на главную страницу

15 Июня 2007 года

Наша жизнь

Пятница

Ипотека по-бердски

Тарас РУДЫК, «Красная звезда». Фото автора.



В соответствии с распоряжением Правительства РФ с января 2007 г. продолжается реализация эксперимента по ипотечному кредитованию 285 военнослужащих Министерства обороны РФ и 15 военнослужащих других силовых структур страны. В этом году на эту цель из федерального бюджета выделили 100 млн. рублей.

     В одной из воинских частей Бердского военного гарнизона Сибирского военного округа участниками данного эксперимента стали 2 офицера и 5 прапорщиков. В марте старшие лейтенанты Дмитрий Колупаев и Виталий Петерс получили в городе Бердске двухкомнатные квартиры.
     Командир автомобильного взвода старший лейтенант Петерс не без удовольствия согласился показать мне свою двухкомнатную.
     - Это подарок судьбы, нашего правительства и Министерства обороны, и я счастлив, что стал участником данного эксперимента! - горячо выразил свои эмоции молодой офицер. – Ведь в нашей части каждый второй офицер и прапорщик, к сожалению, бесквартирные.
     - Виталий Артурович, - обратился я к старшему лейтенанту, - полагаю, многим военнослужащим и в особенности тем, кто по закону имеет право на ипотеку, будет интересно узнать механизм приобретения квартиры по системе ипотечного кредитования. Как это происходило у вас?
     – Меня вызвали в кадры и сказали, что если я желаю, то в рамках программы проводимого эксперимента по ипотечному кредитованию могу подыскать себе в Бердске квартиру из так называемого вторичного жилья на сумму в 1 млн. 470 тыс. рублей. И что в Новосибирске есть три банка, готовые предоставить мне для этого кредит на различных условиях. Я сразу же обратил внимание на «Юниаструм банк», который заключил долгосрочное соглашение с Министерством обороны с целью реализации данного национального проекта, направленного на повышение доступности ипотечных кредитов для военнослужащих.
     Старший лейтенант Петерс на всех парах забегал по риэлтерским организациям и агентствам недвижимости Новосибирска и Бердска. Шустрые риэлтеры предложили ему несколько вариантов жилья на указанную сумму, в том числе и благоустроенную однокомнатную квартиру в кирпичном доме. Стоит ли говорить, что в таком важном вопросе нужно быть очень внимательным. Виталий вспомнил, что была одна квартира совсем «убитая», грязная. Молодой офицер в конечном итоге остановился на двухкомнатной в хорошем панельном доме и нисколечко не сожалеет об этом.
     - Цены на жилье в нашем регионе продолжают стремительно расти, - говорит старший лейтенант Петерс. - На днях интересовался: сегодня моя квартира уже стоит на 250 тыс. рублей дороже, чем в то время, когда я получил от нее ключи.
     Виталий рассказал, что он оформил договор с «Юниаструм банком» и в нем же открыл счет на свое имя.
     - Министерство обороны перечисляет на этот счет деньги, которые идут на погашение долга, - пояснил офицер. – По договору с банком время погашения долга 22 года, то есть до того времени, когда мне исполнится 45 лет.
     - А если вас переведут к новому месту службы, что тогда с вашей квартирой? – спросил я у него.
     - Здесь немало вариантов, и все они по-своему хороши, - ответил старший лейтенант. – Я консультировался с юристами, риэлтерами. Если меня переведут к новому месту службы, то через полгода с того времени, как получил квартиру, имею право продать ее, но в этом случае я обязан сразу же погасить весь долг в банке. Могу сдавать квартиру и на полученные деньги за нее снимать жилье. В будущем подкоплю деньжат - доплачу и куплю трехкомнатную. Правда, сейчас у меня другая мечта – легковой автомобиль.
     - А сколько вам пришлось заплатить риэлтерам за то, чтобы они подыскали подходящую для вас квартиру, оформили на нее документы? – поинтересовался я у офицера.
     - В Бердске агентства недвижимости или риэлтерские организации берут за эти услуги 3 процента от сделки, в Новосибирске – 6 процентов. Я заплатил бердским риэлтерам 36 тысяч рублей. Для меня это немалые деньги, три мои офицерские зарплаты, но куда денешься.
     Старший лейтенант Петерс рассказал, что, прежде чем решиться на участие в эксперименте по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, он посоветовался со своими родителями и позвонил старшему брату Павлу в Бийск. Как и Виталий, Павел окончил в Уссурийске Дальневосточное высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (военный институт), только годом раньше, в 2004-м, и тоже служит командиром автомобильного взвода.
     - Пашка просто взвился, - вспоминает Виталий. – Он сказал: «Тебе предлагают квартиру. Что тут думать? Соглашайся немедленно». Такого же мнения были и родители.
     Действительно, в воинской части, где служит старший лейтенант Петерс, как уже говорилось, каждый второй военнослужащий – бесквартирный. Офицеры и прапорщики снимают жилье в Бердске. Чтобы снять однокомнатную, нужно выкроить из своего ежемесячного денежного довольствия 6 тыс. рублей, на двухкомнатную потребуется не меньше 9 тыс. Лейтенант получает здесь в среднем 11 тыс. в месяц. Считайте, сколько ему останется на житье. А если у молодого офицера семья, маленький ребенок или жена в положении, на что, скажите, жить? Это суровая действительность служивых в Сибири, поэтому все рассуждения на страницах столичных и местных СМИ об улучшении жизни военнослужащих, о том, что очень скоро они получат квартиры, – пока что лишь «песни». Где это жилье? Да, строят дома для военнослужащих в нашем регионе, но это капля в море, как и этот эксперимент с ипотекой. Жилья нет, и в командировках по Сибири и Забайкалью я вижу тяжкие умонастроения многих офицеров и прапорщиков, отдавших родному Отечеству по 15 и более лет безупречной службы и загнанных нашим смутным временем в чужие углы. Пока что эти люди забыты государством и обижены. Оттого я порой удивляюсь еще одной особенности нашего русского менталитета – как можно при очень плохой «погоде» говорить о каких-то успехах в обеспечении военнослужащих жильем? Поседевшие майоры и подполковники с боевыми орденами и их взрослые сыновья и дочери ютятся, где придется. А сколько запасников, приписанных к военным комиссариатам, ждут улучшения своих жилищных условий? «Обыкновенная судьба военная…» В СибВО более 6 тысяч военнослужащих нуждаются в получении жилья. Кстати, в историческом формуляре части, в которой служит старший лейтенант Петерс, числятся 6 Героев Российской Федерации, 3 из них этого звания удостоены посмертно. За две чеченские кампании в этом воинском коллективе сотни военнослужащих за мужество и героизм награждены боевыми орденами и медалями. Эти люди, которые там, в горах Кавказа, проливали кровь за целостность России, заслуживают лучшей доли. Как и их выплакавшие глаза жены, дети… Порой кажется, что небезучастно взирают на всю эту безнадегу даже бюсты Героев России, застывшие у штаба части.
     - У нас ничего не строится, и в ближайшем и в отдаленном будущем не планируется строить, - с грустью сказал мне в беседе командир этой части и отвел в сторону уставшие глаза.
     Года два тому назад в Бердском военном гарнизоне сдали 140-квартирный дом, в котором треть квартир досталась военнослужащим этой части. Но на сегодня более 250 ее офицеров и прапорщиков нуждаются в жилье. Была б еще какая-то надежда у них на строительство жилых домов и офицерских общежитий, если бы они участвовали в Федеральной целевой программе по переводу частей на контрактный принцип комплектования. 25 офицеров, 12 прапорщиков и 2 контрактника этой части изъявили желание участвовать в системе ипотечного кредитования. Кто увольняется, получает государственные жилищные сертификаты. Однако цены на недвижимость, что в Бердске, что в Новосибирске, такие, что на ГЖС квартиру не купить, разве какой-нибудь сарай с вышибленными стеклами. Словом, уже долгие годы нехватка жилья – проблема номер один для офицеров и прапорщиков этой прославленной части. Конечно, это проблема не только этого небольшого сибирского военного гарнизона, а и всей России – социально защитить своих защитников.
     * * *
     Старший лейтенант Петерс улыбается, и я его хорошо понимаю. Ведь так хочется жить по-человечески, неважно, сколько тебе, двадцать три года или «полтинник». И жить хочется нормально сейчас, а не когда-то… в туманно обещанном счастливом будущем. Он считает, что ему крупно повезло, и многие сослуживцы по-доброму завидуют Виталию. Скоро он поведет свою девушку Катю под венец. Молодым есть, где жить. В тихом, утопающем в зелени тополей и черемух районе солнечного Бердска, в 10 минутах езды от соснового бора и Обского моря – местного водохранилища. Уже сейчас здесь летают по чистым волнам разноцветные яхты, скоростные катера и скутеры, а в синем небе кричат здоровые, как деревенские куры, белые чайки. Летом в здешних лесах растут крепкие боровики, рыжие лисички и белые грузди, а также густые кусты малины и прочих лесных ягод. А пока что вечерами старший лейтенант Виталий Петерс скучает один в своей двухкомнатной квартире – смотрит телевизор, читает художественные книги и слушает музыку. Иногда наведываются в гости друзья. И среди них больше тех, у кого своей крыши над головой нет.

     На снимке: командир автомобильного взвода старший лейтенант Виталий ПЕТЕРС в своей двухкомнатной квартире.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex