на главную страницу

15 Июня 2007 года

Геополитика

Пятница

Новые измерения Балкан

Игорь НОВИКОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Одним из основных международных событий 2007 года, несомненно, будет признано подписание соглашения между правительствами России, Болгарии и Греции о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас — Александруполис. Оно стало крупным успехом российской дипломатии, которой совместно с болгарской и греческой сторонами удалось достичь взаимоприемлемых договоренностей. Соглашение знаменует собой начало постепенного восстановления Москвой влияния на Балканах.

     ЭКОНОМИЧЕСКИ проект выгоден России. С российской стороны в создаваемую «Международную проектную компанию» войдут «Газпром-нефть» (дочерняя компания «Газпрома»), «Роснефть» и «Транснефть», которым в целом будет принадлежать 51 процент акций нефтепровода, т.е. контрольный пакет. Оператором в проекте будут также россияне – компания «Транснефть». Это позволило заместителю главы Минпромэнерго России Андрею Дементьеву заявить, что фактически нефтепровод Бургас - Александруполис «станет как бы частью российской трубопроводной системы».
     Болгария и Греция имеют в проекте равные доли - по 24,5 процента акций и обладают правом реализовать их на рыночных условиях. При этом греческие компании свою долю продавать пока не собираются, а болгары гипотетически могут - казахстанской компании или американскому «Шеврону», который с 1990-х годов добывает нефть в Казахстане.
     О том, что американцы, прежде всего компания «Шеврон», могут подключиться к проекту, свидетельствуют, в частности, результаты прошедшей на днях встречи президентов Болгарии и США в Софии. На переговорах болгарская сторона предложила американским компаниям участие в строительстве и эксплуатации нефтепровода.
     Представители Казахстана также весьма активны на балканском направлении. Министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов в рамках только что завершившегося Санкт-Петербургского экономического форума обсуждал с министром развития Болгарии и министром развития Греции вопрос об участии его республики в проекте строительства трансбалканского нефтепровода.
     Кроме того, транспортировка нефти по трубе финансово выгоднее, чем танкерами через перегруженные турецкие проливы. Начальник департамента стратегии и зарубежных проектов «Газпромнефть» Николай Серегин отмечал, проект Бургас - Александруполис - это альтернатива проливам. «Если трубопровод будет занят всеми желающими, это значит, что Босфор и Дарданеллы свободны и компании могут идти через проливы», - заявил он. По его словам, в год нефтяная отрасль теряет 700-750 млн. долларов из-за задержки танкеров в проливах. Расчеты специалистов «Газпромнефти» показали, что в самые сложные для транспортировки по морю месяцы - январь и февраль - компания из-за простоя танкеров в очередях теряет 12-14 долларов на тонну нефти.
     Еще одно преимущество трансбалканского трубопровода – возможность поставок нефти на американский рынок. Как говорил уже упомянутый представитель «Газпромнефти», в дальнейшем возможна транспортировка нефти и на Североамериканский континент: «Сейчас поставки нефти в Европу выгоднее, чем в Америку. Но может возникнуть ситуация, когда в Европе будет переизбыток нефти». Кроме того, если через Босфор могут пройти танкеры дедвейтом 150 тыс. тонн, то в Александруполисе возможна загрузка судов на 300 тыс. тонн нефти. Эти танкеры и двинутся к восточному побережью США.
     


     Наша справка. Трансбалканский нефтепровод из Бургаса (Болгария, Черное море) в Александруполис (Греция, Эгейское море) будет сооружен на основании трехстороннего соглашения между правительствами России, Болгарии и Греции, подписанного 15 марта с.г. в Афинах. Общая протяженность трассы нефтепровода составит около 300 километров, пропускная способность на первом этапе - 35 млн. тонн сырой нефти в год (с возможностью увеличения до 50 млн. тонн). Стоимость проекта оценивается примерно в 1-1,3 млрд. долларов. Строительство намечено начать в 2008 г., а завершить – в 2009 г.
     


     В ВЫИГРЫШЕтакже Греция и Болгария. Премьер-министр Греции Константинос Караманлис, выступая в Афинах на симпозиуме по вопросам финансовых рынков, инвестиций, энергетики и судоходства, подчеркнул, что «Греция превращается в мировой энергетический узел, усиливает свою геополитическую роль, решающим образом способствуя укреплению сотрудничества, стабильности и развитию окружающего региона».
     Трансбалканский нефтепровод – только один из серии проектов на Балканах в энергетической сфере. Произойдет наращивание поставок российского газа в Грецию и транзитом в другие страны Европы. «Газпром» поставляет «голубое топливо» на греческий рынок уже 10 лет и имеет вместе с компанией «Копелузос групп» (участвует в проекте Бургас - Александруполис) совместное предприятие «Прометейгаз», на 50 процентов контролируемое российским газовым гигантом.
     В последние годы сотрудничество «Газпрома» с греческими компаниями интенсифицировалось, чему благоприятствует энергетическая политика Афин. В стране осуществлена либерализация внутренних энергетических рынков, интенсивными темпами строится газораспределительная сеть. В апреле с.г. достигнуты договоренности о продлении до 2040 года межправительственного соглашения о поставках газа из РФ на греческий рынок, притом в увеличенных объемах.
     


     Наша справка. С 2003 по 2006 год потребности Греции в природном газе увеличились на 35 процентов и в 2006 году достигли 3,1 млрд. кубометров. Государственная газовая корпорация Греции (ДЕПА) получит в этом году 3,5 млрд. кубометров газа из РФ, и этот объем может возрасти до 5 млрд. В 2010 г. потребление Греции, по прогнозу, превысит 6,5 млрд. кубометров. Поставки из РФ покрывают 80 процентов потребности Греции в природном газе и 30 процентов в нефти.
     


     Одновременно греки осуществляют два других трубопроводных проекта. В июле с.г. завершится строительство греко-турецкого газопровода. Запланировано также строительство подводного греко-итальянского газопровода.
     Напомним, что российский газ поступает в Турцию по газопроводу «Голубой поток», проложенному по дну Черного моря при участии итальянских фирм. Ежегодно объемы экспорта «голубого топлива» в Турцию увеличиваются. Так, в 2005 году поставки составили более 18 млрд. кубометров, в 2006-м - около 20 млрд. Строительство греко-турецкого и греко-итальянского газопроводов открывает возможность существенно увеличить транзит российского газа в Италию и другие страны Евросоюза.
     Существует проект еще одного трубопровода. Греческая сторона на днях выступила с идеей строительства газопровода для транспортировки российского «голубого топлива». По ее замыслу «нитку» нового газопровода можно пустить параллельно нефтепроводу Бургас - Александруполис.
     Болгария также имеет с «Газпромом» долгосрочное соглашение о доставке и транзите через Болгарию российского газа. В 2006 году «Газпром» и болгарская сторона подписали документы, предусматривающие продление с 2010 до 2030 года контрактов на транспортировку российского газа по территории Болгарии в Турцию, Грецию и Македонию. Объем транзита по территории Болгарии в указанный период составит 17,8 млрд. кубометров в год.
     СОВМЕСТНЫЕ проекты на Балканах не только экономически выгодны, но и способствуют укреплению военно-политической стабильности в этом традиционно взрывоопасном регионе. Даже извечные соперники Греция и Турция находят общий язык в энергетической сфере.
     Нефтепровод Бургас - Александруполис в сочетании с функционированием греко-турецкого газопровода, как отмечают представители правительства Греции, будет способствовать развитию всего северо-восточного района страны, привлечению туда инвестиций и «изменит лицо области Фракия и префектуры Эврос в частности».
     В Греции и Болгарии проект строительства трансбалканского нефтепровода, кроме того, укрепляет позиции общественно-политических сил, которые противятся односторонней атлантической направленности своих стран и выступают за дальнейшее развитие многовековых связей с Россией. И такие возможности, в том числе и в военной области, есть. Греция является единственной страной НАТО, которая закупила в России зенитно-ракетные комплексы и суда для своих ВМС. В Болгарии значительная часть военной техники – советского производства.
     Успешность сотрудничества России с членами Евросоюза Грецией и Болгарией служит, кстати, примером реального успешного взаимодействия РФ и ЕС в энергетической сфере. Это понимают и трезвомыслящие политики на Балканах. Уместно будет привести мнение президента греческой организации «Политические горизонты» Анастасиоса Вареласа: «Ясно, что российская политика концентрируется в данное время не на том, что ее отделяет, а на том, что ее объединяет с Западом».
     Данный факт признают, в общем-то, и в Брюсселе. Должностные лица Европейской комиссии заявляли, что она сделает все возможное для быстрой реализации проекта строительства трансбалканского нефтепровода. Так, еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пибалгс после встречи с премьер-министром Греции назвал, по сообщению ИТАР-ТАСС, «большим успехом продвижение к осуществлению проекта сооружения нефтепровода Бургас – Александруполис» и заявил, что «Еврокомиссия сделает все возможное для быстрого претворения в жизнь данного проекта», который «будет облегчать доставку каспийской нефти в Европу».
     Но на Западе есть и другие настроения, суть которых в том, чтобы помешать России реализовать трансбалканский проект – даже если он экономически выгоден Евросоюзу. В частности, речь идет об альтернативном нефтепроводе. В апреле министры энергетики Румынии, Сербии, Словении, Хорватии и Италии подписали декларацию о строительстве трубопровода, который свяжет румынский черноморский порт Констанца с итальянским городом Триест, расположенным на побережье Адриатического моря. Предполагается, что его максимальная мощность составит 60 - 90 миллионов тонн в год, а протяженность – более 1,3 тыс. километров. Строительство может быть начато в 2009 году и завершено к 2012 году. Стоимость проекта - 2-3,5 млрд. долларов.
     Этот проект получил одобрение в штаб-квартире того же Евросоюза, который по-прежнему стремится уменьшить зависимость Старого Света от поставок из России и стран Ближнего Востока. Предполагается, что «трубу на Триест» наполнит нефть из Каспия (в основном из Казахстана и Азербайджана), где, по оценкам западных экспертов, содержится до трети мировых запасов нефти и природного газа. «Черное золото» Каспия должно поступать на нефтеперерабатывающие заводы севера Италии и Центральной Европы. «Этот проект согласуется с политикой обеспечения и диверсификации европейских энергопоставок посредством модернизации и строительства новой энергоинфраструктуры», - говорится в декларации, которую подписал и комиссар ЕС Андрис Пибалгс.
     ОЧЕВИДНО, что возможностей каспийских стран не хватит, чтобы заполнить сразу два нефтепровода: Бургас - Александруполис и Триест – Констанца. К этому надо добавить, что уже существует трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (рассчитан на первом этапе на 50 млн. тонн азербайджанской и казахстанской нефти), а в апреле с.г. в Турции начато строительство нефтепровода Самсун – Джейхан, который уже в 2009 году будет способен перекачивать 50 млн. тонн сырья (в дальнейшем – до 75 млн. т). Простой арифметический подсчет показывает, что всего на эти четыре «трубы» потребуется как минимум 195 млн. тонн. Если принять во внимание ближайшие перспективы развития нефтедобычи в России, Казахстане и Азербайджане, а также нынешнюю загрузку турецких проливов (около 140 млн. тонн), то становится ясно, что для наполнения этих нефтепроводов потребуется запрет на проход танкеров через Босфор и Дарданеллы.
     Впрочем, за наполнение нефтью трубопровода Бургас – Александруполис пока беспокоиться не приходится. Во-первых, это позволяют возможности российской компании «Роснефть» (по крайней мере при начальной пропускной мощности). Ей достаточно перенацелить свои экспортные поставки из Новороссийска и Туапсе на болгарский порт Бургас вместо турецких проливов. Во-вторых, по трансбалканскому нефтепроводу может пойти и казахстанская нефть. Об этом в прошлом месяце вели речь на своей встрече Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Лидер Казахстана по итогам переговоров подтвердил, что нефть его страны по-прежнему будет поступать на мировой рынок в основном через территорию РФ. В прошлом году, по имеющейся информации, через Россию прошло 42 млн. тонн казахстанской нефти из 52 млн.
     В интересах транзита нефти Казахстана через российскую территорию Астана ставит перед Москвой вопрос о расширении мощности нефтепровода, принадлежащего Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). В обмен на увеличение его пропускной способности Казахстан готов направить в трансбалканский нефтепровод 17 млн. тонн своей нефти. Москва, реагируя на это предложение Нурсултана Назарбаева, благосклонно отнеслась к нему. «Президент Казахстана ставил вопрос о расширении возможностей КТК, - заявил Президент РФ. - Мы думаем об этом, считаем это возможным».
     


     Наша справка. По трубопроводу КТК протяженностью 1.580 км казахстанская нефть с конца 2001 года поступает на черноморский терминал «Южная Озереевка» в Новороссийске. Доля России в консорциуме составляет 24 процента, Казахстана - 19 процентов, Султаната Оман - 7 процентов, участниками консорциума также являются ряд российских и иностранных компаний. Сейчас КТК используется не на полную мощность, прокачка по нему составляет не более 22-23 млн. тонн в год.
     


     Вопрос о расширении нефтепровода КТК будет рассмотрен, как сообщил недавно председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, в сентябре с.г. По его словам, в настоящее время КТК убыточен, так как тарифы на прокачку нефти через этот трубопровод составляют 27 долларов за тонну, а затраты - 70 долларов. Для повышения эффективности работы консорциума доля акций российского государства передается компании «Транснефть». «Позиция «Транснефти» такова, что проект нужно расширять, только когда в этом будет экономическая целесообразность», - сказал Язев. Считается, что выход нефтепровода на мощность в 67 млн. тонн позволит улучшить его финансовые показатели.
     КРОМЕ того, Россия планирует увеличить пропускную способность внутренних водных путей, чтобы улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями и сделать возможным проход танкеров, груженных казахстанской и туркменской нефтью, в европейские порты.
     Об этом заявил, выступая 26 апреля с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, глава российского государства. Он говорил тогда о «необходимости реализовать проекты по увеличению пропускной способности внутренних водных путей, в том числе модернизировать Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы». «Предлагаю правительству проработать вопрос о создании международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала. Эта новая транспортная артерия позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями», - сказал В.В.Путин, указав, что «это не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, то есть в Мировой океан, а качественно изменит их геополитическое положение, позволит им стать морскими державами».
     Ожидается, что еще в этом году будет проведена сравнительная экспертиза проектов соединения Каспийского и Черного морей – Волго-Донского и Евразийского. Россия на переговорах с Казахстаном предложила проект соединения морей через вторую нитку шлюзов Волго-Донского канала, а Казахстан в свою очередь считает более целесообразным соединить моря через Кумо-Манычскую впадину (Евразийский водный путь).
     В пользу участия Казахстана в трансбалканском проекте – его заинтересованность в расширении своих позиций на европейском рынке нефти и нефтепродуктов. На днях стало известно, что национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» изучает предложения ряда европейских нефтяных компаний о создании совместных предприятий на базе их нефтеперерабатывающих мощностей, которые казахстанская компания будет обеспечивать сырьем. По словам замминистра энергетики и минеральных ресурсов Л. Киинова, предложения поступили из Испании, Украины. Появились сообщения, что «КазМунайГаз» намерен приобрести компанию, располагающую тремя НПЗ и разветвленной сетью автозаправочных станций…
     Впрочем, от российской стороны потребуется еще немало усилий, чтобы добиться реализации соглашения по трансбалканскому трубопроводу. Имеющиеся трудности отражают борьбу, ведущуюся на мировой арене против РФ ее геополитическими и экономическими конкурентами. В ближайшие годы ее ослабления ожидать не приходится.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex