на главную страницу

16 Июня 2007 года

Страна и мир

Суббота

Обретение устойчивости

Вадим МАРКУШИН



     Год от года День России становится все весомее. Народ в своем большинстве теперь уже вполне признает этот праздник, определяя ему место в ряду «больших» и отдавая первенство лишь Дню Победы. Что стоит за этой важной переменой в национальном сознании – гадать не приходится. Случись так, что страна застряла бы в сумбуре экономической и политической вседозволенности, ни о каком всенародном праздновании единения и суверенитета и речи не могло быть. Но эта сумбурность преодолена, экономический спад сменился подъемом, страхи перед очередным кризисом улеглись, и на их месте постепенно утверждается вера в наступление лучших времен.
     Одним словом, не было бы экономического выздоровления, не воспринял бы многонациональный российский слух и праздничных фанфар. Но они были восприняты им, этот факт зафиксирован в ряде опросов общественного мнения, из которых следует, что больше половины наших граждан считают празднование Дня России не только уместной, но и необходимой народу традицией.
     Одним из ярких праздничных украшений стала состоявшаяся в Георгиевском зале Кремля церемония награждения тех, кого с полным основанием можно считать героями нашего времени. Эти люди, по словам Президента РФ, «укрепляют страну, расширяют горизонты ее будущего». Они утверждают в нас веру, что в основе единства нации могут лежать только нравственные ценности.
     Александр Солженицын, ставший одним из лауреатов Государственной премии 2006 года, выразил надежду, что собранный им исторический материал «повлияет на сознание и память соотечественников» и что «горький отечественный опыт поможет при новом повторе неустойчивых общественных состояний предупредить и отвратить нас от губительных срывов».
     Вот именно, отвратить страну от губительных срывов, уберечь ее от новых шоковых терапий, дефолтов, аннулирований трудовых накоплений, новых депрессивных волн, всеобщей апатии и страха – вот, собственно, в чем заключаются главнейшие чаяния россиян, почувствовавших в эти последние годы твердую почву под своими ногами.
     Кстати, эту новую в России реальность (твердость почвы) в Вашингтоне и Лондоне пытаются выдать за «откат от демократии». В результате-то и выскакивают на пресс-конференциях «милые молодые люди» с листовками и бойкими, заученными наизусть лозунгами, заявляя дрожащими голосами, что они-де желают «другой России». Все эти невротические демонстрационные порывы к свободе и благоденствию шиты белыми нитками. За ними скрывается как раз обратное – чье-то нежелание видеть рядом с собой прогрессирующую Россию.
     Владимир Путин сказал на итоговой пресс-конференции в Хайлигендамме, что страна пережила «очень тяжелое время, связанное с развалом СССР, фактически гражданской войной на Кавказе, обнищанием населения, развалом социальной системы», и это «не могло не наложить отпечаток на сегодняшнюю жизнь». Однако, подчеркнул он, «мы не собираемся выдумывать свой особый путь развития, мы будем развиваться на тех же демократических принципах, как все цивилизованные страны». Любые же попытки повлиять на выборы в России, поддержать какие-то силы, на которые кто-то хочет опереться, – это никому позволено не будет, заверил российский лидер.
     Сильное государство, его активная регулирующая роль в экономическом развитии, его разумная опека регионов, располагающих иногда просто несопоставимыми потенциалами для роста, наконец его сбалансированная политика сдерживания разного рода суверенных амбиций внутри федерации – все это актуально не только для молодой российской демократии. Хотя для нее, имея в виду историю и географию, в большей мере. Об усилении государственных акцентов сегодня заговорили кое-где на Западе, там, где принципы либерализма считались неприкосновенными.
     Заметим, что на Петербургском экономическом форуме Россию уже никто не поучал. Стало ясно, что западный бизнес пришел в нашу страну всерьез и надолго. Об этом говорили даже руководители тех компаний, у которых не всегда гладко складывались дела в России. А по словам первого замдиректора — распорядителя Международного валютного фонда Джона Липски, Россия может стать «лидером в достижении стабильного будущего». Были на форуме и такие, кто, отказавшись от своих прежних советов по части введения в России «абсолютно свободного рынка», теперь дают высокую оценку стабилизирующим усилиям федеральной российской власти. Этот факт, видимо, можно в какой-то степени считать началом признания российского опыта преодоления «неустойчивых состояний», выражаясь по Солженицыну.
     И это при том, что в практике российских преобразований еще много бюрократически консервативного, антидемократического, вредного и несуразного. Сплошь да рядом инициатива граждан, пытающихся пополнить ряды предпринимателей, натыкается на непреодолимые заграждения столоначальников-взяточников. В то же время это многочисленное племя разночинного начальства поощряет (небескорыстно, разумеется) тех, кто проталкивает свои дела в ущерб окружающим.
     В начале девяностых годов в нашей периодической печати было немало предостережений насчет приватизации земли. Увы, их проигнорировали. И вот теперь законодатели стоят перед необходимостью вносить изменения в правовые уложения о пользовании землей, водой, лесом. Делать это при существующих лоббистских технологиях совсем нелегко. К тому же принятие очередного хорошего закона еще не факт, что вопиющий эгоизм отдельных влиятельных особ, оборачивающийся отчуждением населения от лесных угодий, берегов озер и рек, будет успешно укрощен.
     Между тем отодвигаемых «на потом» нерешенных вопросов демократического строительства достаточно и внутри самих государственных структур. К огромному огорчению миллионов честных российских тружеников, занятых в так называемых бюджетных сферах, их труд по-прежнему оценивается по убогим тарифным сеткам. В результате работники высокой квалификации вынуждены подрабатывать на стороне, уходя от выполнения прямых служебных обязанностей на рабочих местах. Подобное экономическое выдавливание профессионалов из областей их наиболее выгодного для государства применения рано или поздно получит объективную оценку. Лучше бы, конечно, пораньше.
     День России, наверное, придуман не только для того, чтобы от души попеть и поплясать. Непременный для всякого праздника атрибут – подведение итогов. В преддверии праздника, наблюдая за ходом саммита «группы восьми», а потом за экономическим форумом в северной столице, мы имели возможность убедиться в возросшем политическом весе России на международной арене. Хотелось бы, чтобы и внутри нашего большого российского дома дела поправлялись с большей наглядностью.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex