на главную страницу

23 Мая 2007 года

28 МАЯ - ДЕНЬ ПОГРНИЧНИКА

Среда

Семь футов под килем, «Светляк»

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда». Фото автора, Александра Ситенкова и Александра Слюсаря, инженеров завода.



На военном судостроительном заводе «Восточная верфь» в торжественной обстановке подняли военно-морской флаг на пограничном сторожевом корабле (ПСКР) проекта «Светляк». Этой боевой единицей пополняется береговая охрана пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю.

     Спуск с заводских стапелей на воду «сторожевика» 3 ранга состоялся в конце минувшего года. После этого корабль проходил ходовые, швартовые и государственные испытания. Как сообщили специальному корреспонденту «Красной звезды» в пограничном управлении ФСБ России по Приморью, в столь ответственный период экипаж «Светляка», офицеры штаба дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей Владивостокского морского пограничного соединения проявили высокое воинское мастерство, хорошую морскую выучку и квалификацию при освоении новой техники, всячески содействовали скорейшему вводу войск ПСКР. За это время корабль прошел в море более тысячи миль, выполнил шесть учебных артиллерийских стрельб, основательно проверил более двадцати образцов новейшей аппаратуры. И постоянно рядом с моряками-пограничниками были специалисты судостроительного предприятия. Коллектив завода во главе с Игорем Мирошниченко делом доказал, что способен справляться с задачами любой сложности. Это отметила и государственная комиссия под председательством контр-адмирала Дмитрия Островского, принимая новый «сторожевик».
– Если после достаточно длительного сбоя в строительстве подобных кораблей два с лишним года назад мы сдавали «Светляк» поистине героическими усилиями всего коллектива, то нынешнее событие для нас уже почти рядовое, – сказал военному журналисту генеральный директор Игорь Мирошниченко. – Мы за последние несколько лет значительно стабилизировались, вошли в нормальный график работы, имеем портфель заказов на четыре года вперед. Мы прошли через стадию реструктуризации и «замораживания» долгов. Люди наши все это пережили и теперь в спокойной обстановке возрождают былую мощь предприятия. Отрадно, что к нам пошла молодежь.      Это в основном внуки наших ветеранов, это уволенные в запас военные моряки. Ведь в «перестройку» 1980-1990-х годов была разрушена вся система профтехобразования. Сейчас же в городе появился колледж, где готовят ребят для судостроительной отрасли, и здесь наметились позитивные сдвиги.
     А ситуация на заводе заметно изменилась, когда сам президент, правительство страны всерьез обратили внимание на такую наукоемкую отрасль экономики, как судостроение. Мы строим и ремонтируем суда и гражданского флота, но до восьмидесяти процентов – это все-таки «оборонка», госзаказ военных ведомств. К примеру, в прошлом году заложили судно для гидрографической службы Тихоокеанского флота и очередной ПСКР проекта «Светляк» для пограничников. Осенью нынешнего года будем сдавать десантный корабль для флота. Так что передача нового ПСКРа в пограничное соединение – добрый знак в этом производственном процессе. К нему причастны сотни наших рабочих и инженеров.
     Игорь Иванович также добавил, что выполнению важного заказа очень способствовала отлаженная цепочка деловых контактов и связей между сотнями предприятий оборонной промышленности. В частности, радиолокационные станции для «Светляка» поставлял местный военный завод «Изумруд», различные детали – Дальзавод и арсеньевский «Аскольд», монтаж электрооборудования вела владивостокская «Эра», главный двигатель изготовила санкт-петербургская «Звезда».
     
Экскурс в историю

     Владивостокский судостроительный завод, отмечающий в эти дни свое 55-летие, создан на базе судоремонтных мастерских. В 1994 году преобразован в ОАО «Восточная верфь». Длительное время он специализировался на постройке артиллерийских, торпедных и ракетных катеров, которые поставлялись и за рубеж – во Вьетнам, в Гвинею, Индонезию, Китай, Ирак, на Кубу и в другие страны.
     Приоритетное направление в работе предприятия – строительство сторожевых кораблей для моряков-пограничников. С 1968 по 1976 год соединения береговой охраны получили более 30 сторожевых катеров проекта «Тарантул». Позже на их смену пришли корабли серии «Молния», а с 1987 года на верфи строятся более современные ПСКР типа «Светляк». Всего со стапелей сошли на воду двенадцать таких «сторожевиков». Сегодня в производственном эллинге руками рабочих собирается завершающий данную серию корабль, который заказчик примет в 2008 году. Это будет уже модернизированный ПСКР, рассчитанный по условиям «обитаемости» на моряков-контрактников. Если в нынешнем варианте матросские кубрики занимают по двенадцать человек, то 13-й корабль будет иметь двух-четырехместные каюты, улучшенный быт.

     Уже известно, что новый корабль будет нести боевую службу на приморском направлении в составе Находкинского соединения береговой охраны краевого погрануправления ФСБ РФ. Он предназначен для охраны государственной границы и борьбы с браконьерами в российской экономической зоне. А командование «Светляком» принял капитан 3 ранга Евгений Беланчук, выпускник Тихоокеанского военно-морского института имени С.О. Макарова 2000 года.
     По его словам, ПСКР – один из самых современных кораблей подобного класса, находящихся сегодня на боевом дежурстве. Он оснащен новейшим навигационным оборудованием, артиллерийским вооружением разного калибра и зенитным комплексом.
     – Имея мореходность до пяти баллов и скорость более тридцати узлов, корабль способен выполнить любую поставленную перед ним задачу по пресечению незаконной деятельности иностранцев в пределах российской границы, – говорит капитан 3 ранга Евгений Беланчук, с которым мы встретились на борту белоснежного красавца корабля. – До этого я проходил военную службу старпомом на «Молнии». Тоже хороший корабль, но этот своей маневренностью и легкостью в управлении, конечно же, отличается в лучшую сторону. Так что экипаж с прекрасным настроением начинает на нем службу. В основном это молодое пополнение, а костяк коллектива составили мой помощник капитан-лейтенант Александр Бондарчук (он командовал артиллерийской боевой частью на подобном корабле), командир электромеханической боевой части капитан-лейтенант Александр Марчуков, который прежде служил на «Молнии», и другие офицеры.
     Интересные факты привел в беседе капитан 2 ранга Борис Култышев, командир дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей Владивостокского морского пограничного соединения:
     – Со слов офицеров – своих однокашников, которые принимали в свое время первые корабли проекта «Светляк» и служили на них в Кунаширском проливе, знаю, что японские браконьеры прозвали этот корабль «бешеным». Он способен на скорости развернуться практически на месте и быстро нагнать нарушителя. А возможности радиолокационной станции таковы, что в любую погоду «видим» морской объект на расстоянии порядка 100 миль. Так что молодой экипаж принял отличную технику. Думаю, он проявит себя в самое ближайшее время.
     

     
Наша справка

     С момента рождения предприятие – надежный поставщик боевой техники для Тихоокеанского флота. Маневренные, скоростные катера, оснащенные крылатыми ракетами, отлично зарекомендовали себя во время службы по всему региону. Отдельно стоит сказать о серийном производстве катеров на подводных крыльях с автоматической системой управления ими, имеющих максимальную скорость 45 узлов, а также о строительстве малых ракетных кораблей проекта «Овод», на которых установлено усиленное ударное ракетное оружие и самые современные средства противовоздушной обороны.
     Кроме того, здесь производится ремонт и модернизация кораблей ТОФ.

     

     Во время торжества по случаю подъема военно-морского флага кораблей береговой охраны пограничной службы ФСБ РФ на новом «Светляке» (отныне этот день считается и датой его рождения) большая группа заводских корабелов была поощрена грамотами и премией за добросовестный труд и личный вклад в постройку ПСКР. Заметно, с каким волнением выходили к импровизированной трибуне люди. Все-таки для них это не просто очередной введенный в боевой строй корабль, это их детище, ради которого они трудились и в выходные дни, выходили с моряками в море на испытания техники.
     Еще не заступив на охрану государственной границы, получили награды и члены экипажа. За успешное освоение корабля, участие в его испытаниях нагрудные знаки «Отличник пограничной службы» разных степеней вручены капитан-лейтенантам Александру Бондарчуку и Сергею Чекуренкову, старшему лейтенанту Прохору Мерзлякову, ценные подарки – старшине 2-й статьи Александру Новикову, старшим матросам Алексею Марюшко, Андрею Тураеву, Алексею Евтушенко.
     Кораблю – семь футов под килем! К этому пожеланию начальника пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю генерал-лейтенанта Владимира Лакизо присоединились все участники праздника.
     На снимках: Море ждет.;Командир корабля капитан 3 ранга Евгений Беланчук в момент подъема флага на корабле.;Экипаж построен.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex