на главную страницу

14 Июня 2007 года

Армия и общество

Четверг

РОЖДЕННЫЕ НЕБОМ

Владимир БАЛАБИН.



По инициативе группы ветеранов Военно-воздушных сил, а также заслуженных летчиков-испытателей, заслуженных военных летчиков, штурманов СССР и Российской Федерации при Московском Доме ветеранов войн и Вооруженных Сил создан общественный Клуб заслуженных военных летчиков. На одном из учредительных собраний был сформирован совет клуба, председателем которого избран бывший командующий авиацией ПВО страны генерал-полковник авиации Николай Иванович Москвителев, заслуженный военный летчик СССР, кандидат военных наук, а ответственным секретарем – полковник Владимир Ришадович Алимов, Герой Российской Федерации, заслуженный военный летчик России.
  В мае этого года состоялась первая встреча ветеранов-авиаторов из Москвы и Подмосковья, удостоенных летных почетных званий. В связи с этим мы предлагаем вашему вниманию беседу с председателем совета клуба Николаем МОСКВИТЕЛЕВЫМ.

     – Николай Иванович, летом прошлого года вы встретили свое 80-летие в воздухе: совершили полет на истребителе Су-30, блестяще выполнив весь высший пилотаж. Скажите, вас и в таком солидном возрасте тянет в небо или вы просто решили оригинально отметить юбилей?
     – Скажу откровенно, я и сегодня мечтаю, как поется в песне, о высоте. Ведь летчик - это призвание. Он рождается на земле, но его зовет небо, манит своей красотой и загадками всю жизнь.
     Летчик испытывает наивысший подъем души, ощущает неописуемое чувство, когда он один в бескрайнем темно-фиолетовом небе на высоте 20 тысяч метров и на скорости, равной двум-трем скоростям звука. Для меня, как и для других моих собратьев по небу, незабываемо время, когда я был учеником великих наставников-асов, таких как А.И. Покрышкин, когда сам учил тех, кто стали впоследствии крупными авиационными руководителями, когда принимал активное участие в создании, испытаниях и внедрении в войска новейшей техники, когда общался и работал с крупнейшими учеными, летчиками-испытателями СССР, России и ведущих авиационных стран мира.
     Тут, как говорится, не до старости. Старость, на мой взгляд, это не седые волосы и пошатнувшееся здоровье. Старость – это слабость души, а не тела.
     Если смена поколений происходит через 20 лет, то мною пройдено уже три поколения. Громадный период. Я называю его своими шестьюдесятью счастливыми годами в авиации. У первого поколения, поколения фронтовиков, я учился и набирался опыта. Со вторым поколением летчиков-перехватчиков, оседлавших грозную сверхзвуковую технику, мы днем и ночью охраняли небо Родины. Предотвращали любые нарушения воздушных границ СССР от Балтики до Курильских островов. И для такого святого дела в стране были созданы все необходимые условия. Ежегодно наши полки пополнялись выпускниками (350 – 400 человек) Армавирского и Ставропольского высших авиационных училищ – молодыми летчиками на боевых МиГ-23 и Су-15. Третье поколение – поколение летчиков-испытателей ЛИИ им. М.М. Громова, ОКБ им. П.О. Сухого, ОКБ им. А.И. Микояна, ОКБ им. А.С. Яковлева. Настоящая элита богатырей неба, до фанатизма преданных своей профессии и Родине. Как видите, почетные летные звания появились в стране не без оснований.
     – И начало положило ваше первое поколение?
     – Да. Почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» были установлены Президиумом Верховного Совета СССР в 1958 году. А в 1965-м к ним добавились почетные звания: «Заслуженный военный летчик СССР» и «Заслуженный военный штурман СССР».
     После развала Советского Союза некогда единые Военно-воздушные силы оказались расколотыми из-за образования на территориях бывших союзных республик независимых государств. Однако в России авиационные традиции сохранились. В 1992 году Верховный Совет Российской Федерации установил почетные звания «Заслуженный военный летчик России», «Заслуженный военный штурман России» и «Летчик-космонавт России». Эти звания, как награды, присваиваются указом Президента Российской Федерации с вручением соответствующего нагрудного знака и наградной книжки к нему. Сегодня уже около 850 авиаторов награждены знаком «Заслуженный военный летчик России» и свыше 150 – знаком «Заслуженный военный штурман России».
     Прошло почти полвека со времени установления в России первых авиационных почетных званий. За этот период тысячи первоклассных летчиков были удостоены столь высокого отличия, свидетельствующего о великом мужестве и высочайшем летном мастерстве. Сегодня многие из них, находясь в запасе или отставке, по-прежнему ведут активный образ жизни. И хотя физические силы уже не те, их опыт остается прежним. Ни на йоту не угас и интеллектуальный настрой. Этот запас энергии нельзя пускать на распыл, надо аккумулировать его и целенаправленно использовать для дальнейшего развития и укрепления ВВС, подготовки юной смены и т.д.
     – Почему выдающиеся летчики СССР и России решили объединиться именно при Московском Доме ветеранов?
     – Во-первых, сама идея Клуба заслуженных военных летчиков принадлежит председателю совета Дома ветеранов В.Г. Михайлову. Во-вторых, это очень авторитетное и совершенно новое учреждение в ветеранском движении. В-третьих, здесь благодаря заботе правительства Москвы и лично мэра нашей столицы Юрия Лужкова созданы все условия для социально-бытового обслуживания и культурного отдыха ветеранов. Здесь открыт широчайший простор для реализации творческих возможностей ветеранов во всех областях общественной жизни.
     Развертывая работу клуба, Дом берет на себя обязательство заботиться о ветеранах, имеющих особые заслуги перед Отечеством в области летного дела и авиации. Вместе с тем он ждет от каждого члена клуба деятельной отдачи в меру его способностей.
     Умение сотрудников и активистов Дома ветеранов, накопленное за 15 лет работы, перспективно мыслить уже проявилось и среди членов клуба. Так, в связи с планируемым в ближайшие годы перевооружением ВВС поступило довольно интересное предложение по обучению летных кадров. Предлагается резко повысить качество летной подготовки, создав программу обучения с 14-16 лет. Для этого можно использовать и экспериментальный авиационный кадетский корпус, и хорошо зарекомендовавшие себя еще со времен Осоавиахима аэроклубы Оборонного общества. Таким образом, с окончанием 11-го класса молодой человек может иметь налет на легких спортивных самолетах до 200 часов. После этого, поступив без экзаменов в военное училище с 4-летним обучением, летчик в возрасте 24–25 лет будет подготовлен в полном объеме. Эта инициатива членов клуба уже обсуждена со многими заслуженными летчиками, учеными-медиками, психологами, педагогами, ветеранами ВВС и одобрена рядом авиационных руководителей.
     – Какие практические шаги вы намерены сделать после проведения встреч ветеранов – заслуженных военных летчиков?
     – Мы планируем согласовать свою работу с вузами ВВС, аэроклубами РОСТО (ДОСААФ), а также посетить спецшколы с летным уклоном. Хотим организовать взаимодействие с авиаполками ВВС для обмена опытом обеспечения безопасности полетов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex