на главную страницу

7 Июня 2007 года

Армия и общество

Четверг

ПАЙКОВЫЙ ЦУГЦВАНГ

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



На парламентских слушаниях о пенсионном обеспечении военнослужащих, которые состоятся сегодня в Государственной Думе, одним из самых острых вопросов, возможно, станет проблема «пайковых».
  По оценкам депутатов Госдумы, к концу нынешнего года долг государства перед военными пенсионерами достигнет суммы в 100 миллиардов рублей (для сравнения: военный бюджет в 2007 году – это 822 млрд.). Речь идет о стоимости пайка (около 70 рублей в сутки), которая должна учитываться при назначении военных пенсий. Однако экономный Минфин до сих пор в расчет берет размер денежной компенсации, которая выдается действующим военным: 20 рублей в сутки. И финансисты, похоже, рассчитывают, что в конце 2007 года проблема разрешится сама собой: размер компенсации будет включен в оклад по воинскому званию. А долг? Долг пенсионерам постараются «простить».

     
По следам Степанова и Тюльпина

     Напомним, что не первый год в российских судах идет борьба за то, чтобы при начислении военных пенсий учитывалась не компенсация за продпаек, выдаваемая действующим военнослужащим, а его реальная стоимость. Дело в том, что в законе «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы…» записано, что для исчисления пенсии в денежное довольствие включается месячная стоимость (!) соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Кстати, до 2000 года этой проблемы не возникало, так как размер компенсации равнялся фактической стоимости продпайка, лишь затем эти суммы стали отличаться.
     14 декабря 2004 года на сторону пенсионеров встал Конституционный суд России. Судебный орган конституционного контроля постановил (Определение № 429-О), что пресловутая денежная компенсация в размере 20 рублей в сутки, назначенная в качестве альтернативы вместо продовольственного пайка для военнослужащих, не может применяться при расчете военной пенсии взамен реальной стоимости продпайка. Минфин это решение проигнорировал.
     В 2005 году борьба достигла своего апогея. По инициативе председателя Комитета Госдумы по обороне Виктора Заварзина и его коллег был принят парламентский запрос «О мерах Правительства РФ по перерасчету пенсий военных пенсионеров в связи с увеличением стоимости соответствующего продовольственного пайка». Из правительства тогда ответили, что «поскольку военнослужащим выплачивается денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, применять при начислении пенсий военным пенсионерам отличную от нее величину денежной компенсации законных оснований не имеется». О решении Конституционного суда чиновники, подготовившие этот документ, даже не упомянули, словно его и не было (кстати, по мнению правоведов, на момент рассмотрения проблемы в Конституционном суде назначение для действующих военных компенсации 20 рублей в сутки не противоречило Конституции РФ, так как у военнослужащих до 01.01.2005 г. сохранялось право самостоятельного выбора: получать продовольственный паек либо на основании свободного волеизъявления заменить его выплатой денежной компенсации). Депутаты обратились в Генпрокуратуру, которая должна надзирать за исполнением законов. Безрезультатно.
     Вопрос решался только индивидуально. То есть военный пенсионер должен самостоятельно судиться с государством (кстати, и определение Конституционного суда также принято по частным жалобам граждан Степанова и Тюльпина). Заявления в суд об этом пишутся по-прежнему под копирку, а в отдельных регионах уже образовались инициативные группы, которые помогают пенсионерам, естественно, небезвозмездно, отсудить положенное. Когда счет исков пошел на десятки тысяч, в ситуацию вмешался глава государства. В августе 2006 года он потребовал от главы Минфина решить проблему.
     
Нет пайковых - нет проблем!

     Выход из ситуации Минфин нашел в лучших традициях поговорки о гильотине как средстве от головной боли. 6 октября 2006 года Алексей Кудрин доложил Президенту России Владимиру Путину, что с 1 декабря 2007 года продовольственный паек для всех военных будет отменен, а взамен него введена денежная выплата - ежемесячно «более чем 1000 рублей». Глава Минфина сказал, что его ведомство выполнило поручение президента и «в бюджете 2007 года включена новая норма, которая также будет продублирована в Законе об обороне». Он также добавил, что «это не отменяет право министра обороны вводить в отдельных частях продпаек в натуральном виде там, где это необходимо».
     Как пояснили в Комитете по обороне, в тексте Закона о федеральном бюджете на 2007 год впрямую нигде не указан размер «денежной выплаты взамен отмененного продовольственного пайка», а сам принцип решения проблемы таким способом оговаривается только в пояснительных записках. Но при обсуждении бюджета 2008-2010 годов, который недавно был принят Госдумой в первом чтении (второе чтение назначено на конец июня), вопрос индексации пайковых выплат уже не обсуждался. Он считается решенным. Эта сумма будет включена в оклад по воинскому званию, который в дальнейшем индексируют соответственно установленным планам. Вот только поправки в ФЗ «О статусе военнослужащих» и другие законодательные акты, в которых упомянут паек, до сих пор не внесены. А это уже явное противоречие Бюджетному кодексу, в котором указано, что в бюджет включаются только уже установленные законом бюджетные обязательства. Но не исключено, что эти изменения в законодательство до сих пор не внесены не из-за безалаберности, а в расчете на то, что после принятия бюджета на период до 2010 года в окончательном чтении за эти поправки депутаты проголосуют автоматически. Бюджет-то уже принят. То есть спорить о размерах пайковой «прибавки» к окладу по воинскому званию депутатам предложат в рамках ими же уже утвержденных средств.
     
Закон или бюджет

     Однако рассматривать включение «пайковых» в оклад по воинскому званию невозможно отдельно от проблемы погашения существующей задолженности. Депутатами Михаилом Бабичем, Андреем Головатюком, Сергеем Григорьевым и Владимиром Жириновским в настоящий момент внесен федеральный закон, который так и называется «О стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим». В нем устанавливается стоимость продовольственного пайка в спорные годы (в 2000 году - 28,71 рубля в сутки; 2001-м - 32,83; 2002-м - 42,92; 2003-м - 47,64; 2004-м - 51,45; 2005-м - 56,08; 2006-м - 63,60; 2007 году - 67,42 рубля), а также период и порядок выплаты разницы военным пенсионерам. В финансово-экономическом обосновании законопроекта указано, что он обойдется бюджету примерно в 100 миллиардов рублей (только по Минобороны дополнительные затраты на его реализацию составят более 97,3 млрд. руб.). Сумма нешуточная, поэтому рассчитаться с долгами законодатели предлагают не одномоментно, а в период с 1.01.2008 года по 31.12.2010 года за счет средств по разделу «Социальная политика».
     - Раз мы говорим о том, что порядок пенсионного обеспечения военных пенсионеров в вопросах учета пайковых раньше был неправильным, не соответствовал норме закона, тогда при включении в оклад по воинскому званию суммы пайковых компенсаций сразу встает вопрос о правомерности таких действий, - пояснил «Красной звезде» член Комитета по обороне Андрей Головатюк. - Они только в том случае легитимны, если 20 рублей в сутки - это правильно. Но есть решение Конституционного суда. И должна быть определена стоимость пайка. И при включении этой сумму в оклад по воинскому званию военные пенсионеры не должны ничего потерять в денежном выражении. То есть включать в оклад по званию надо не 20 рублей и не 30, а как минимум 67 рублей 42 копейки.
     Оценивая перспективы законопроекта (он еще не назначен к рассмотрению), в аппарате Комитета Госдумы по обороне приводят неофициальное мнение одного из известных политиков: «По закону все верно - должны, скажите: где взять деньги?» И действительно, на одной чаше весов - закон, решение Конституционного суда, права пенсионеров, на другой - 100 миллиардов рублей. Догадайтесь: что должно перевесить?
     
На снимке: В 2005 году по инициативе В. Заварзина (в центре) был принят парламентский запрос «О мерах Правительства РФ по перерасчету пенсий военных пенсионеров в связи с увеличением стоимости соответствующего продовольственного пайка». Однако разрубить таким образом гордиев узел не удалось. В правительстве меры принимать отказались.

     

     
А что думают об этом в Совете Федерации?

     По мнению экспертов СФ, проблема незаслуженно низкой военной пенсии исходит из перегруженной структуры денежного довольствия военнослужащих. Произошедшее в последние годы увеличение доли дополнительных выплат, которые при исчислении пенсии не учитываются, привело к значительному уменьшению соотношения денежного довольствия военнослужащих и размеров назначаемых им в последующем пенсий. Так, доля окладов по воинской должности и воинскому званию, учитываемых при исчислении пенсии, в денежном довольствии военнослужащих сократилась с 80 процентов в 1990 году до 30 процентов в 2006 году. Кстати, почти «советская» пропорция до сих сохраняется и в вооруженных силах США, где доля основных окладов военнослужащих различных категорий составляет от 68 до 88 процентов от всего денежного довольствия.
     Ровно 6 месяцев назад, 7 декабря 2006 года, состоялось заседание Координационного совета по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, посвященное вопросам пенсионного обеспечения ветеранов военной службы. Председатель Совета Федерации Сергей МИРОНОВ на нем заявил:
     «Предложение Минфина о включении компенсации в размере 20 рублей в сутки однократно в оклад по воинскому званию оценивается как несправедливое, а попытки изъять из обращения сами понятия «денежная компенсация взамен продовольственного пайка» и «денежная продовольственная компенсация» как контрпродуктивные и неприемлемые.
     Анализ многочисленных предложений по улучшению социального положения военных пенсионеров, поступивших в Совет Федерации из всех уголков России, позволяет следующим образом суммировать их.
     Первое. Изменить принцип исчисления военных пенсий. Предлагается устанавливать их от денежного довольствия руководителей силовых структур (как это практикуется при установлении пенсий для бывших военных прокуроров и военных судей) либо законодательно изменить структуру денежного довольствия, основу которого должны составлять достойные оклады по воинской должности и воинскому званию.
     Второе. Восстановить отдельную статью о ветеранах военной службы в Федеральном законе «О ветеранах». Распространить ее действие на ветеранов военной службы, ушедших на пенсию после 1 января 2006 года.
     Третье. Установить (законодательно) ветеранам военной службы статус федеральных льготников.
     Четвертое. Законодательно закрепить за военными пенсионерами право на получение с 60 лет второй (трудовой) пенсии за трудовую деятельность после увольнения в запас
».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex