на главную страницу

20 Июня 2007 года

Наша жизнь

Среда

Семья — моя «крепость»?

Павел РАЗОВ,
преподаватель кафедры социологии Военного университета.
Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



Не так давно встретил однокашника по училищу. Все как обычно, даже банально для Москвы – я на эскалаторе вниз, а он вверх… Короче, после почти полутора десятков лет с момента выпуска случайная встреча переросла в многочасовой вечер воспоминаний. «Как жена, как дети?» – первое, что выпалил я, предвкушая долгий рассказ собеседника, тем более что еще курсантом успел погулять на его свадьбе. «Мы уже лет пять, как расстались», – проронил мой приятель в ответ. За весь вечер мы больше ни словом не обмолвились на эту тему, хотя я понял, как это тяжело – остаться без крепкого тыла, коим и призвана быть для каждого семья.


     СОГЛАСИТЕСЬ, трудно представить автономную, независимую от армии семью военнослужащего. Семья кадрового военного олицетворяет престижность воинского труда не только в армейской среде, но и в целом в обществе. И именно через семью формируются преемственность поколений и передача ценностей воинской службы, ее традиций и ритуалов.
     Увы, но семья военнослужащего как таковая в нашей стране становилась предметом специального исследования не столь часто, как того требовала жизнь. Объясняется это тем, что в СССР до апреля 1991 г. тема «Семья кадрового военнослужащего» согласно закрытому перечню бывшего Главлита СССР не подлежала обсуждению в негативном плане в средствах массовой информации и, следовательно, была закрытой для широкомасштабного исследования.
     Представляет интерес тот факт, что во многих армиях мира существовали и сохраняются ограничения на браки военнослужащих. Диктовалось это прежде всего спецификой военной службы: человек служивый, не обремененный семейными узами, легок на подъем во время военных походов, может сполна отдаваться военному делу, не претендуя при этом на комфортные условия жизни. Вместе с тем многие государства не обременяли бюджет назначением молодым офицерам содержания, обеспечивающего их семейства.
     Россия, родовые и семейные отношения в которой испокон веков чтились очень высоко, приобщилась к нравам просвещенной Европы при Петре I. В 1722 г. высочайшим повелением было воспрещено жениться «без указа» гардемаринам. А чтобы никому неповадно было нарушить это повеление, устанавливалось соответствующее назначение – три года каторжных работ.
     Впоследствии данное ограничение было распространено на офицеров пехоты и кавалерии, причем командирам полков вменялось в обязанность «входить в рассмотрение материальной обеспеченности и пристойности браков обер-офицеров».
     В 1796 году всем офицерам, желающим вступить в брак, предписывалось уведомлять об этом командиров своих полков. Генералы же, штабные и старшие офицеры обязаны были испрашивать на вступление в брак высочайшего соизволения императора.
     Вполне закономерно, что в течение нескольких десятилетий основу офицерского корпуса Российской армии составляли… холостяки. Возраст впервые вступающих в брак офицеров составлял 30—35 лет. Вряд ли блистательные победы Российской армии в первой половине ХIХ в. можно связывать с этим обстоятельством, однако, думается, и сбрасывать со счетов его не следует.
     Демократизация общественной жизни России при правлении Александра I коснулась и армии. В 1866 г. был издан закон об офицерских браках.
     Данный закон огорчил прежде всего молодых офицеров: им запрещалось вступать в брак до 23 лет. Те же, кто намеревался жениться до 28 лет, обязаны были представить подтверждение своей имущественной состоятельности. Требовалось иметь годовой доход в размере не менее 250 рублей. По тем временам цифра немалая, а положенное младшим офицерам жалованье не позволяло иметь необходимую для женитьбы сумму. В лучшем положении оказывались те, кто владел поместьями, приносящими доход, или занимал высокие должности. Выходцам из простого народа приходилось подолгу засиживаться в холостяках.
     Далеко не всегда офицеру, особенно старшему, удавалось удовлетворить и другое требование закона – добиться пристойности брака. Под пристойностью брака подразумевались «добрая нравственность, благовоспитанность невесты и соответствующее офицерскому званию общественное ея положение».
     В дальнейшем закон об офицерских браках неоднократно обновлялся. Изменились условия имущественного обеспечения. Для вступления в брак офицер обязан был иметь денежные накопления не менее 5 тысяч рублей или недвижимость на эту сумму при чистом ежегодном доходе не менее 300 рублей. Требовалось также прослужить не менее двух лет в части, прежде чем подать прошение на брак. Это был своего рода испытательный срок для молодых офицеров, а вместе с тем попытка удержать наиболее горячих от опрометчивого шага.
     Последний закон об офицерских браках был принят в 1909 г. Для того чтобы связать себя узами Гименея, например, поручику Российской армии той поры необходимо было для начала достичь 23-летнего возраста, добиться признания брака пристойным и заполучить разрешение как минимум командира полка.
     Благовоспитанность, добропорядочность, семейное и общественное положение невесты были бы предварительно рассмотрены офицерским обществом. Но, даже если бы приятели жениха признали избранницу великолепной для него партией, окончательное решение все равно вынес бы командир части.
     Но представим себе, что в порыве чувств офицер решил упростить формальности до минимума: при чем тут, дескать, командир, сослуживцы?! В лучшем случае на него было бы наложено строгое дисциплинарное взыскание (арест, понижение в звании, отстранение от должности), в худшем случае – увольнение со службы.
     Нельзя сказать, что в других армиях законы о браке военнослужащих были более демократичны. В австро-венгерской армии, например, помимо упомянутых условий, существовало и такое: в части должно быть не более трети женатых офицеров. Остальные желающие, как говорится, – в порядке открывающихся вакансий.
     СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ отношения, характерные для современной офицерской семьи, – это отношения проблемного супружеского союза, перед которым также возникли определенные социальные препятствия.
     Тем не менее анализ результатов проводимых исследований показывает, что семья офицера была и остается одним из важнейших составных элементов армейского организма, стабилизирующим институтом Вооруженных Сил.
     Социологические исследования по проблемам семьи российского офицера, проведенные в 2002–2006 гг., показали, что семья офицера, прапорщика, мичмана играет заметную роль в обеспечении нормального функционирования армии и флота, оказывает непосредственное воздействие на нравственно-психологическое самочувствие военнослужащих. И это влияние настолько сильно, что при нездоровой духовно-нравственной обстановке в семье могут меняться (и, как правило, существенно меняются) ценностные ориентации ее членов в ущерб их служебной активности и поведению.
     По своим структурным и социально-демографическим признакам семья офицера во многом является типичной российской семьей, но при этом обладает рядом существенных особенностей, позволяющих классифицировать ее как особый, достаточно специфический и относительно самостоятельный институт.
     Действительно, семьи офицера – это сложный, особый и неповторимый мир. Работа с ними требует знаний, чуткости, учета особенностей. Увы, но в действительности вопросы семьи и личной жизни офицера интересуют командиров разных степеней и рангов, по сути, в последнюю очередь. Как правило, о тех или иных проблемах военнослужащего становится известно лишь в случаях каких-либо ЧП с их участием.
     Понятно, что в каждой семье существуют свои пределы регламентации внутренней жизни, которые олицетворяют границы возможного проникновения в ее интимный мир, однако это совсем не оправдывает практически повсеместного свертывания работы с семьями офицеров во внеслужебное время. Это тем более необходимо сейчас, когда расширяется число семей, в которых оба супруга – военнослужащие.
     Безусловно, проблемы семей военнослужащих в первую очередь лежат в финансово-экономической плоскости. Как сами военнослужащие, так и члены их семей не удовлетворены материальным положением, зарплатой и продовольственным обеспечением. Относительно низкий уровень и качество жизни вызывают чувство подавленности и угнетения, негативно сказываются на результатах служебной деятельности и семейном благополучии. Но так ведь было не всегда!
     Многие из нынешних старших офицеров и генералов с некоторой грустью вспоминают свои лейтенантские годы, выпавшие на времена Советского Союза. В то время денежное довольствие выпускника военного училища раза в два превышало зарплату дипломированного гражданского инженера и стать женой офицера мечтали многие советские девушки. При этом стоит отметить, что и в тот период хватало тягот и лишений, выпадавших на долю семей военнослужащих.
     Сегодня жены офицеров в еще большей степени, чем их мужья, переживают все трудности и невзгоды нынешней жизни: сокращение Вооруженных Сил, финансовые затруднения, материально-бытовую неустроенность, отсутствие приемлемых условий для культурного развития и обучения детей и пр. Лишь немногих устраивает собственное материальное положение и денежное довольствие мужа, около трети удовлетворены своей жизнью в целом. Неудовлетворенность же различными сторонами жизни у жен оказывается выше, чем у мужей. В этой связи около 26% опрошенных семей балансируют на грани развода: супруги уже заводили разговор на эту тему. Уверены в том, что их взаимоотношения имеют будущее, около 60% опрошенных семейных пар. 14% твердо не определились в своих семейных отношениях.
     Нельзя не признавать того факта, что обстановка в семьях российских офицеров в условиях реформирования армии и флота характеризуется сравнительно высокой напряженностью и конфликтностью взаимоотношений. А ведь семья офицера – зеркало армейской жизни. Она привносит свои отношения и интересы в воинский коллектив. Конфликтность в офицерской семье демонстрирует эту взаимосвязь. Объективные стороны воинского труда создают предпосылки взаимного недовольства мужей и жен семейным бюджетом, бытовыми и жилищными условиями. Отсутствие в семье по служебным делам и ненормированный рабочий день являются базой конфликтов «из-за проведения досуга».
     Кочевая жизнь тоже отражается на достатке армейской семьи. Она создает дополнительную базу семейной конфликтности в связи с ощутимыми перерывами в процессе накопления семейной собственности.
     Данные социологических исследований показывают, что мысли о разводе или раздельном проживании с супругом возникают у 11,9% опрошенных мужчин и 14,7% женщин. Настораживает высокий процент затруднившихся с ответом: в первом случае – 16%, во втором – 11,8%. Таким образом, примерно четвертая часть обследованных семей близка к кризису, выражает неуверенность в стабильности заключенного брака.
     Развод – крайняя мера реакции на противоречия супружеской жизни. При этом опрос не фиксирует реальное стремление супругов к расторжению брака. Скорее, позволяет оценить психологическую готовность к разводу или зафиксировать начало пути, в конце которого – распад семьи.
     Назовем наиболее распространенные причины разводов в армии. Желание создать другую семью, плохое обращение, насильственные действия со стороны мужа, супружеская измена, склонность к пьянству одного из партнеров, отсутствие детей – это внутрисемейные проблемы, устранение которых возможно на основе доброй воли супругов.
     Такие причины, как раздельное проживание супругов, подрыв экономических основ семьи, связаны с внешними обстоятельствами семейной жизни. Они имеют непосредственное отношение к политике социальной защищенности в целом, поэтому кажутся неразрешимыми. Но с помощью методов профилактической работы их возникновение можно предупредить.
     Ответами респондентов-мужчин перечисленные причины семейной дезорганизации подтверждаются. При ответе на вопрос к тем, у кого возникают мысли о разводе: «Что является их причиной?», офицеры выделили, во-первых, «непонимание женой специфических требований военной службы и моих интересов», во-вторых, «низкий уровень жизни и финансовые затруднения в семье». У жен в расторжении брака преобладает причина материальной необеспеченности.
     Давление негативных факторов армейской жизни, которое в настоящих условиях не всегда может выдержать даже семья, прошедшая тернистый путь воинской службы, в огромной мере определяет общее направление семейной конфликтности.
     На вопрос: «Как в вашей семье относятся к службе в настоящее время?» – 31,2% офицеров подчеркнули «безразлично (членов семьи не интересуют ни мои успехи, ни мои проблемы на службе)» или «отрицательно (советуют увольняться со службы)». Да и каким, собственно говоря, может быть отношение, если, например, бывший сослуживец мужа, уйдя из Вооруженных Сил, раскатывает на новенькой иномарке и ежегодно покупает жене новенькую шубку?!
     Армейские трудности, необходимость преодоления которых как бы уготована семье военного, формируют специфику семейной жизни в армии, влияют на удовлетворенность браком. Одна из таких реалий – бытовая, квартирная неустроенность армейской семьи. Наибольшее число мужчин и женщин – соответственно 72% и 82%, – удовлетворенных браком, имеют отдельную жилую площадь (свой дом, кооперативную, государственную или служебную квартиру). Удовлетворенность супружеством по этому признаку ярче всего выражена у жен и в меньшей степени у мужей.
     В настоящее время супруги ценят в семье (как показывают социологические исследования, это характерно и для семей офицеров) благоприятный психологический климат, возможности эмоциональной разгрузки после напряженного трудового дня. На такое изменение акцентов в функционировании семьи указывают многие исследователи. В частности, российские ученые считают, что если раньше главное внимание в семье уделялось хозяйственной функции, то теперь – вопросам взаимоотношений между членами семьи. Поэтому в рамках семейных ценностей, которые оказывают значительное влияние на удовлетворенность браком, выдвигаются на первый план такие желательные качества партнера, как проявление взаимопонимания, доброжелательности, готовности прийти на помощь, а также ласковость, нежность.
     Семья офицера зиждется на воинских ценностях и живет интересами армии. Уклад семейной жизни и быта во многом определяется распорядком службы. Важнейшие события в жизни военного человека (присвоение очередного звания, повышение в должности или переезд на новое место службы и т.д.) становятся значимыми для всех членов семьи. Каждый раз это точка отсчета, переход к новому социальному статусу, а возможно, и к новой ступени в жизненном цикле семьи. Все это, взятое вместе, с зависимостью материального дохода семьи от денежного довольствия мужа, закрепляет и структуру распределения обязанностей, и структуру власти в семье, и линию супружеских отношений. В какой-то мере подчиненная роль интересов жены и других родственников интересам мужа, а значит, и интересам воинского труда, упрочивает положение мужчины как главы семьи, служит базой ее стабильности и чувства семейной корпоративности.
     Нынешней армейской семье пока далеко до благополучия.
     Результаты социологического опроса достоверно показывают, что современное состояние Вооруженных Сил, течение армейской жизни разрушает семью российского офицера и как социальный институт, поддерживающий армию, и как малую группу, дестабилизируя отношения супругов. Может ли что-то измениться? Безусловно, но для этого российскому офицерству необходимо вернуть статус «среднего класса», вернуть не декларативно, а реально, создав в этих целях мощную социально-экономическую платформу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex