на главную страницу

20 Июня 2007 года

Геополитика

Среда

Центральная Азия: время прагматизма

Андрей ДИЕВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».
Фото пресс-службы Президента РФ.



В минувший понедельник Президент РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства поручил вице-премьеру Сергею Нарышкину добиться прогресса в торгово-экономическом сотрудничестве с Туркменией. Нарышкин на этой неделе примет участие в работе российско-туркменской межправительственной комиссии. «Нужно сделать так, чтобы от встречи к встрече на таком высоком уровне мы фиксировали движение вперед, выявляли проблемы, которые мешают двигаться, и устраняли их», - сказал глава государства. «Я очень хочу, чтобы вы посмотрели, что сделано за последнее время после нашей встречи с президентом Туркмении в Ашхабаде», - добавил Путин, который 11—12 мая с.г. посетил Туркмению с визитом.


     ВНИМАНИЕ государственного руководства РФ к развитию отношений с небольшой среднеазиатской республикой отнюдь не случайно. Этот Азиатский регион геополитики обоснованно называют «мягким подбрюшьем» России. Такая «анатомическая» оценка геополитического положения региона была совершенно верна с точки зрения его значения для национальной безопасности России в XIX и XX веках, она сохраняет свой смысл и в новом столетии. Роль региона в мировой политике возрастет с 1990-х годов, когда внешнеполитический курс большинства государств стал приобретать все более выраженный энергетический аспект. Развивающейся по восходящей мировой экономике требуется все больше энергоресурсов, а ими сказочно богаты ставшие независимыми среднеазиатские республики бывшего СССР.
     Поэтому естественно, что Центральная Азия является одним из приоритетов внешней политики Российской Федерации. Москве небезразлично происходящее в непосредственной близости от ее границ. Интерес этот комплексный. Во-первых, с территории стран региона не должна исходить опасность для нашего государства в военно-стратегическом отношении. Во-вторых, активность других мировых центров силы, заинтересованных в энергоресурсах стран региона (Евросоюз, Китай), не может оставаться без внимания Москвы. В-третьих, российская экономика сама испытывает потребность в среднеазиатских сырьевых ресурсах, в том числе природном газе. Наконец, в бывших советских республиках региона проживает несколько миллионов наших соотечественников, сохраняющих культурные и бытовые связи со своей исторической родиной.
     В связи с этим вполне объяснимо, почему глава российского государства уделяет большое внимание работе «по центральноазиатской линии». Во многом благодаря усилиям на высшем уровне Россия в прошлом месяце сумела добиться важных договоренностей с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном по реконструкции существующей газотранспортной системы и созданию новых мощностей для транспортировки природного газа из Центральной Азии. Помимо чисто экономического значения эти договоренности «плетут» ткань реинтерграционных процессов на постсоветском пространстве, противодействуя попыткам дальнейшего разобщения бывших советских республик.
     В результате переговоров в туркменском городе Туркменбаши было решено, как известно, подписать до 1 сентября с.г. соглашение о сотрудничестве РФ, Казахстана и Туркменистана в строительстве Прикаспийского газопровода, которое начнется со второго полугодия 2008 года. Этот документ - такой же успех российской дипломатии, как и соглашение с Болгарией и Грецией о строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис. Москва демонстрирует свою готовность и дальше участвовать в обеспечении международной энергетической безопасности и поставлять сырье для экономик индустриально высокоразвитых стран Запада, но по тем маршрутам, которые отвечают ее геоэкономическим интересам, а не навязываются конкурентами.
     ОТНОСИТЕЛЬНО транспортировки «голубого топлива» из Центральной Азии в Европу будут уместны некоторые пояснения. Дело в том, что газотранспортная система в этом регионе была создана еще во времена СССР. В 60-70-е годы прошлого века в Туркмении и Узбекистане геологами были открыты крупные газовые месторождения. В 1965 году стал действовать крупнейший на тот момент газопровод в мире – Бухара – Урал (15 млрд. кубометров газа в год). К 1972 году была создана система магистральных трубопроводов Средняя Азия – Центр (САЦ), которая состояла из пяти «ниток» и проходила по территории Туркмении, Узбекистана, Казахстана и РСФСР. Их общая пропускная способность составляла 67 млрд. кубометров. САЦ являлся частью единой системы газоснабжения СССР. К моменту распада Советского Союза в Туркменской ССР добывалось 83 млрд. кубометров «голубого топлива» (1990 г.), а в Узбекской ССР – более 40 млрд. Значительная часть газа поставлялась в европейскую часть СССР (около 80 млрд.).
     В 1990-е и последующие годы значительная часть трубопроводной системы в бывших советских республиках пришла в технически неисправное состояние. По имеющимся данным, пропускная способность САЦ не позволяет сегодня получать из Туркменистана более 50 млрд. кубометров, в то время как российский «Газпром» готов, как считают некоторые эксперты, получать в рамках долгосрочного 25-летнего соглашения и более значительные объемы туркменского газа (до 60 млрд. кубометров), а в перспективе, к 2025 году, - до 80 млрд. Кроме того, в использовании трубопроводов заинтересованы Узбекистан и Казахстан, которым также хотелось бы через российскую газотранспортную сеть получить выход на европейский рынок.
     Наша справка.Экспортный потенциал Казахстана оценивается в 2007 г. в 8 млрд. кубометров газа; к 2010 г. добыча газа превысит 40 млрд., а экспортные возможности – 15 млрд. В 2015 г. намечено добыть до 80 млрд. кубометров, что резко увеличит возможности экспорта. Узбекистан экспортирует в год более 12 млрд. кубометров, при этом основной объем (до 10 млрд.) продается России. К 2010 г. намечено экспортировать 20 млрд. кубометров. В Туркменистане в этом году добудут 80 млрд. кубометров, из них 50 млрд. получит «Газпром».
     СЕЙЧАС речь идет о том, чтобы модернизировать «нитку» САЦ, проходящую вдоль восточного побережья Каспия по территории Туркменистана, Казахстана и РФ. Ее проектная пропускная способность – чуть более 10 млрд. кубометров в год, но реально по ней прокачивается в Россию 4,2 млрд. кубометров туркменского газа. Какое-то время назад она вообще не использовалась. Теперь запланировано вывести существующую «трубу» на полную пропускную способность, а также построить параллельно вторую «нитку» с не меньшими возможностями.
     Инициатором строительства нового газопровода вдоль Каспия выступал еще в 2003 году ныне покойный Сапармурат Ниязов. Стоимость строительства трубопровода тогда оценивалась в 1 млрд. долларов, а его пропускная способность должна была составить 30 млрд. кубометров. 360 километров он «шел» бы по туркменской территории и еще около 150 км - по казахстанской земле с тем, чтобы состыковаться с существующим газопроводом САЦ в пункте Александров Гай на границе между Казахстаном и РФ. Ныне проект Прикаспийского газопровода реанимирован.
     Кроме того, в Туркменбаши в мае с.г. было решено до 1 сентября с.г. подготовить и подписать соглашение о реконструкции существующей газотранспортной системы и по созданию новых мощностей для транспортировки природного газа через территорию Узбекистана. Начало реализации проекта намечено на первое полугодие 2008 года. В настоящее время пропускная способность САЦ на узбекской территории составляет 55 млрд. кубометров в год (45 млрд. кубометров – газ из Туркмении, 10 млрд. – из Узбекистана).
     При этом позиция Ташкента была такова: через «трубу» проходит весь экспортный объем узбекского газа, а оставшееся свободное пространство может заполнять своим газом Туркменистан, что вызывало в прошлом недовольство последнего и стимулировало поиск альтернативных путей экспорта «голубого топлива», включая лоббируемый Евросоюзом проект транскаспийского газопровода в обход России (через территорию Азербайджана, Грузии и Турции).
     Важность для России подписанных соглашений объясняется, в частности, тем, что возможности отечественной газодобывающей промышленности не позволяют в полном объеме удовлетворять внутренние потребности собственной страны и при этом выполнять экспортные поставки в страны Евросоюза, Турцию и СНГ. Поэтому в газовом балансе РФ значительную роль играет среднеазиатский газ, прежде всего из Туркмении. Например, зарегистрированная в Швейцарии компания «РосУкрЭнерго», занятая снабжением Украины «голубым топливом», поставляет для нее газ не российского происхождения, а из Казахстана (8,5 млрд. кубометров), Узбекистана (7 млрд. кубометров) и Туркмении (42,5 млрд. кубометров).
     ДОСТИЖЕНИЕ договоренностей в Туркменбаши стало возможным благодаря достаточно гибкой политике российской стороны и ее готовности идти на компромиссы в ценовой политике. Это вполне разумно. Ради геополитических преимуществ надо частично приносить в жертву экономическую выгоду. Конкуренты России в «большой игре» на мировой арене это давно делают. Ныне Москва демонстрирует газодобывающим странам СНГ свою готовность предоставить им благоприятный режим для экспорта «голубого топлива» в Европу. Так, существенно (почти втрое) возросли закупочные цены на казахстанский газ. Достигнута выгодная для Астаны договоренность относительно переработки в Оренбурге газового конденсата Карачаганакского месторождения. Он закупается компанией «Казросгаз» (совместная компания казахского «КазМунайГаза» и «Газпрома») у международного консорциума и доставляется на Оренбургский газоперерабатывающий завод.
     Газ, выработанный в Оренбурге, будет продаваться на европейском рынке не российским «Газпромом», а «Казросгазом» (около 15 млрд. кубометров). Ранее, не секрет, выход на рынок Евросоюза был монополией «Газпрома». Министр энергетики и минеральных ресурсов страны Б. Измухамбетов, разъясняя в мае в парламенте Казахстана суть договоренности о порядке реализации газа с Оренбургского ГПЗ, заявил: «С января мы продаем совместно с Россией этот газ по 145 долларов за тысячу кубометров через «Казросгаз». А два дня назад договорились поднять цену до 160 долларов. При этом Россия дала согласие на продажу определенного объема по цене еще выше 160 долларов в страны СНГ, Прибалтики и Западной Европы». Как отмечают аналитики, создан прецедент совместного выхода на мировой рынок. Не исключено, что эта схема начнет применяться и во взаимоотношениях с Туркменистаном и Узбекистаном, заинтересованных, естественно, в непосредственном участии в продаже своего газа европейским потребителям.
     СУДЯ по всему, Москве удается сформулировать обоюдовыгодные условия для сотрудничества и в нефтяной сфере. Для Астаны, например, важно расширить свои возможности по экспорту «черного золота», объемы которого постоянно растут. Президент Казахстана придерживается позиции, согласно которой основной объем нефти на мировой рынок должен по-прежнему идти через территорию РФ. Это предполагает развитие сети нефтепроводов с казахстанской территории. В частности, стоит вопрос о расширении пропускной способности трубопровода Атырау – Самара, по которому в прошлом году было прокачано из Казахстана 15,6 млн. тонн нефти. Казахстанская сторона предлагает увеличить транзит нефти по этому маршруту до 20—25 млн. тонн.
     Заинтересована Астана и в расширении пропускной способности нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (называются различные цифры: его транзитные возможности должны возрасти до 40—67 млн. тонн в год). Москва в свою очередь связывает этот вопрос с участием Казахстана в наполнении нефтью нового трансбалканского нефтепровода Бургас – Александруполис. Казахстанское руководство, судя по официальным заявлениям, готово гарантировать 17 млн. тонн нефти в год.
     Наша справка. К 2012—2015 гг. Казахстан, благодаря освоению шельфа Каспия, планирует добывать 130—150 млн. тонн нефти в год, что выше нынешней добычи в 2—2,5 раза.
     На совместной пресс-конференции по окончании российско-казахстанских переговоров 10 мая с.г. Нурсултан Назарбаев откровенно выразил свою позицию относительно транзита энергоресурсов: «Россия может предоставить еще больше возможностей транспортировать через свою территорию казахстанские как нефть, так и газ. Вся проблема заключается в этом, и тогда Казахстан и другие, наверное, наши соседи не стали бы искать каких-то других путей. Весь вопрос в том, чтобы такой пропуск был и чтобы он был справедливый и взаимовыгодный. И я благодарен Президенту России, руководству, которое с полным пониманием это воспринимает, и мы вместе работаем. То есть сотрудничество в области нефти, в области газа, ядерной энергетики – вот это та мощная триада, вокруг которой мы будем дальше действовать».
     Помимо нефти и газа Казахстан стремится ныне к развитию сотрудничества с Россией в области ядерной энергетики (республика занимает второе место в мире по запасам урана). Обсуждается возможность строительства на казахстанской территории атомной электростанции с использованием реактора третьего поколения ВБРР-300 на базе модульной технологии реакторов для подводных лодок. Один из вариантов местоположения АЭС – город Актау на Каспии (бывший город Шевченко). Там в свое время работал реактор на быстрых нейтронах, который сейчас закрыт, но сохранились квалифицированные кадры и необходимая инфраструктура.
     Такие планы на днях подтвердил сам Нурсултан Назарбаев. По его мнению, первая в Казахстане атомная электростанция может быть построена в западном регионе республики, где добывается природный газ. Энергия атома должна заменить «голубое топливо», которое выгоднее отправлять на экспорт…
     КАЗАХСТАН постепенно превращается в региональный центр силы, с мнением которого придется считаться всем геополитическим игрокам в Центральной Азии. Его стремление диверсифицировать поставки нефти на мировой рынок мотивированы, как представляется, прежде всего экономически. Любопытно в связи с этим заявление президента Казахстана в прямом телеэфире, когда он встречался в апреле в своей резиденции в Астане с ведущими журналистами республики. В направлениях транспортировки казахстанской нефти нет политических пристрастий, а есть «чистая прагматика», заявил он тогда. «Сейчас интересы больших государств - США, Европы, России, Китая - сошлись на Казахстане», - признал он. «Работая с США, мы никогда не работали против интересов России, а работая с Россией и Китаем, мы не работаем против интересов США или Европы», - подчеркнул Н. Назарбаев.
     «Если будет выгодно всю нефть проводить через Россию, мы пойдем туда. Если мы почувствуем, что на 15 долларов окажется ниже транспортировать через Баку - Джейхан, мы пойдем туда. А если и там, и там тяжело нам станет, мы пойдем в Китай», - заявил казахстанский лидер. «Из этой естественной конкуренции Казахстан должен выжать наибольшую выгоду для себя», - заметил он. С точки зрения национальных интересов Казахстана, подход, очевидно, разумный. Залечив за 15 лет отсутствия СССР пережитую психологическую травму, национальные элиты постсоветских республик быстро приобрели в своем большинстве умение выживать в жестоком мире глобализации.
     Астана, надо подчеркнуть, является одним из наиболее последовательных сторонников создания единого экономического пространства в рамках СНГ. Она выступает за подписание в рамках Евразийского экономического сообщества соглашения о формировании общего рынка нефти и газа, которое предусматривало бы равный доступ к энергоресурсам всех стран - членов ЕврАзЭС. Премьер-министр Казахстана Карим Масимов не так давно заявил о большом интересе Казахстана к идее создания на территории РФ, предположительно в Санкт-Петербурге, топливной биржи.
     Безусловно, текущие экономические интересы постсоветских республик следует учитывать для понимания мотивов их действий на международной арене. Экономика по-прежнему, как и в прошлые века, определяет политику. В Центральную Азию вместе с рыночными отношениями пришло время прагматизма.

     На снимке: 12 мая 2007 года, Туркменбаши. Нурсултан НАЗАРБАЕВ, Владимир ПУТИН, Гурбангулы БЕРДЫМУХАММЕДОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex