болезненный процесс перехода на рыночные отношения с новыми независимыми государствами. Так как странам СНГ трудно выделить на это серьезные деньги, Россия могла бы их прокредитовать для обеспечения плавного перехода. Однако этот вопрос должен решаться на межгосударственном уровне. Газпром же, как хозяйствующий субъект, должен получать сполна за экспортные поставки газа, потому что 45 процентов от его выручки идут на налоги в российский бюджет. Не нужно нам за счет своих налогоплательщиков дотировать экономику других стран, пусть и братских.
     - В последние годы мы наблюдаем значительный рост цен на нефтепродукты, что не только портит жизнь автомобилистам, но и затрудняет боевую подготовку Вооруженных Сил. Есть ли у Госдумы рычаги воздействия на цены и каков механизм их регулирования?
     - Рычаги воздействия имеются. Цены на внутреннем рынке во многом зависят от цен рынка мирового, это очевидно. Мы регулируем налогообложение нефтяной отрасли и транспортными тарифами, и экспортными пошлинами. Государство может и должно воздействовать на цены на внутреннем рынке нефтепродуктов. Путей решения данного вопроса немало, дискуссии идут постоянно. Но тут очень важно понять, на каком отрезке «нефтяной цепочки» необходимо регулирование. Так, повысив налог на добычу полезных ископаемых, мы увеличим стоимость нефти в «начальных звеньях» ее поступления на заводы. Поднимая экспортную пошлину на вывоз сырой нефти, либо увеличивая транспортные тарифы на ее прокачку, создадим мотивацию у производителей больше перерабатывать и продавать внутри России. Приведу конкретный пример. Мы сделали нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых для разработки месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эта мера позволит быстрее и эффективнее освоить богатства этого региона. Многое предстоит сделать и для того, чтобы приступить к производству высококачественных бензинов, но для этого должен меняться и автопарк. Одним словом, рычаги имеются, но, на мой взгляд, они недостаточно гибко и эффективно используются.
     - Вы избраны в Государственную Думу от Нижнетагильского избирательного округа Свердловской области. Что люди думают о своей жизни на Урале? Что ожидают от вас, парламентариев?
     - Буду откровенен, избиратели недовольны нашей работой. Впрочем, никогда народ не был доволен властью ни в одной стране, а в России тем более… Ведь тенденции улучшения уровня жизни граждан только наметились. На мой взгляд, у наших людей все-таки появилась вера в будущее. Происходит стабилизация и общественного развития, и экономики. Самое главное - улучшается качество жизни. Спрашивает с нас народ, однако и нам, депутатам, есть что доложить своим избирателям.
     - А с воинскими частями поддерживаете отношения?
     - Конечно, и у меня хорошие связи с военными и «оборонкой». Неоднократно посещал «Уралвагонзавод», где производят самые современные в мире танки. И надо сказать, что это предприятие на должном уровне поддерживает свою технологическую базу. Нельзя не отметить положительные сдвиги, которые за последнее время произошли в Вооруженных Силах. И в техническом оснащении, и в плане боевой выучки личного состава. Армия выходит в поля, на полигоны, начинает стрелять, авиация все больше летает, флот вернулся на океанские просторы.
     В конце февраля мне довелось побывать в Североморске. Депутаты Госдумы во главе с ее председателем Борисом Вячеславовичем Грызловым выезжали поздравить моряков с наступающим праздником. Отрадно было видеть блеск в глазах офицеров. Ведь они действительно видят заметные изменения в политике государства по отношению к своей армии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex