на главную страницу

2 Июня 2007 года

Армия и общество

Суббота

БЫТЬ «ЗАМПОЛИТОМ» ДО «ОТБОЯ»

Юрий БЕЛОУСОВ,«Красная звезда».



В Приволжско-Уральском военном округе на базе Екатеринбургского военного артиллерийского командного училища завершила работу ежегодная комиссия по профессиональному отбору кандидатов для учебы в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны. В этот раз от ПУрВО на представленные армейскими вузами места претендовали более 180 офицеров. В их числе - 22 кандидата, избравших для себя нелегкий путь офицера-воспитателя.

     

     Наша справка. В 1991—2002 гг. в Вооруженных Силах не было вузов, готовивших заместителей командиров подразделений по воспитательной работе. К чему это привело? Должности воспитателей ротного звена оставались укомплектованными лишь на 88%. К тому же в качественном отношении «замполиты» рот того периода не отвечали требованиям времени. Многие из них были призваны в войска на два года по окончании высших гражданских учебных заведений. А из тех, кто все же представлял когорту выпускников армейских вузов, большинство (до 70%), не имели гуманитарного образования. И только 2% являлись выпускниками Военного университета. В итоге к началу XXI века образовательный уровень офицеров-воспитателей рот, батальонов, полков в сравнении с 1990 годом снизился более чем на 60 процентов.
     

     Столь неприемлемая для жизнедеятельности войск ситуация потребовала кардинальных перемен в подборе кадров на «замполитские» должности. С 2000 года на базе Военного университета на факультете руководящего состава (органов воспитательной работы) началась подготовка воспитателей полкового звена с высшим военным (академическим) образованием.
     …2000 год. Северо-Кавказский регион. Обычный день боевой работы. В ходе плановой постановки задач командиру парашютно-десантного взвода Николаю Абдулкину отдается приказ – убыть на усиление одного из «подшефных» блокпостов.
     Задача как задача. За время служебной командировки подчиненным взводного не раз доводилось, что называется, своим присутствием поддерживать незыблемость зон ответственности боевых групп, несущих службу на «блоках».
     Дежурить на местах приходилось по-всякому: случалось, бои вели сутки напролет. Но в тот раз все было куда серьезнее. В совместной спецоперации с представителями Внутренних войск МВД РФ «голубым беретам» предстояло встретить выявленную хорошо вооруженную бандгруппу.
     - Не обижайтесь, - неожиданно корректирует ход завязавшейся было беседы майор Абдулкин, - но вспоминать события той спецоперации мне не хочется. Бой был тяжелым. Они вышли прямо на нас…
     А боевикам и впрямь деваться было некуда. Сзади прижимали бойцы Внутренних войск. Впереди – блокпост с десантниками. Обойти его – местность неподходящая. Вот и пошли очертя голову на прорыв.
     Не прошли. Двое из нападавших были взяты живьем. Остальных сразили в жестокой перестрелке. Кроме оружия, боеприпасов и переносных средств связи в трофеях оказалась автомашина боевиков. Но главным все же было то, что взвод Николая Абдулкина завершил свое участие в спецоперации без потерь. Сам взводный за тот грамотно проведенный бой был награжден орденом Мужества.
     …- В нынешнем составе офицеров-абитуриентов майор Абдулкин – не единственный, кто прошел через «стреляющий Кавказ», - характеризует окружных кандидатов на поступление в Военный университет председатель подкомиссии «гуманитарного» направления, заместитель начальника кафедры педагогики Военного университета полковник Сергей Тенитилов. – Из 22 офицеров, претендующих в этом году на места факультета руководящего состава (органов воспитательной работы), 16 – с боевым прошлым. Например, майор Владислав Глазов, кстати, – выпускник Курганского машиностроительного института. Хоть в прошлом он двухгодичник, но полистайте его личное дело – больше десятка выписок из приказов. Каждая – отдельный рассказ об очередной кавказской спецкомандировке. Награжден несколькими медалями, в том числе «За отвагу».
     А еще - заместитель командира отдельного батальона материального обеспечения 201-й военной базы капитан Алексей Айдонов, со льготной выслугой, превышающей «выбранные» «календари». Майор Алексей Тугушев, заместитель командира подвижного командного пункта по воспитательной работе, с таким количеством боевых дежурств, что под стать бывалым офицерам.
     «Все как один – образцовые, грамотные представители войск, - делает акцент в комментарии полковник Тенитилов. - Одно лишь удручает в данной ситуации: они - без начального «воспитательского» образования. Из личных дел видно, что на «замполитскую» стезю каждый пришел с командирской должности».
     Тот же майор Абдулкин прошел несколько «боевых» должностей, прежде чем стал ротным воспитателем. Причем переход на иной род служебной деятельности произошел случайно: в подразделении одновременно образовалось два ваканта - заместителя командира роты по вооружению и «замполита». По факту должности равнозначные, по сути – разнополюсные. Первую он знал неплохо. И наверняка в перспективе стал бы достойным «технарем». Однако на тот момент Абдулкин уже всерьез задумывался о том, чтобы не только по предначертанию недельного расписания (в поле и парке) работать с личным составом. Ему хотелось быть «на связи» с подчиненными всегда и везде.
     Да, опыта не хватало. Пройденных в стенах Ульяновского гвардейского танкового командного училища свыше десяти лет назад 50 учебных часов по психологии и педагогике было явно недостаточно. Так что практику в новой должности пришлось нарабатывать «с миру по нитке». Получалось?
     - Не только получалось, но и время от времени радовало, - делится воспоминаниями майор Абдулкин. – Однажды почтальон принес письмо. Распечатал, читаю. А там – благодарность от одной из родительниц моего бойца. Мать благодарила командование роты за чуткость и внимание, проявляемые к ее сыну. Оказывается, солдат рассказал родителям о службе, об офицерах подразделения. И этот рассказ, как видим, впечатлил домашних, выразившись в таком вот письменном ответном слове.
     Сегодня в активе заместителя командира дивизиона по воспитательной работе майора Абдулкина уже несколько десятков подобных родительских благодарностей. Причем не только за чуткое внимание к их сыновьям, но и за меры дисциплинарного воздействия, оказывающие положительное влияние на становление вчерашних представителей «гражданки».
     - Более того, если поступлю, - развивает тему беседы майор Абдулкин, - мне есть чем поделиться с однокашниками в плане передачи накопленного опыта работы с личным составом. Ведь у меня за плечами не только воспитательская практика в пункте постоянной дислокации. Я знаю, как надо выстраивать отношения с подчиненными в условиях повышенного риска.
     - Именно такие войсковые представители с обширным запасом реальных жизненных примеров нам, преподавателям, особенно ценны, - поясняет полковник Сергей Тенитилов. - В минувшем году, например, мне совместно с обучающимся офицером из Амурской области удалось существенно расширить методику превентивной педагогики по профилактике наркозависимости. Речь, конечно же, не идет о данном роде деятельности именно в войсках. Суть в ином – наркоопасный регион является поставщиком армейских кадров. Загодя поработать с теми, кто завтра станет в строй, – вот цель исполненной работы. А так как сегодня наркотики, в большей или меньшей степени, имеют хождение в любом регионе страны, выработанная методика может стать полезной для каждого из обучающихся в Военном университете офицеров-воспитателей.
     Стоит добавить, что все это вкупе с основными преподаваемыми в данном вузе дисциплинами – организацией морально-психологического обеспечения, методикой организации информирования ОГП, теорией и практикой воспитания, военной педагогикой и остальными нужными направлениями позволяет восполнять в войсках однажды возникший пробел в наличии у полкового командира всесторонне подготовленного «замполита».
     …- Николай, - обращаюсь напоследок к майору Абдулкину с вопросом-подвохом, - в линейных частях бытует мнение, будто в нынешнее время у офицеров-воспитателей служебная лестница невысока, отчего некоторые из них предпочитают вновь возвращаться к «боевой» карьере. А там – и должность, и звание…
     - Я догадался, о чем идет речь, - не задумываясь, предвосхитил вопрос абитуриент Абдулкин. – Подобных мыслей нет, и вряд ли будут. Для себя я давно определился: получу высшее «замполитское» образование – останусь воспитателем, что называется, «до отбоя». В ином качестве себя уже не вижу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex