на главную страницу

7 Июня 2007 года

Все о льготах и правах

Четверг

Пора бы отпустить тормоза

Александр БАТРАКОВ, заслуженный работник социального обеспечения РФ. Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     Военные пенсионеры, видимо, помнят опубликованные в «Красной звезде» корреспонденции: «После службы – мартышкин труд?» (20 сентября 2003 года), «Еще раз о второй пенсии»… (28 февраля 2004 года) и, наконец, недавнюю заметку под рубрикой «Возвращаясь к напечатанному» - «Блеснул луч света?» В них речь об одном и том же – второй пенсии для работающих военных пенсионеров.
     Эти публикации, естественно, военные пенсионеры восприняли с надеждой. Но затем ее, эту надежду, сменили недовольство и недоумение – на выступления газеты никто никак не реагировал.
     Молчание, говорят, по-своему красноречиво. Представьте, что и в этом случае.
     Напомним суть дела. Более десяти лет тому назад военные пенсионеры, продолжавшие после увольнения из армии трудиться на «гражданке», обнаружили, что с них взимают страховые взносы в Пенсионный фонд. К тому же за них дополнительно уплачивают взносы в тот же Пенсионный фонд предприятия и учреждения, где они работают.
     Понятия «вторая пенсия» тогда еще не было, а вот вопрос о добавке к пенсии хотя бы одного процента за каждый год работы после увольнения в запас уже ставился. Он обсуждался в Госдуме, был признан справедливым, но отклонен из-за нехватки денег в бюджете. Да и закон на этот счет лишь вызревал.
     И вот 15 декабря 2001 года, Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» был принят. Он гласил, что граждане, уволенные с федеральной государственной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, а также одновременно на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
     Военная служба, как известно, не просто вид, а особый вид государственной службы. Когда работающие пенсионеры – бывшие госслужащие начали получать вторую – трудовую – пенсию, а работающих (часто с ними рядом) военных пенсионеров это не коснулось, то, естественно, у последних возникли вопросы к разработчикам закона. Среди них и такие: почему у власть имущих чиновников столь избирательное отношение к военной службе? Не правовая ли это дискриминация? Внятных, по-государственному четких и ясных ответов на них нет.
     Вот и идут письма возмущенных людей в редакцию. Вот лишь некоторые из них. «Мне 77 лет, и 30 лет военной службы, - пишет майор в отставке Б. Покузиев из Ахтубинска Астраханской области. - Пенсия небольшая, и вот уже 28 лет я тружусь на предприятии. За эти годы, конечно, заработал вторую пенсию, но сколько ни писал в разные инстанции, к кому бы ни обращался, нет вразумительного ответа».
     «Почему молчат, почему нет конкретных и ответственных разъяснений по этому поводу?! – восклицает в письме майор запаса Валерий Уфимцев из Свердловской области. – Почему бы честно не сказать, что накопления ваши, дескать, так и останутся у нас, на наши внутренние расходы…»
     С течением времени из Пенсионного фонда все же начала просачиваться кое-какая информация, правда, обтекаемая и невнятная. Ее заметили. Майор в отставке Николай Лаптев из Омска, бывший ракетчик с 26-летней выслугой, участник Карибского кризиса, 25 лет работающий на производстве после увольнения из армии, пишет: «В своем письме от 27 мая 2004 года № ГБ 25-25/5735 председатель правления Пенсионного фонда РФ Г. Батанов высказался так: «Военные пенсионеры, получающие пенсию по государственному обеспечению, при уплате страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии… наряду с установленной пенсией могут приобрести и реализовать право на накопительную часть трудовой пенсии».
     После того самого обнадеживающего письма Г. Батанова прошло более двух лет. За это время, правда, озвучивались сигналы из Госдумы: «Вопрос прорабатывается». Когда глава государства предложил изыскать возможности для положительного решения вопроса, тот же Г. Батанов в опубликованной в «Красной звезде» статье высказался еще конкретнее: «…назрела необходимость устранения имеющихся ограничений в пенсионных правах военных пенсионеров по сравнению с гражданскими...» «Красная звезда» это высказывание назвала «лучом света в темном царстве».
     Выяснилось, что проект закона о второй пенсии военным пенсионерам прошел все согласования и зарегистрирован Минюстом. Опираясь на эти факты, ветеран боевых действий подполковник в отставке Юрий Трунов, продолжающий трудиться в 61 год, в письме выразил уверенность, что «дело, наконец, пошло».
     Оно действительно пошло и дошло до Конституционного суда Российской Федерации. Это уже было этапное событие. Конституционный суд под председательством В.Д. Зорькина обстоятельно рассмотрел назревший и даже перезревший вопрос и 11 мая 2006 года вынес определение № 187-О. Оно гласит: «Федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года... Определение Конституционного суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит».
     И теперь уж надежды военных пенсионеров на скорое решение вопроса обрели, что называется, плоть. «Коль Конституционный суд принял положительное для нас решение, - пишет офицер в отставке Владимир Хапаев, имеющий 14-летний трудовой стаж после увольнения в запас, - значит, справедливость восторжествовала».
     Однако умерим чувства воодушевления и благодарности вышестоящим инстанциям, которые, как предполагалось, сразу же кинутся выполнять как пожелание президента, так и определение Конституционного суда. Этому определению аккурат исполняется год. Но к 1 января 2007 года, как предписано Конституционным судом, никакого «правового регулирования» не произошло и второй пенсии защитникам Отечества не назначили. В отличие, еще раз напомним, от самих чиновников.
     На недавнем Первом совещании ветеранского актива Вооруженных Сил снова был поднят вопрос о второй пенсии. Выступал на этом совещании и руководитель Пенсионного фонда Г. Батанов. Он, в частности, заявил, что подписал все необходимые документы, касающиеся назначения работающим военным пенсионерам второй пенсии, и заверил: те из них, кто после выхода в запас или отставку достиг трудового стажа в 5 лет, получит-таки право на трудовую пенсию, то есть на те страховые выплаты, которые поступили в Пенсионный фонд России.
     Сказано это во всеуслышание при всем руководстве Министерства обороны, которое с самого начала активно и последовательно поддерживало ходатайства военных пенсионеров по поводу начисления им второй пенсии. Нет определенности лишь в одном: когда же это произойдет? Кто тормозит процесс?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex