на главную страницу

30 Мая 2007 года

1 юня - День Северного флота!

Среда

Уходя за линию горизонта...

На вопросы «Красной звезды» отвечает командующий Северным флотом адмирал Владимир ВЫСОЦКИЙ

Сергей ВАСИЛЬЕВ,«Красная звезда». фото Вадима Серги



     - Товарищ адмирал, вы довольны результатами зимнего периода обучения, уровнем профессиональной подготовленности подчиненных?
     - На Северном флоте уже второй год проводим командно-штабные учения, в первую очередь, оперативного уровня, исключительно как двусторонние. Это способствует не только практической подготовке командиров, развитию у начальников умения управлять флотскими силами по букве действующих документов, но и, что очень важно, заставляет их проявлять инициативу, правильно оценивать непрерывно меняющуюся обстановку. Поэтому при анализе КШУ, проведенного в апреле с Кольской флотилией разнородных сил, эскадрой атомных подводных лодок, которой командует вице-адмирал Александр Смелков, и ВВС Северного флота при участии частей тыла, вооружения и эксплуатации, боевого и оперативного обеспечения, мы получили положительные результаты.
     Если говорить конкретно о боевой подготовке, то я не сказал бы, что ее интенсивность полностью меня сегодня устраивает. И не устраивает, в первую очередь, конечным результатом. Да, мы готовим экипажи кораблей, подводных лодок и самолетов. Мы готовим одиночные однородные тактические группы, разнородные группы и группировки. Конечная цель? Подготовить разнородные группировки, способные успешно решить, как минимум, одну оперативную или оперативно-тактическую задачу в конкретном районе. Разумеется, для этого на флоте должны быть и силы, и средства, и обученный личный состав группировок. Сейчас именно это ставим во главу угла, существенно не меняя нынешнюю систему подготовки. А в ней есть элементы, которые срочно надо корректировать.
     Речь о том, что уже целые части и соединения полностью переходят на контрактный способ комплектования. Например, на Северном флоте полностью контрактными стали бригада дизельных подводных лодок капитана 1 ранга Олега Голубева и дивизия атомных подводных лодок контр-адмирала Анатолия Минакова. Более того, на многих надводных кораблях, таких как ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», ТАРКР «Петр Великий», РКР «Маршал Устинов», БПК «Адмирал Левченко» и других, на должностях младших командиров служат исключительно контрактники. И задача этого года – максимально заместить в надводном плавсоставе на матросских должностях так называемых срочников военнослужащими, проходящими службу по контракту, что вполне реально. Но при этом должна быть осознана прописная истина: подготовка таких кораблей и соединений должна осуществляться иными формами и методами.
     Кроме того, уже значительно изношен парк вооружения и военной техники флота. Даже если получим запредельные лимиты топлива и прочего, все равно будем вынуждены ограничивать в разумных пределах количество выходов кораблей в море и вылетов самолетов. На сегодня порядка 90 процентов вооружения и военной техники всех родов Северного флота составляют образцы, принятые на вооружение и поступившие к нам в прошлом веке.
     А если говорить о конкретных результатах, то флотский годовой план мы за пять месяцев выполнили более чем на 50 процентов. Активно использовали несколько новых, а вернее – давно забытых старых боевых форм и приемов. В частности, противолодочная авиация Северного флота регулярно вылетает, в том числе и в разведывательных целях, не только в ближнюю и дальнюю морские зоны, но уже и в океанскую. Эту задачу успешно решали смешанный авиаполк полковника Сергея Дергунова и отдельная противолодочная авиационная эскадрилья подполковника Александра Будкеева.
     - По сообщениям СМИ, в Европе из-за этого такой шум был…
     - Да, это вызвало определенный резонанс, по крайней мере, в некоторых европейских государствах. Если уж лондонская «Таймс» вспомнила о временах «холодной войны»… Хотя в чем, собственно говоря, проблемы? Воздушный суверенитет, в частности Великобритании, наши летчики, выполнявшие полет на дальних противолодочных самолетах Ту-142, не нарушали, задачу по вскрытию обстановки в районе учения ОВМС НАТО «Нептун уорриер» выполнили с такими же скрупулезностью и качеством, как и их зарубежные коллеги делают это у нас. Ведь на Севере иностранные самолеты базовой патрульной авиации буквально «пасутся» в нескольких десятках километров от российских территориальных вод, причем считают это совершенно обыденным делом. А норвежский разведывательный корабль «Марьята» вообще действует непрерывно вдоль кромки наших тервод. И, поверьте, никто в Европе не задается вопросом: «На каком основании они здесь появляются?»
     Поэтому если разведывательные самолеты с авиационной базы в Великобритании считают возможным подлетать к Баренцеву морю, то и мы точно так же оставляем за собою право вести разведывательную деятельность в тех районах, где присутствуют наши интересы, не нарушая при этом суверенитета иностранного государства и международного права. Вот и все!
     - Владимир Сергеевич, традиционно летний период обучения на Северном флоте начинается с выхода одного из кораблей в дальний морской поход. Так было два года назад, так было в прошлом году, когда в океан выходил большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко». Вот и ныне – в конце мая – к североамериканским берегам курс взял БПК «Адмирал Чабаненко», которому предстоит участвовать в международном учении «ФРУКУС-2007»…
     - Во-первых, экипаж корабля, вертолетная авиагруппа и подразделение морской пехоты, находящиеся на «Адмирале Чабаненко», выполняют за пределами ближней морской зоны одну основную задачу – демонстрируют российское военно-морское присутствие. В мирное время – это квинтэссенция флотской службы. Что же касается участия североморцев в конкретных учениях, то, на мой взгляд, это также нужное дело. Тем более что «ФРУКУС-2007» будет отличаться от предыдущих аналогичных учений большим количеством собственно учебных эпизодов и выполняемых боевых упражнений. Однако по самой сути международного мероприятия – по-прежнему отрабатывается и совершенствуется организация управления многонациональными корабельными силами. И с каждым подобным учением – это касается и «Северного орла», и «Помора», и ряда других – мы все больше и больше на тактическом уровне интегрируемся с иностранными моряками. Познаем то, что есть на «вооружении» у зарубежных коллег, они знакомятся с нашими формами и способами применения сил на море. Пока это все осуществляется на тактическом уровне, но цель, которую преследует учение, крайне важна и значительна – предупреждение терроризма и пиратства на море, противоправных действий в Мировом океане с чьей бы то ни было стороны. Вот главная задача «ФРУКУС».
     Разумеется, есть у международных учений и еще одна сторона: участие в них ВМС различных блоков и государств под единым руководством все-таки дает понять, что лучше задачи на море решать совместно, чем применять уже по отношению друг к другу различное силовое воздействие. Эти учения не подменят собою целенаправленную подготовку флота к тому, что может быть на войне. Но достойное место в рамках повседневной деятельности североморцев они, конечно, занимали, занимают и должны занимать.
     - Каковы вообще планы Северного флота в летнем периоде обучения? Что в нем станет приоритетным?
     - Если зимой мы готовили одиночные корабли и подразделения, однородные группы и тактические корабельные группы, разнородные тактические группы, то цель летнего периода обучения – завершить плановую подготовку флота в целом, а главное – разнородных оперативно-тактических группировок. В июле на Северном флоте состоится сбор-поход с выполнением ряда зачетных тактических учений, в том числе и разнородными группировками. Будем выполнять сложные боевые упражнения разнородными группировками с привлечением других видов Вооруженных Сил, в частности дальней авиации ВВС и ПВО. В результате летней боевой учебы мы должны определить, на какой ступени профессионального совершенства сегодня находится Северный флот с точки зрения его практической готовности.
     - Однако, на мой взгляд, сложно говорить о полной готовности флота в отсутствие его флагмана? А в зимнем периоде обучения тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которым командует капитан 1 ранга Александр Шевченко, так и не оторвался от причала судоремонтного завода…
     - Весной авианосец не вышел в море только потому, что на нем проводились серьезные конструктивные доработки, связанные в первую очередь с обеспечением безопасности полетов с палубы. Эти работы практически в полном объеме завершатся 10 июня. Причем сама техническая готовность корабля к этому времени также будет восстановлена. А дальше корабль начнет выполнять задачи в море – вначале одиночно, затем - с полетами палубной авиации. К слову, сейчас отдельный корабельный истребительный авиаполк имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова, которым командует полковник Игорь Матковский, находится в Саки, на тренажере «НИТКА». До конца июня североморские летчики полностью подготовятся к июльским полетам с палубы авианосца. И по завершении его комплексной подготовки пойдем дальше: в августе - сентябре «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» будет отрабатываться уже в составе корабельной группы, а затем начнет готовиться к выполнению основного мероприятия, о котором много говорим в последние годы, но которое по-прежнему прописано во флотских планах.
     - То есть к выходу в океанскую зону?
     - Именно туда. Сегодня можно сказать, что, по крайней мере, мы точно будем готовы к выполнению поставленной задачи. Учтены прошлые откровенные ошибки и как технические, так и организационные нюансы, связанные с обеспечением безопасности полетов. И хотя еще многое предстоит сделать, тем не менее эта работа уже на стадии завершения. Так что авианосец в море увидим. А окончательное решение, куда именно пойдет корабельная авианосная группа во главе с «Адмиралом Флота Советского Союза Кузнецовым», будет принято вышестоящим командованием с учетом конкретной военно-политической обстановки. Потому что вывод такой группы кораблей будет иметь достаточный общественный резонанс в Европе. Хотя задача у нас однозначная и ясная – это военно-морское присутствие, о котором я уже говорил.
     - Кстати, а дальше Великобритании противолодочные самолеты военно-воздушных сил Северного флота полетят?
     - Вполне возможно. По крайней мере, мы планируем обеспечивать действия КАГ в океане не только палубной авиацией, но и авиационными силами, базирующимися на берегу.
     - Товарищ командующий, какие проблемы в тыловом обеспечении, лимите топлива и поставках ЗИП довлеют над боевой учебой североморцев?
     - По лимитам топлива скажу так: конечно, хотелось бы иметь их чуть больше. Однако и того количества топлива, которое у нас есть, вполне достаточно для выполнения поставленных перед флотом задач. Но если хотим двигаться дальше, то причина здесь не только в обеспеченности топливом. Для того чтобы интенсивно эксплуатировать материальную часть корабля, самолета либо берегового комплекса, нужно иметь хорошие ресурсные показатели. А мы просто вынуждены беречь вооружение.
     Что касается технического обеспечения, то оно – и уже не один год – полностью налажено в морских стратегических ядерных силах. Что же касается флотских сил общего назначения, то делаем серьезную ставку на формирование новых подходов, связанных с образованием объединенной судостроительной корпорации, которая обеспечит в перспективе техническое сопровождение корабельного состава на весь период его жизненного цикла.
     - Что-то типа корабельного сервиса?
     - Именно. Другими словами, корабль ставят на полное сервисное обслуживание от момента вступления его в боевой состав Северного флота и до утилизации. Такая же работа должна вестись и в отношении других составляющих флота: береговых войск, авиации, частей боевого и оперативного обеспечения.
     - Однако сервисное обслуживание в корпорации получат только новостройки, а что будет с кораблями, которые уже находятся в ремонте?
     - Не только новостройки. Речь идет о том, что на сервисное обслуживание должны принять все ядро флота и содержать его до тех пор, пока оно существует. А я вам сказал, что сегодня 90 процентов этого ядра – кораблей, подводных лодок и вооружения частей боевого предназначения - создано в советское время. По крайней мере - с точки зрения проектирования, инженерных подходов, заложенных конструкторских идей и прочих научно-технических вопросов. Только отдельные «единицы» мы уже получаем как образцы чисто российского производства.
     - Владимир Сергеевич, как сказалось увеличение финансирования судоремонта по линии государственного оборонного заказа на возвращении кораблей из ремонта в строй? Ведь на различных ремонтных предприятиях уже не один год находятся тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», эскадренный миноносец «Расторопный», атомная подводная лодка «Пантера», ракетная подводная лодка стратегического назначения «Карелия» и другие корабли Северного флота…
     - За исключением эсминца «Расторопный» все перечисленные корабли с восстановленной технической готовностью будут в расчетное время введены в строй. На некоторых из них ремонт идет параллельно с глубокой модернизацией. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» введем в строй, и сомнений по этому поводу нет. По плану к 2011 году ТАРКР возвратится в боевой состав надводных сил Северного флота. По «Пантере» - это вопрос нынешнего года, от силы – первый квартал 2008-го.
     А вот эсминец «Расторопный», к моему большому сожалению, исключили из боевого состава ВМФ. Напрасно или нет? Сейчас уже говорить об этом бесполезно. Я придерживаюсь мнения, что океанская составляющая, существующая сегодня, до поступления современных видов вооружения и военной техники, кораблей и самолетов, вооружения и оружия для частей береговых войск, должна быть сохранена. То есть принцип простой: пока не получили новое, старое должно эксплуатироваться. Естественно, с проведением модернизации.
     - Ожидается в этом либо следующем году вступление в боевой состав Северного флота новых кораблей? Того же подводного ракетоносца «Юрий Долгорукий», дизельной подводной лодки «Санкт-Петербург» проекта «Лада»…
     - Подлодку проекта «Лада» будут и дальше испытывать на Балтике. Это, наверное, правильно, поскольку она – головной корабль. И, конечно, должна пока находиться там, где базируются предприятия – разработчики проекта и кораблестроители.
     - На Северном флоте уже есть экипаж для «Лады»?
     - Да. Хотя он прошел, я так сказал бы, еще не полное обучение, потому что тренажеров по противолодочному поисковому комплексу, именуемому «Ладой», пока не создали. Но в той мере, в какой сегодня уже можно подготовить специалистов, у нас для этого проекта экипаж есть.
     - Может, в нынешнем году и ожидаете новостройку?
     - Это не столь важно. Главное, чтобы ввели в боевой состав ВМФ первую дизельную подводную лодку нового проекта. В любом случае, вся серия завершит испытания на Северном флоте. Поскольку у нас из-за ограничений на Балтийском флоте, и в первую очередь – пограничных, больше безопасных возможностей для выполнения стрельб и оценки других тактико-технических характеристик этих кораблей.
     А что касается «Юрия Долгорукого», то вы знаете, что в апреле его спустили на воду. Но говорить, что в 2007 году он уже и в состав флота вступит, неправильно. Осенью этого года он выйдет в Белое море на испытания.
     - Корабль-то готов, однако пока полное неведение с его ракетным комплексом «Булава»…
     - Во-первых, хочу сказать, что впервые в российское время не просто создают корабль или ракетный комплекс, пусть даже стратегический, а рождается новая система оружия. Вот что главное! Можем говорить, что построили отличный корабль либо изобрели прекрасную ракету. Но мы еще не получили полноценный комплекс. Давайте посмотрим, что призвано обеспечить совершенно новую систему оружия, и тогда сразу станет ясно: она должна получить все, начиная от космоса, заканчивая тыловым и техническим обеспечением на берегу. По сути для России это первая задача такой масштабности и уровня. И здесь отступать нельзя.
     - Товарищ адмирал, насколько напряженным выдался для североморцев минувший год? Ведь столько всего было: многочисленные учения, дальние морские походы, разноплановые проверки, инспекция Министерства обороны…
     - Мы в таком режиме и дальше живем. В мае на флоте работали три инспекции: Счетной палаты, Тыла Министерства обороны и финансовая инспекция военного ведомства. Затем все силы бросаем на подготовку сбор-похода. Тут же вводим в строй тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Восстанавливаем в технической готовности и вводим в конце года тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». При этом в нынешнем году не сокращено количество дальних морских походов. Не останутся без дела и подводники: для них спланированы достаточно интересные мероприятия.
     Масштабность проблем, а соответственно и их уровень тоже растут. Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» вместе с танкером «Сергей Осипов» направились в военно-морскую базу Норфолк. Да, это хорошо, но для нас – уже рядовое явление. А вот выход в океан корабельной авианосной группы – дело совершенно иное. Причем не в знакомую нам Северо-Восточную Атлантику, а в другой район, где иные возможности и иная ответственность.
     - Спасибо за беседу!

     На снимке: командующий Северным флотом адмирал Владимир ВЫСОЦКИЙ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex