на главную страницу

22 Мая 2007 года

Страна и мир

Вторник

Курсом взаимодействия



На вопросы «Красной звезды» отвечает военно-морской атташе при посольстве Великобритании в России капитан 1 ранга Гарри Ньютон.

     - Вы на посту военно-морского атташе при посольстве Великобритании в России чуть более полугода. Какими стали ваши первые шаги в этой должности? Что уже удалось сделать?
     - Мы с супругой приехали в Россию в конце 2006 года - это наш второй срок службы в вашей стране. После некоторого периода, потребовавшегося, чтобы вновь освоиться в Москве и попривыкнуть к новому дому, первой поездкой за пределы столицы стало посещение Мурманска и Архангельска в начале декабря 2006 года. Традиционно в ноябре мы поминаем британских военнослужащих, погибших в войнах. И в предыдущие годы военно-морской атташе Великобритании возлагал венки на кладбищах в Мурманске, Североморске и Архангельске, где покоятся наши соотечественники. Однако, учитывая, что на тот момент времени я только прибыл в Россию, поездку по северо-западу страны отложили на начало декабря.
     


     
Визитна карточка

     Гарри Ньютон родился в 1960 году в Миддлсборо (графство Йоркшир). На службу в ВМС Великобритании поступил в 1978 году. В 1981-м окончил военно-морской колледж в Дартмуте. Пять лет служил на атомных подводных лодках «Оракл» и «Спартан». С 1985 по 1987 год обучался в языковой школе министерства обороны Великобритании в Биконсфилде, специализация - «русский язык». В течение трех последующих лет служил на атомных подводных лодках «Ривендж» и «Рипалс». В 1991-м прошел курс командиров подводных лодок. С 1992 по 1995 год - помощник военно-морского атташе при посольстве Великобритании в России. После - старший помощник командира пларб «Вэнгард». С 1997 по 2000 год - в штабе начальника профессиональной подготовки личного состава подводных сил британских ВМС. С 2000 по 2002 год - командир пларб «Виджилент». С середины 2002 по 2004 год - офицер планирования от Великобритании в Объединенном центральном командовании ВС США (штат Флорида, США). С января 2004 по 2006 год - офицер управления политики в области защиты от оружия массового поражения министерства обороны Великобритании. С октября 2006 года - военно-морской атташе при посольстве Великобритании в России.
     


     - В середине 1990-х годов вы уже находились в России в ранге помощника военно-морского атташе и, в общем-то, прекрасно представляли круг своих полномочий и обязанностей. Но что все-таки посоветовал перед возвращением в Великобританию ваш предшественник – капитан 1 ранга Джонатан Холлоуэй?
     - В России по сравнению с прошлым десятилетием произошли, на мой взгляд, кардинальные изменения. Так что советы Джона Холлоуэйя, каких бы областей жизни либо дипломатической работы в вашей стране они ни касались, оказались весьма полезны. Кстати, он сам остался доволен пребыванием в России, где обрел много друзей как в военно-морских кругах, так и в обществе в целом.
     За нами, британцами, закрепилась дурная слава как о людях, не особо стремящихся к изучению и использованию иностранных языков. Мы полагаем, что все и везде говорят по-английски, поэтому многие из нас даже не пытаются учить другие языки. Джон посоветовал мне как можно больше говорить на русском. Не только потому, что это делает будничную жизнь проще, но и затем, что в официальных делах это помогает укреплению доверия. А я с 1995 года фактически не использовал русский язык, поэтому придется хорошенько потрудиться!
     - Какие совместные мероприятия российско-британского военно-морского сотрудничества, состоявшиеся в 2006 году, вы отметили бы особенно?
     - Что касается 2006 года, очень трудно выделить что-то одно. Но, пожалуй, это начало реальной работы в области поиска и спасения экипажей аварийных подводных лодок, ставшей одним из важнейших направлений двухсторонней программы военно-морского сотрудничества между флотами наших стран. В середине ноября 2006 года представители поисково-спасательной службы ВМФ России впервые посетили учебный комплекс по отработке действий при спасении экипажа аварийной подводной лодки, находящийся в Госпорте на юге Англии. Основным отличием визита стало то, что российские специалисты лично и в полном объеме участвовали в тренировках, а не просто наблюдали со стороны. Еще в качестве важнейшего события я выделил бы четырехстороннее учение «ФРУКУС-2006», организатором которого была Великобритания и которое состоялось в Английском канале минувшим летом. На мой взгляд, это было поистине грандиозное морское учение, когда-либо проводившееся в рамках «ФРУКУС». Кстати, на нем российский большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» победил в стрелковом состязании.
     - Ваше мнение о сегодняшнем уровне сотрудничества между ВМС Великобритании и ВМФ России? Что планируется на нынешний год, более отдаленную перспективу?
     - За прошедшие двенадцать лет - с момента моей предыдущей службы в России - произошло невероятное расширение российско-британского двухстороннего сотрудничества. Я сказал бы, что сегодня уровень отношений очень хороший. Однако что более важно – взаимодействие между Великобританией и Россией продолжает развиваться. И мы, британцы, глубоко привержены этому курсу. Считаю, в нынешнем году нас ожидает первоклассная программа сотрудничества. И она уже началась: первым совместным военно-морским мероприятием стал успешный заход гидрографического корабля «Экоу» ВМС Великобритании во Владивосток в начале января 2007 года. Мы с огромным удовольствием принимали в марте в Великобритании главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Владимира Масорина. В ходе своего визита в нашу страну он встретился с первым морским лордом адмиралом сэром Джонатаном Бэндом. А летом мы с нетерпением ожидаем возможности оказать гостеприимство российскому военному кораблю во время его посещения одного из наших портов.
     Вообще «красной линией» наших контактов проходит идея установить взаимное доверие при проведении различных учений и тренировок, демонстрации нашей подготовки, чтобы в будущем мы могли взаимодействовать на одном театре военных действий. Может, даже под эгидой Организации Объединенных Наций, как силы, действующей во благо мира и добра.
     - Известно, что дружеские отношения установились между дивизией надводных кораблей российского Балтийского флота и Девонпортской флотилией ВМС Великобритании. И каждый раз, когда корабли этих соединений встречаются друг с другом, между экипажами проводят состязания за так называемый серебряный «Кубок Балтики». Знаю, что британская сторона хотела бы, чтобы аналогичные связи возникли между Королевской 3-й бригадой «Коммандос» и бригадой морской пехоты Балтийского флота. Этот вопрос как-то решается?
     - Мы действительно ищем возможности для установления связей между морской пехотой Великобритании и Российской Федерации. Так, в конце прошлого года небольшая делегация британских морских пехотинцев прилетала к российским коллегам в Балтийск на празднование Дня морского пехотинца. Надеемся, что нам удастся и далее развить этот первоначальный контакт. Например, мне известно, что в нынешнем году один из британских десантных кораблей будет действовать в Балтийском море. Поэтому мы могли бы воспользоваться этим и продемонстрировать боевые возможности корабля представителям морской пехоты России. Было бы здорово и в море выйти совместно с ними.
     Несмотря на относительную малочисленность - всего порядка 7.000 человек, - морскую пехоту Великобритании активно привлекают для поддержки проводимых сейчас боевых операций. Но, как говорится в английской пословице, из маленького желудя вырастает могучий дуб.
     - Как лично вы оцениваете эффективность программы международного военного сотрудничества в Арктике - «АМЕС»?
     - Программа «АМЕС» - весьма успешный проект международного взаимодействия. В течение десяти лет ее участниками были Россия, Норвегия и США. Великобритания присоединилась в 2002 году. Но в сентябре 2006 года Норвегия и Соединенные Штаты объявили, что с этого момента они будут просто «наблюдать» за дальнейшей деятельностью «АМЕС». Хотя за эти годы сотрудничество в рамках программы, заботящейся о будущем Арктики, принесло огромную пользу всему человечеству. Поэтому Великобритания настроена на перспективную совместную работу с Россией в этой области.
     - И последнее: в СМИ появилось сообщение, что российская и британская стороны якобы подписали контракт об оказании Великобританией технической помощи Российской Федерации в подъеме атомной подводной лодки «К-159», трагически погибшей в Баренцевом море в августе 2003 года. Так ли это? Определены ли конкретные сроки проведения судоподъемной операции и какие обязательства в связи с этим взяла на себя британская сторона? Какую помощь ваши спасатели планируют предоставить российским коллегам?
     - Это действительно так: программа «АМЕС» в отношении АПЛ «К-159» переводит наше сотрудничество в совершенно новую плоскость, в которой можно будет найти применение британским передовым судоподъемным технологиям. Надеюсь, это поможет российской стороне принять решение, что делать с подводной лодкой дальше. Планируем провести совместные операции в непосредственной близости от затонувшей субмарины уже летом нынешнего года. Как ожидается, применим дистанционно управляемые подводные аппараты для расчистки завалов на легком корпусе подводной лодки, проведем высокоточное трехмерное гидроакустическое обследование корпуса, съемку видеоматериалов о состоянии АПЛ и, наконец, осуществим радиационный мониторинг самой субмарины и окружающей среды. Также установим на корпус подводной лодки приборы долговременного мониторинга. Имея такую информацию, российские специалисты смогут лучше спланировать подъем «К-159», который в случае успешности совместного плана может произойти уже в 2008 году. Однако, что бы ни делалось в ходе реализации проекта, мы прекрасно осознаем деликатность проведения этих работ: с одной стороны, «К-159» - это два заполненных топливом ядерных реактора, а с другой – там находятся тела девяти российских моряков, затонувших вместе с подводной лодкой.
     Беседу вел Сергей Васильев, «Красная звезда». При содействии Центра зарубежной военной информации Северного флота.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex