на главную страницу

31 Мая 2007 года

Армия и общество

Четверг

ДЕНЕГ БОЛЬШЕ – СЛУЖБА ВЕСЕЛЕЕ

На вопросы «Красной звезды» отвечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Алексей СИГУТКИН

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



     - Бюджет 2008 года и на период до 2010 года принят Государственной Думой в первом чтении. Финансирование национальной обороны в нем остается на прежнем уровне или есть заметные изменения?
     - К 2010 году расходы на национальную оборону по сравнению с нынешним годом возрастут в полтора раза. Хотел бы отметить и такую тенденцию. Предыдущие два года более ярко выраженный рост, опережающий общее увеличение бюджета, отмечался в разделае «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Расходы на оборону росли несколько меньшими темпами. Начиная с 2008 года эта пропорция меняется в сторону Министерства обороны.
     - Пятидесятипроцентный рост за три года... На какие цели планируется израсходовать основную часть дополнительных средств?
     - В первую очередь в соответствии с государственной программой вооружения увеличены расходы на закупку техники и вооружения. Мы видим, что эта программа эффективно реализуется. Спуски и введение в строй современных атомных подводных лодок, надводных кораблей, ракетных комплексов, поставки вооружения для Сухопутных войск... За счет этой составляющей в значительной степени и будет увеличен бюджет. В то же время вырастет и количество средств, выделяемых на другие виды обеспечения Вооруженных Сил, на социальные цели. В том числе и повышение денежного содержания военнослужащих.
     - Пропорция 50 процентов военного бюджета на содержание войск, 50 процентов на оснащение их техникой и вооружением к 2010 году будет достигнута?
     - Именно этим трехлетним бюджетом завершается процесс перехода к такому соотношению. А в 2011 году расходы на оснащение техникой и вооружением сравняются с расходами на содержание войск.
     - В предыдущие годы при обсуждении военной составляющей федерального бюджета всегда поднимался вопрос о ГСМ. Чаще всего при этом вспоминали о недостаточном налете наших летчиков. В среднем до 30 часов в год по сравнению с натовскими 180 часами или международным минимумом в 60 часов… Бюджет-2008 позволит нашим летчикам дольше находиться в воздухе, морякам - в дальних походах, мотострелкам – на полигоне?
     - Хотел бы обратить внимание, что при активном содействии в том числе и Комитета по обороне уже в бюджете 2007 года эта задача практически решена. В действующем бюджете указаны две цифры: сумма выделяемых средств на закупку топлива; количество топлива, которое должно быть закуплено. И если из-за роста цен первоначально выделенных средств окажется недостаточно, будут внесены изменения в бюджет. При рассмотрении проекта бюджета на 2008-й и последующие годы на заседании Комитета по обороне начальник Тыла Вооруженных Сил, представители разных видов и родов войск этот вопрос даже не поднимали. Проблема решена. В проекте бюджета предусматривается закупка топлива в количестве, необходимом для подготовки и обеспечения Вооруженных Сил. Естественно, в бюджете не указаны нормативы. Цифры потребного количества топлива получены на основе действующих программ боевой летной подготовки. То есть летчики должны летать столько, сколько им положено. Вооруженные Силы, и авиация в частности, вышли на уровень обеспеченности. И если сегодня где-то эта задача плохо решается, то вопрос уже не о бюджете, а об эффективности использования средств внутри ведомства.
     - Еще один острый вопрос: стоимость продовольственного пайка и размер компенсации, который учитывается и при расчете пенсий военным пенсионерам?
     - В проект бюджета заложены суммы, обеспечивающие питание военнослужащих по установленным нормам. Среднерасчетная стоимость пайка - около 70 рублей в сутки. В этом плане проблем нет. Проблема в другом: в бюджете заложена стоимость, исходя из новых продовольственных норм, но при этом не до конца решена проблема обеспечения военнослужащих бутилированной питьевой водой.
     Что же касается размеров компенсации за продпаек и пенсионного обеспечения… Уже в бюджете 2007 года запланировано, что в конце года сумма компенсации будет включена в оклад по воинскому званию. Оклад у нас входит в расчетную сумму пенсии. Кроме того, при формировании денежного довольствия действующих военнослужащих на эту сумму начисляется процентная надбавка, исходя из выслуги лет.
     То есть при обсуждении бюджета, который рассматривается, эта проблема не поднималась.
     - Как вы оцениваете возможность отвоевать у Минфина еще одно повышение денежного довольствия военнослужащим в 2008 году?
     - На заседании комитета мы вместе с представителями Счетной палаты и Министерства обороны пришли к единому мнению: если кроме запланированного 15-процентного повышения в 2008 году не провести еще и как минимум 10-процентную индексацию, то могут возникнуть сложности с выполнением поручения Президента РФ об увеличении в 2006-2008 годах денежного содержания военнослужащих в реальном исчислении (т.е. за вычетом инфляции) не менее чем в полтора раза. По расчетам наших специалистов, Счетной палаты, это увеличение без дополнительной индексации составит 1,4 раза. 10 процентов как раз и не хватает. Дискуссия вокруг этого сейчас идет. По мнению Комитета по обороне, поручение Президента РФ должно быть выполнено в полном объеме. Нас поддержала специальная комиссия Госдумы по закрытым статьям бюджета. Но вопрос до конца не решен.
     - Какие еще проблемы бюджета-2008 вы бы выделили?
     - Комитет по обороне при обсуждении бюджета поднял еще целый ряд проблем. Причем по большинству из них с нами солидарны и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, и Счетная палата. Одна из самых сложных - капитальный и текущий ремонт жилого фонда и объектов, которые находятся в ведении Минобороны. Денег на эти цели выделяется крайне мало. Из-за этого Министерство обороны подчас не может передать жилой фонд органам местного самоуправления и продолжает его содержать за счет оборонного бюджета. Еще одна проблема - отсутствие средств на проведение кадастровых работ. В связи с этим очень сложно решаются вопросы передачи, продажи объектов недвижимости, которые не нужны Минобороны. Военное ведомство вынуждено их содержать, охранять, хотя они ему не нужны.
     Вещевое имущество. Хотелось бы, чтобы военнослужащие обеспечивались повседневной формой более быстрыми темпами. Бюджет-2008 решает эту проблему только на 70 процентов. Отмечу, что это рост. Ныне ситуация еще хуже.
     

     
Наша справка

     Проектом бюджета на 2008-2010 годы запланированы повышения (индексации) денежного довольствия военнослужащим: с 30 сентября 2008 г. - на 15, с 1 августа 2009 г. - на 6,8 и с 1 января 2010 г. - на 6,5 процента. При этом прогнозируемый уровень инфляции (декабрь к декабрю), согласно документу, составит в 2008 г. не более 7 процентов, в 2009 г. - не более 6,5, в 2010 г. - не более 6 процентов.
     

     В связи с переходом на контрактный способ комплектования сохраняется проблема необеспеченности военнослужащих-контрактников учреждениями социально-культурного назначения. В городах, крупных населенных пунктах, где хоть какая-то инфраструктура присутствует, можно, конечно, потерпеть, нельзя решить все и сразу. Но несколько миллиардов рублей не хватает на то, чтобы решить эту проблему в гарнизонах, где вообще ничего нет. Пока нам предлагают что-то урезать, перераспределить внутри военного бюджета. Но в Министерстве обороны урезать, собственно, нечего. Можно рассчитывать лишь на более эффективное использование выделенных средств. По моему убеждению, резервы тут есть.
     - Вас лично военный бюджет удовлетворяет?
     - Очевидно, что бюджет-2008 для Вооруженных Сил более предпочтителен, чем бюджет-2007, а бюджет этого года лучше бюджета-2006. То есть тенденция положительная. Но проблем, которые надо решать и решать обязательно, еще очень много. Необходимо подумать, за счет чего: за счет дополнительных доходов, за счет внесения изменений. Но решать необходимо. Как военнослужащий может обходиться без повседневной формы одежды? Или повышение денежного довольствия в 1,4 раза вместо обещанных 1,5 раза? Когда получаешь денег больше, служить веселее. Но в целом, при учете наших замечаний, с этим бюджетом Вооруженные Силы смогут жить достойно.
     
Расходы федерального бюджета на национальную оборону

     
2007 200820092010
Млрд. рублей822,0959,61061,51191,0
% к расходам всего бюджета15,014,614,615,5
% к 2007 году100,0116,7129,1144,9
% к ВВП2,632,742,672,66



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex