на главную страницу

23 Мая 2007 года

Армия и общество

Среда

НАШ ВЫБОР

Говорят делегаты Первого Всеармейского совещания сержантов и старшин Вооруженных Сил РФ от Северного флота

Сергей Васильев, «Красная звезда». Фото автора.



На Первом Всеармейском совещании сержантов и старшин Вооруженных Сил РФ Северный флот представляют 17 военнослужащих. Это лучшие младшие командиры и специалисты из экипажей надводных кораблей и подводных лодок, авиационных и береговых частей флота. В состав североморской делегации, в частности, вошли военнослужащие, проходящие службу по контракту: командир отделения радиотелеграфистов отдельного полка связи и радиотехнического обеспечения ВВС СФ старший сержант Алексей КОРНЕВ, командир отделения электриков артиллерийских БЧ-2 большого противолодочного корабля (БПК) «Североморск» старшина 1-й статьи Максим ИСАКОВ, заместитель командира взвода отдельной роты охраны авиационно-технической базы ВВС СФ старший сержант Николай КОЗЛОВ и командир отделения электриков сильного тока БЧ-5 тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Петр Великий» старшина 1-й статьи Михаил ЗОЛОТУХИН. Предоставляем им слово.

     
Путь к службе

     Старшина 1-й статьи Исаков, 21 год:
     - Служить на подшефный большой противолодочный корабль «Североморск» я попал по путевке главы администрации Североморска. После года службы по призыву мне присвоили воинское звание старший матрос. В тот же период я подписал контракт и вскоре стал командиром отделения. Затем мне присвоили первое старшинское звание – старшина 2-й статьи, потом, спустя установленное время, – старшина 1-й статьи.
     Старшина 1-й статьи Золотухин, 22 года:
     - После полутора лет службы по призыву мне также присвоили воинское звание старший матрос. Когда назначили командиром отделения, скоро присвоили и звание старшина 2-й статьи. А уже в процессе службы по контракту на моих погонах появились знаки отличия старшины 1-й статьи.
     Старший сержант Козлов, 23 года:
     - После семи месяцев службы по призыву был, что называется, замечен командованием роты. Меня направили в учебное подразделение, где готовят младших командиров. Когда его окончил, стал младшим сержантом. Через три месяца после этого мне присвоили воинское звание сержант. Наверное, потому что отличился при несении караульной службы: выполнял обязанности помощника начальника караула. Отслужив полтора года, заключил контракт. В конце марта стал старшим сержантом.
     Старший сержант Корнев, 26 лет:
     - В моей службе тоже нет ничего неординарного. Карьера военнослужащего-контрактника начиналась, как и у большинства моих коллег. Сначала была служба по призыву, потом подписал контракт на ее продолжение. Спустя год был назначен командиром отделения.
     
Что дает "учебка"

     Старший сержант Козлов:
     - Безусловно, в учебном подразделении будущих сержантов и старшин обучают тому, как необходимо решать вопросы, с которыми постоянно приходится сталкиваться в повседневной жизни. Учат не только командовать, но и проводить мероприятия, связанные с досугом личного состава, его бытом, то есть обучают организации жизнедеятельности воинского коллектива от подъема до отбоя. Польза от обучения в таких подразделениях очевидна. И разница между теми, кто прошел через «учебку», и кто ее миновал, на мой взгляд, ощущается.
     Старшина 1-й статьи Исаков:
     - Не сказал бы, что у меня, как командира отделения, встречаются трудности в работе, хотя я и не был в учебном подразделении. Ведь есть примеры, когда военнослужащий прошел обучение, получил необходимую подготовку, а толку от него, как от младшего командира, никакого. Если у человека нет желания работать с людьми, то проку от обучения не будет. Поэтому, на мой взгляд, подобная учеба не всегда является определяющим фактором в работе младшего командира. Коль есть голова на плечах и есть ответственность за порученное дело, то с любой задачей справишься. Своим умом можно до всего дойти, ничего в этом сложного нет.
     Старшина 1-й статьи Золотухин:
     - Тоже считаю, что у меня сложностей в службе нет. С помощью старшины команды, командира группы все можно освоить на месте и без учебного подразделения. Мы, командиры отделений, живем в кубриках с личным составом, вместе питаемся, знаем проблемы подчиненных, то, чем они занимались на «гражданке» до призыва, что их интересует сейчас, ежедневно видим, кто и как себя ведет. Также можно заметить, как человек меняется на службе, его положительные и отрицательные качества. Используя все это, можно успешно руководить подчиненными, находить к каждому из них свой подход.
     
В своем заведовании

     Старшина 1-й статьи Исаков:
     - У меня всего один подчиненный. Понятно, что отношения у нас с ним вполне доверительные, ведь занимаемся одним и тем же делом. Только опыта у меня немного больше.
     Старший сержант Корнев:
     - В моем отделении десять военнослужащих, восемь из них – женщины. Я тоже не обучался в подразделении по подготовке младших командиров, однако большую помощь в моем должностном становлении оказали старшие командиры и начальники. Многому они меня научили, немало подсказали. Поэтому с воинской дисциплиной у меня в отделении все нормально. Если иногда и возникают вопросы, то чаще всего они касаются профессиональной деятельности: поддержания установленных режимов связи, соблюдения правил безопасности. Все женщины в отделении старше меня по возрасту, причем намного. Некоторые относятся ко мне по-матерински. Но это вовсе не мешает им видеть во мне своего командира, выполнять мои указания, прислушиваться к моему мнению.
     Старший сержант Козлов:
     - У меня 16 подчиненных. При этом большую часть служебного времени мне приходится проводить в подразделении – быть дежурным по роте, ответственным по подразделению. С той поры, как начал служить по контракту, в караул почти не заступаю, в большей мере занимаюсь личным составом. Поэтому должен быть для матросов и командиром, и братом, и другом. Конечно, последнее случается не всегда и не для всех. Все зависит от того, нуждается ли в этом человек и как он сам относится к окружающим.
     Военнослужащий по призыву вовсе не изолирован от общества. На службе он живет теми же проблемами, с которыми сталкивался и на «гражданке», получает письма из дома, поддерживает отношения с друзьями, заводит новых знакомых. В этой связи возникают различные вопросы и проблемы. Например, узнает матрос из письма, что его бросила девушка, а парню заступать в караул. Как быть в этой ситуации? Вот и ломаешь голову, как поступить, советуешься с офицерами.
     Часто подчиненные обращаются с личными вопросами. Тоже необходимо вникать. Если я, как заместитель командира взвода, не могу в силу своих должностных полномочий разрешить какую-то проблему, обращаюсь к вышестоящему командованию, оказывая при этом содействие подчиненному.
     Старшина 1-й статьи Золотухин:
     - У меня в подчинении пять человек. Специфика нашей службы такова, что в море, а также при подаче электропитания на потребители выставляется вахта в корабельных электростанциях. Кроме этого, нужно обслуживать и ремонтировать электрооборудование, которое находится в нашем заведовании. И здесь большая нагрузка ложится на командира отделения не только как на хорошо подготовленного специалиста, но и организатора. До службы я окончил колледж, получил специальность электротехника. Это очень помогает мне сейчас. К примеру, если мы отделением работаем на каком-то электрооборудовании, подчиненные ощущают, что уровень моей специальной подготовки выше, чем у них. Потому я для них непререкаемый авторитет. Уважительное отношение, кстати, переходит и в повседневную жизнь, быт. К тому же в силу своего положения могу решать и решаю какие-то проблемы подчиненных. Зная это, личный состав отделения воспринимает меня, как младшего командира, имеющего и моральное право ими руководить.
     Конечно, даже самый маленький воинский коллектив неоднороден. Есть моряки, которые, скажем, лучше знают свою специальность, могут быстрее других выполнить порученную работу. Так же обстоит дело и со сроками службы – одни призвались раньше, другие – позже и этим как бы разделились на старших и младших. Понятно, что эти обстоятельства накладывают определенные особенности на взаимоотношения в коллективе, на этой почве кое у кого возникает желание выделиться, продемонстрировать превосходство. Однако среди моих подчиненных, к счастью, подобного не наблюдаю. Если же и возникают у кого-то попытки получить какие-то привилегии, а тем более подменить командира отделения, то такие поползновения сразу и решительно пресекаю.
     
Порядок – уставный

     Старшина 1-й статьи Исаков:
     - Сейчас никто ничего не скрывает как в плане правонарушений, так и в отношении моряков к выполнению служебных обязанностей, их поведения в кубриках. Различные работы, как правило, выполняют все вместе, без разделения на тяжелые и легкие. Кроме того, тех, кто служит по призыву, по большому счету осталось не так уж и много. А вот численность контрактников в экипажах кораблей увеличилась. Они в служебном положении ближе к мичманам и офицерам, чем моряки, проходящие службу по призыву. В то же время контрактники чаще общаются с личным составом, осуществляют над ним контроль. Поэтому стало меньше правонарушений, связанных с неуставными отношениями. К тому же командиры отделений, проходящие службу по контракту, могут сами повлиять на ситуацию, в случае необходимости способны принять нужные меры.
     С офицерским составом – командирами боевой части, группы и батареи – отношения строятся, как и положено, по уставу. К их мнению всегда прислушиваемся, выполняем все приказы и указания. С мичманами - несколько проще. Они традиционно по службе к нам, контрактникам, ближе. Матросы по призыву, конечно, больше тяготеют к нам. Им намного проще обратиться с каким-то вопросом к командиру отделения, к контрактнику. А мы в свою очередь стремимся довести существующие в коллективе проблемы до командиров и старших начальников.
     Старшина 1-й статьи Золотухин:
     - Безусловно, все отношения в воинском коллективе строятся на основе субординации. Однако особенность службы на больших кораблях в том, что с офицерами на них приходится общаться меньше. К примеру, командир нашего дивизиона больше работает с офицерами и мичманами, чем со старшинами и матросами. Другое дело – отношения с мичманами. Старшина команды – как отец родной. Со всеми проблемами можно к нему подойти. Он старше по возрасту всех нас, опыта у него значительно больше. А с матросами взаимоотношения даже, можно сказать, товарищеские. С ними часто обсуждаем личные вопросы, дела домашние и семейные. По мере своих возможностей стараюсь им помогать справиться с возникающими порою трудностями.
     Старший сержант Козлов:
     - В нашем подразделении существует четко отработанная система взаимоотношений между военнослужащими. По несению службы, выполнению служебных обязанностей проблем не возникает. Конечно, многие вопросы повседневности матросы, проходящие службу по призыву, адресуют в первую очередь контрактникам – командирам отделений, а не командирам взводов либо рот. Прежде всего нам высказывают свои пожелания, просьбы.
     Старший сержант Корнев:
     - Не знаю, как в других частях, а у нас офицеры очень много помогают в службе, подсказывают. Но в то же время нет мелочной опеки, предоставлена уставная самостоятельность в деятельности.
     
Чем привлекает контракт

     Старшина 1-й статьи Исаков:
     - Служить по контракту пошел ради того, чтобы получить высшее образование. Ведь благодаря этому у меня появилась возможность самому оплачивать учебу. Когда получу диплом, может, продолжу военную службу уже в новом качестве.
     Старшина 1-й статьи Золотухин:
     - Мотив, который подвигнул меня служить по контракту, - трудное материальное положение семьи. Младшая сестра сейчас учится в университете, а я оплачиваю ее обучение, поскольку у мамы такой возможности нет. С собственными планами на будущее окончательно не определился. Однако точно знаю: со временем тоже буду поступать в вуз.
     Старший сержант Козлов:
     - А я остался служить по контракту для того, чтобы после окончания срока службы по призыву не обременять себя поиском работы. У меня неоконченное высшее техническое образование. Вроде бы и можно найти применение своим знаниям и силам, но не всегда предложения соответствуют потребностям. Да и в финансовом отношении я тоже независим. Кроме того, в нынешнем году собираюсь продолжить учебу в вузе. И помощь со стороны в этом деле мне не потребуется.
     Старший сержант Корнев:
     - Мой отец – военный, и среди знакомых много тех, кто служит. Поэтому, поехав в отпуск, я пообщался с друзьями, посоветовался с родителями, взвесил все «за» и «против» и решил остаться служить по контракту.
     Старшина 1-й статьи Исаков:
     - Проблема образования - не единственная и, наверное, не самая главная в жизни военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях матросов и старшин. На первый план, на мой взгляд, в большей степени выходят социально-бытовые проблемы, а также то, как провести свой досуг, и еще многое другое. Ведь любой человек не может по 24 часа в сутки заниматься службой. Будь он женат или холост, все равно должен иметь какое-то свободное время. И тут возникает вопрос: как и где его провести? Например, я, когда схожу с корабля на берег, иду домой, так как живу с родителями. Но это, насколько знаю, не совсем типичная ситуация для многих контрактников.
     Старшина 1-й статьи Золотухин:
     - Я квартиру не снимаю, потому что считаю это нецелесообразной тратой денег. Что мне в ней делать, если специфика корабельной службы такова, что рабочий день не нормирован (если и сойдешь на берег, то только поздно вечером)? Поэтому свободное время провожу в кубрике или иногда в сходную смену могу пойти в город.
     Старший сержант Козлов:
     - Если кто-то считает, что у тех, кто служит на берегу, много свободного времени, то ошибается. Если его и больше, то ненамного. Из всей недели максимум три раза ночуешь дома – все остальное время проводишь в роте. Да и поездка домой в Мурманск тоже отнимает немало времени и денег. А когда весь день на ногах, к тому же поздно приедешь домой, на прогулку уже не тянет. Кроме того, утром подъем в шесть часов – и снова на службу.
     Старший сержант Корнев:
     - Было бы свободное время, а применить его можно разнообразно. Все зависит от самого человека. Можно дома чем-то заняться, сходить в гости или просто с женой пройтись. К тому же спустя три года после начала службы я получил квартиру. У нас в гарнизоне есть такая возможность. Но, насколько знаю, в других гарнизонах это проблематично. Поэтому, безусловно, контрактник не может всю свою службу жить в казарме или на корабле. Проблема предоставления жилья по-прежнему очень актуальна, и в разных гарнизонах она решается по-своему.
     Старшина 1-й статьи Исаков:
     - Что и говорить, обеспечение жильем военнослужащих нашей категории никуда не годится. Кто предоставит квартиру контрактнику, тем более неженатому? Я, к примеру, ни разу еще не слышал, чтобы кто-то из моих коллег получил нормальное жилье. Да и какое имеет значение – женат, не женат: человек должен иметь свой угол, крышу над головой. Но даже комнату в общежитии тяжело «пробить».
     Конечно, снять жилье в Североморске вполне реально. Но цены на него кусаются. А если при этом откладывать на учебу, оставлять кое-что для себя, чтобы одеться и прожить, то платить за квартиру уже нечем. Например, двое моих сослуживцев–контрактников снимают полностью меблированную 2-комнатную квартиру за 4,5 тысячи рублей в месяц. Однако сейчас жилье подорожало: на съем однокомнатной квартиры надо уже 4 тысячи рублей в месяц, комнаты – 3 тысячи.
     Старшина 1-й статьи Золотухин:
     - В жилищном плане в авиации вопросы более-менее решаются. А вот в Североморском гарнизоне с этим намного труднее. К тому же ситуация с жильем в свою очередь сказывается и на перспективах службы. Здоровый мужчина, как уже говорилось, не сможет все время жить в кубрике или казарме, если он, к примеру, решил посвятить себя военной службе. Наступает момент, когда хочется иметь собственный угол. К тому же рано или поздно он находит свою половину, решает жениться. Возникает вопрос: где жить молодой семье? Далее предстоит трудоустроить супругу - это также немаловажная проблема флотских гарнизонов. Ведь от того, насколько будет крепок наш «тыл», напрямую зависит и качество службы.
     
* * *

     Безусловно, круг вопросов, поднятых старшинами и сержантами Северного флота – делегатами Первого Всеармейского совещания, весьма широк. Он охватывает многие сферы их служебной деятельности, а также проблемы социального характера. Очевидно, что роль и место данной категории военнослужащих в жизни воинских коллективов трудно переоценить. Младшие командиры – самая многочисленная прослойка командного звена в частях и на кораблях, на чьих плечах лежат немалая нагрузка и ответственность за выполнение подразделениями их задач. Настрой старшин и сержантов на службу передается подчиненным, то есть практически всему флоту. Он обязательно должен быть позитивным. Вот почему служебные проблемы младшего комсостава следует решать в первую очередь, а социальные – вне очереди.
     
На снимках: командир отделения электриков артиллерийских БЧ-2 большого противолодочного корабля «Североморск» старшина 1-й статьи Максим ИСАКОВ.;Командир отделения радиотелеграфистов отдельного полка связи и радиотехнического обеспечения ВВС СФ старший сержант Алексей КОРНЕВ.;заместитель командира взвода отдельной роты охраны авиационно-технической базы ВВС СФ старший сержант Николай КОЗЛОВ.;командир отделения электриков сильного тока БЧ-5 тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» старшина 1-й статьи Михаил ЗОЛОТУХИН.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex