на главную страницу

16 Июня 2007 года

Тема номера

Суббота

Медицина особого назначения



     В канун Дня медицинского работника в рамках работы пресс-клуба военных обозревателей при Управлении информации и общественных связей Минобороны состоялся брифинг начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ генерал-полковника медицинской службы Игоря Быкова, посвященный состоянию и перспективам развития системы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
     Открывая брифинг, начальник пресс-службы Минобороны России полковник Вячеслав Седов поздравил медиков в погонах с их профессиональным праздником и сообщил, что недавно произошли знаковые изменения в статусе Главного военно-медицинского управления Минобороны. Речь идет о подчинении ГВМУ в мирное время министру обороны Российской Федерации, а в военное – начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Директива № Д-17 называется «О мерах по совершенствованию организации деятельности медицинской службы ВС РФ».
     Генерал-полковник Быков уточнил, что данный документ появился в результате комплексного рассмотрения положения дел за последние 10 лет в области медицинского обеспечения Вооруженных Сил РФ всеми заинтересованными сторонами: Генеральным штабом ВС РФ, командованиями видов и родов войск, округов, флотов, ГВМУ Минобороны РФ. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» на медицинском обеспечении только в Министерстве обороны РФ состоят 6,241 млн. человек, а всего в силовых структурах нашего государства – более 7,6 млн. человек. С полным основанием можно утверждать, что сегодня медицинское обеспечение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей гарантирует социальную и кадровую стабильность самих Вооруженных Сил. Недавно был проведен социологический опрос, результаты которого говорят сами за себя. Из 300 опрошенных командиров рот и батальонов частей постоянной готовности более 80 процентов, отвечая на вопрос о мотивах продолжения службы в ВС России, поставили во главу угла возможность решения трех проблем. Это надежда на улучшение материального благополучия и рост престижности военной службы, возможность получения квартиры и гарантии медицинского обеспечения самого офицера и его семьи при выходе на пенсию.
     - Медицинская служба ВС РФ в мирное время, – отметил генерал Быков, – имеет в своем составе более 130 тысяч медицинских работников, из них около 16 тысяч – офицеры. Роль и значение медицинского обеспечения Вооруженных Сил России, как в мирное, так и военное время возрастают. И это объективный процесс. Боевая готовность Вооруженных Сил РФ все больше зависит от военного специалиста, военнослужащего-профессионала, жизнь и здоровье которого становится самой большой ценностью, а его скорейшее возвращение в строй – главной задачей обеспечения боевых действий войск.
     При выработке решения о подчинении медицинской службы ВС РФ министру обороны России чрезвычайно важным стало то, что было выявлено устойчивое коренное различие систем материального и медицинского обеспечения в технологическом смысле. Если тыловое обеспечение сегодня построено по принципу периодического (1-2 раза в сутки) подвоза и снабжения от тыла к войскам, то система медицинского обеспечения строится по принципу непрерывного (днем и ночью) розыска раненых, их непрерывной эвакуации и поэтапного, последовательного и преемственного оказания медицинской помощи при решающем факторе времени. Практика показывает: при непосредственном подчинении командующему задача будет решаться наиболее эффективно и цена этому – тысячи спасенных жизней.
     В ходе аналитической работы было выявлено и другое: в мирное время управление медицинским обеспечением, войдя в 1997 году в систему управления тылом, в значительной мере утратило оперативность и оказалось перегруженным несвойственными задачами. Сама специфика и условия деятельности Тыла Вооруженных Сил нейтрализовали контрольную деятельность медицинской службы над объектами тыла. Разве могла идти речь об эффективности и конечных результатах медицинского контроля и санитарно-эпидемиологического надзора за объектами и деятельностью Тыла ВС РФ в условиях, когда врач или эпидемиолог в своей служебной деятельности полностью зависел от заместителя командира по тылу?
     - На протяжении всей истории существования регулярной русской армии, – напомнил генерал-полковник Игорь Быков, – коренным принципом управления медицинской службой являлось ее непосредственное подчинение командирам на всех уровнях. В Уставе внутренней службы ВС РФ только у двух должностных лиц в обязанностях записано, что они отвечают за «...принятие мер по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава...» – у командира и начальника медицинской службы.
     Медицинская служба Вооруженных Сил РФ предназначена для медицинского обеспечения повседневной жизнедеятельности войск, войск (сил) постоянной готовности в вооруженных конфликтах, а также медицинского обеспечения отмобилизования и стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, подготовки и проведения ими первых операций. С другой стороны, медицинское обеспечение Вооруженных Сил РФ - составная часть государственной системы здравоохранения, проводимая по территориальному принципу.
     В структуре обслуживаемых контингентов военнослужащие составляют 19 процентов, военные пенсионеры и члены их семей - 15 и 42 процента соответственно. Для обеспечения прикрепленных контингентов медицинская служба ВС РФ имеет в своем составе 203 военных госпиталя на более чем 52 тысячи коек, 4 клиники военно-медицинских учебных заведений, 279 амбулаторно-поликлинических учреждений и подразделений, рассчитанных на 55 тысяч посещений в смену, 46 санаториев и домов отдыха. Затраты на военное здравоохранение России в 2006 году составили 6,6 млрд. рублей (0,8% от бюджета Минобороны), в том числе 3,6 млрд. руб. на содержание военно-лечебных учреждений.
     На военное время вся эта инфраструктура переводится на боевой режим работы и составляет основу системы медицинского обеспечения войск (сил) в операциях, готовую к работе по предназначению уже через 1-2 суток.
     Штатная численность медицинской службы ВС РФ мирного времени составляет порядка 16,5 тысячи военнослужащих и 136,4 тысячи человек гражданского персонала. Ежегодно в военных госпиталях и клиниках стационарное лечение получают более 800 тыс. военнослужащих; в амбулаторно-поликлинических учреждениях обслуживается более 14 млн. посещений, выполняется около 5 млн. лечебных процедур и около 16 млн. диагностических исследований, проводится более 100 тыс. амбулаторных хирургических операций. В дневных стационарах и стационарах на дому ежегодно получают лечение более 52 тыс. больных при средней длительности лечения около 8 дней.
     - Хочу заметить, - подчеркнул начальник ГВМУ, - что это существенно превышает объемы работы структур, непосредственно подчиненных Минздравсоцразвития России, и составляет основную долю всего объема работы, осуществляемого в рамках единой системы медицинского обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.
     За последние 3 года организационно-штатная структура системы медицинского обеспечения претерпела существенные изменения. Было сокращено около 5 тыс. неразвернутых и неэффективно работающих коек, расформировано 19 военных госпиталей и лазаретов с загрузкой коечного фонда менее 50 процентов и обеспечивающих менее 1.000 военнослужащих. Данные мероприятия приносят ощутимый экономический эффект бюджету Минобороны России.
     Однако система муниципального здравоохранения, где в настоящее время оказывается медицинская помощь пенсионерам Минобороны РФ и членам их семей, не способна взять на себя в полном объеме медицинское обеспечение. Анализ показывает, что для окончательной оптимизации структуры необходимо в течение 2007 - 2008 гг. дополнительно сократить около 2 тысяч неэффективно работающих коек, сделав при этом акцент на развитие сети дневных стационаров поликлиник, где койка обходится в 7,2 раза дешевле, а результаты лечения не хуже.
     Особое место в медицинском обеспечении ВС РФ занимает санаторно-курортное лечение. Оно фактически является главным в системе реабилитационно-восстановительных мероприятий и позволяет значительно ускорить возвращение в строй военных профессионалов как в мирное, так и в военное время, сократить число инвалидов и отдаленных осложнений. Для выполнения поставленных задач Минобороны России располагает 46 санаторно-курортными учреждениями. В 2006 году санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом было охвачено более 192,2 тыс. человек, в том числе в военных санаториях более 168,7 тыс. человек.
     По мнению главного военного медика, санатории Минобороны России в отличие от здравниц большинства других ведомств, которые больше напоминают гостиницы различного уровня, располагают мощными специализированными под различные виды патологии лечебными комплексами. Эти лечебные учреждения имеют, как и военные госпитали, совершенно определенное предназначение на военное время.
     В «Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 17 августа 2002 г., сформулирована задача перехода к межведомственной унифицированной системе медицинского обеспечения. Одной из основных проблем в рамках перехода к этой системе остается проблема оптимизации сети военно-лечебных учреждений и создание территориальной системы медицинского обеспечения в самом Министерстве обороны Российской Федерации. При ее решении ГВМУ исходит из необходимости совершенствования системы медицинского обеспечения с целью ликвидации параллелизма и дублирования деятельности военно-медицинских учреждений, повышения социальной защищенности военнослужащих, независимо от места службы.
     На сегодняшний день данная работа проводится только по учреждениям, содержащимся в численности Главного военно-медицинского управления Минобороны России. Только за последние пять лет сокращено 8,8 тыс. неэффективно работающих и неразвернутых коек, расформировано более 200 учреждений. Вместе с тем улучшение показателей использования коечной емкости осуществляется в основном за счет военных госпиталей центра и военных округов. Загрузка военных госпиталей центрального подчинения близка к оптимальной. Чего нельзя сказать о военных госпиталях видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений: там она существенно ниже, чем в центре. Это свидетельствует о недостаточно рациональном использовании ресурсов этих госпиталей. Анализ показывает, что их организационно-штатная структура не в полной мере отвечает структуре заболеваемости прикрепленных контингентов и требует коренного пересмотра с сокращением незагруженных коек.
     Другой причиной неэффективного использования военно-лечебных учреждений в видах и родах войск ВС РФ является «местничество». Зачастую эвакуация больных из соединений и частей видов осуществляется только в свои видовые госпитали вне зависимости от их удаленности. При этом возможности близлежащих военных госпиталей окружного подчинения не учитываются и не используются. И это несмотря на то, что в соответствии с требованиями руководящих документов медицинское обеспечение ВС РФ осуществляется по территориальному принципу, который заключается в медицинском обеспечении войск независимо от видовой принадлежности обслуживаемого личного состава.
     Показатели загрузки в военных санаториях и домах отдыха видов и родов войск Вооруженных Сил также ниже, чем в санаторно-курортных учреждениях центра. Прежде всего это связано с недостаточным развитием их материально-технической базы, что приводит к сезонной их недогруженности. В подходах к решению задач реформирования узковедомственные интересы доминируют над интересами государства.
     В настоящее время 27 процентов военно-медицинских учреждений находится в подчинении главнокомандующих видов Вооруженных Сил, командующих родов войск, начальников главных и центральных управлений, а около 21 процента содержится вне численности медицинской службы. Такое положение дел крайне негативно сказывается на решении вопросов, связанных с оптимизацией организационной структуры военно-медицинских учреждений, ликвидацией дублирующих объектов инфраструктуры. Отсутствие единого руководства не позволяет качественно проводить мероприятия в рамках реформ, проводимых в стране Министерством здравоохранения и социального развития России.
     - Могу доложить вам, - сообщил присутствующим журналистам начальник ГВМУ, - что работа, начатая нами еще в 2005 году, наконец получила практическую направленность. В этом году 6 июня начальником Генерального штаба ВС РФ была подписана директива о передаче в подчинение начальника медицинской службы ВС РФ военно-медицинских учреждений видов (родов) войск ВС РФ, главных и центральных управлений Минобороны РФ. Согласно требованиям вышеупомянутой директивы к 1 января 2008 года в состав медицинской службы перейдут 58 военно-медицинских частей и учреждений, 39 из них - в центральное подчинение, 19 - в подчинение начальников медицинской службы округов (флотов) по территориальному признаку.
     Завершая пресс-конференцию, генерал-полковник медицинской службы Игорь Быков поздравил медиков и всех присутствующих с Днем медицинского работника и напомнил о тех приоритетных задачах, на решении которых будут сосредоточены усилия ГВМУ: создание системы медицинского обеспечения разновидовых войск (сил), приведение состава и структуры медицинской службы ВС РФ в соответствие с боевым составом российской армии и решаемыми на военное время задачами. Необходимо дальнейшее развитие комплекса медицинских сил и средств постоянной готовности. Важной задачей является совершенствование нормативной правовой базы военного здравоохранения, реформирование системы подготовки и распределения военно-медицинских кадров, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия войск, создание и модернизация технических средств медицинской службы.
     - У нас есть все возможности, - подчеркнул Игорь Быков, - чтобы выполнить все эти задачи в срок и с высоким качеством. Ибо цена всех наших усилий - укрепление здоровья военнослужащих кадра и запаса, членов их семей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex