на главную страницу

20 Июня 2007 года

Армия и общество

Среда

Дороги жизни

Полковник Юрий СПИРИДОНОВ, «Красная звезда».
Владимир КАРПЕНКО.
Москва–Моздок–Ханкала–Москва.




     Железные дороги в Чечне имеют особый статус. В основном по ним в республику доставляют столь необходимые для восстановления народного хозяйства и экономики щебень, цемент, доски и другие стройматериалы. Также по ней идет снабжение всем необходимым объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе.
     Основная нагрузка по обеспечению бесперебойной работы дороги лежит на Железнодорожных войсках. От военных железнодорожников напрямую зависят и темпы восстановления народного хозяйства, и поддержание стабильности в республике, и авторитет региональных и местных структур власти.


     Оперативная группа Железнодорожных войск, как и прежде, входит в Объединенную группировку войск на Северном Кавказе, где решает свойственные только ей задачи.
     - Оперативная группа Железнодорожных войск в Северо-Кавказском регионе образована в августе 1999 года, – рассказывает главный инженер – заместитель командующего ЖДВ генерал-лейтенант Евгений Корнишин. – За это время военными железнодорожниками восстановлено около 20 тысяч погонных метров верхнего строения пути, 1.500 искусственных сооружений, обнаружено и уничтожено более 2 тысяч взрывных устройств. Капитально отремонтированы и сданы в эксплуатацию 20 больших железнодорожных мостов. Экипажи спецпоездов сопроводили сотни воинских эшелонов и поездов с народнохозяйственными грузами.
     Задачи, стоящие перед военными железнодорожниками, за последние годы практически не изменились. Они, как и прежде, обеспечивают безопасность круглосуточного движения поездов на всем протяжении маршрута Моздок – Ханкала, осуществляют техническое прикрытие железнодорожных объектов, занимаются разминированием и восстановлением путей, мостов и искусственных сооружений, сопровождают поезда с народнохозяйственными и военными грузами. Главный акцент в боевой работе делается на обеспечении беспрепятственного пропуска эшелонов с военнослужащими и безопасности перевозок различных грузов для нужд Объединенной группировки войск в Чечне.
     Наша справка. Для успешного выполнения задач на вооружении оперативной группы Железнодорожных войск находятся четыре спецпоезда. Один из них – «Дон» – предназначен для ведения крупных строительно-восстановительных работ. Экипажи других, «Амура», «Байкала» и «Терека», сопровождают поезда и воинские эшелоны с личным составом и материальными средствами, проводят инженерную разведку, разминирование путей и прилегающей местности, а также участвуют в ликвидации последствий диверсий на железной дороге.
     

     Чтобы ни говорили и показывали СМИ, обстановка на железных дорогах республики остается по-прежнему сложной, и без участия Железнодорожных войск здесь не обойтись. Но сегодня железнодорожный транспорт в Чечне самый безопасный. Об этом, в частности, говорят факты. Восстановлено здание Грозненского железнодорожного вокзала, налажено пассажирское сообщение с Москвой и на ряде других направлений. Впрочем, безопасность и сегодня требует, чтобы перед каждым «гражданским» поездом, воинским эшелоном по маршруту прошел спецпоезд Железнодорожных войск. На всякий случай, вдруг где-то заминировано...
     Значимость Железнодорожных войск для стабилизации обстановки вокруг Чечни хорошо осознают как в гражданских, так и в силовых структурах.
     - Я здесь уже девятый месяц и скажу, что за это время мне пришлось работать с несколькими командными составами Железнодорожных войск. С каждой из групп мы находили взаимопонимание. Очень хорошо взаимодействуем и с полковником Андреем Хорышевым, нынешним начальником группы ЖДВ, – говорит начальник штаба группировки ОГВ(с) генерал-майор Юрий Виноградов. – Военные железнодорожники играют в боевой жизни и деятельности группировки значительную роль. То количество грузов и личного состава, которое перевозится Железнодорожными войсками, обеспечивает выполнение стоящих перед нами задач.
     Здесь никто не делит поезда по ведомственной принадлежности. Будь то поезда Внутренних или Железнодорожных войск. Каждый состав выполняет свою задачу. Тем не менее военным железнодорожникам отводится главная роль в обеспечении бесперебойной работы железной дороги. В этом я лично убедился во время командировки на Северный Кавказ.
     Общее впечатление таково: ты словно перенесся в старые добрые времена. Всеми уважаемый руководитель республики, профессиональное командование… Солдаты и офицеры четко выполняют поставленные перед ними задачи. В быту, правда, все сложнее. Давненько не видел, чтобы офицер в звании подполковника и в должности заместителя командующего группой войск по тылу мыл в своей рабочей комнате полы... Но это ни у кого не вызывает удивления: люди не на курорте! У каждого строго свои обязанности. Тот же заместитель по тылу подполковник Андрей Максименко старается по максимуму разнообразить меню солдат и офицеров.
     Люди там быстро меняются в моральном плане в отношении к службе. Словом, приезжая в Моздок, а тем более в Ханкалу и Грозный, попадаешь в атмосферу нормальной военной жизни, такой родной и близкой человеку в погонах.
     Размышля о взаимодействии с командованием группировки Железнодорожных войск, генерал-майор Юрий Виноградов нисколько не приукрашивал состояние дел. Охрана в пути следования поездов, например, лежит на командовании ОГВ(с).
     - Мы предусматриваем различные схемы прикрытия движения спецпоездов, – продолжает разговор генерал-майор Юрий Виноградов. – Как непосредственное блокирование доступа к переездам, мостам и другим сооружениям, так и прикрытие спецпоездов заслонами с воздуха, огнем артиллерийских подразделений...
     К примеру, чтобы свести к минимуму риск на пути следования поездов, внутренние войска, военные комендатуры ежедневно выставляют засады и заслоны. Как правило, вблизи наиболее уязвимых участков железной дороги. На переездах, например, или перегоне Аргун – Джалка, где «зеленка» подступает вплотную к железной дороге.
     И хотя спецпоезда сами по себе представляют грозную силу: у каждого по две платформы с зенитными установками ЗУ-23-2, танк Т-62, крупнокалиберный пулемет НСВ(с) – «Корд» – и прочее вооружение, – тем не менее на аэродромах постоянно находятся два боевых вертолета, готовых в любую минуту оказать поезду огневую поддержку с воздуха.
     - В составе спецпоездов Железнодорожных войск помимо авианаводчика есть и корректировщик огня артиллерии, – говорит начальник артиллерии ОГВ(с) офицер Игорь Верменич. – Не раз бывали обстрелы поезда сопровождения и перевозки личного состава. В таких случаях нами принимались немедленные ответные меры – огонь на поражение. Когда по огневой точке противника бьет артиллерия крупного калибра, думаю, мало не покажется.
     Например, на перегоне Ищерская – Узловая из крупнокалиберного пулемета был обстрелян спецпоезд Железнодорожных войск. В результате своевременной работы артиллеристов от огневой точки противника в считанные секунды не осталось и следа. Это лишь один из конкретных примеров плотного взаимодействия командований ОГВ(с) и группы Железнодорожных войск.
     - Сегодня альтернативы Железнодорожным войскам в республике нет, – говорит начальник Грозненского отделения железной дороги Хамза Гамбулатов. – Военные железнодорожники – настоящие профессионалы своего дела. Они способны выполнять основные виды строительства на дороге, к примеру восстановление верхнего строения пути, самые сложные работы по восстановлению искусственных сооружений, мостов, туннелей. Нас связывает старая профессиональная дружба и, конечно, общность решаемых задач. С начальником группы военных железнодорожников мы буквально каждый день либо встречаемся, либо общаемся по телефону. Решаем насущные проблемы, строим планы на завтра.
     Например, для того чтобы запустить в эксплуатацию полуразрушенный мост, вначале надо провести техническую разведку. Такую работу военные железнодорожники делают совместно с гражданскими специалистами. Они вместе составляют акт, где подробно описывается перечень предстоящих работ. Затем готовится и утверждается проект, подписывается договор и так далее. После этого объект тщательно проверяют саперы. Следом выставляется боевое охранение. Стрелки занимают места согласно боевому расчету. И только потом военные железнодорожники приступают к выполнению восстановительных работ.
     Сегодня перспективы применения военных железнодорожников в Чеченской Республике необъятны. В планах на ближайшее будущее – восстановление моста перед Грозным.
     - Среди тех, кто неоднократно бывал в республике, рисковал жизнью при выполнении заданий, показывал высокий профессионализм, способность грамотно действовать в боевой обстановке, полковник Игорь Демниченко, подполковники Виктор Ефремов, Александр Зиновец, Андрей Максименко, Геннадий Василенко, майор Василий Семенов, капитан Аслан Акбиев, старший прапорщики Нельсон Крджонян и Валерий Корниенко, – продолжает разговор перечислением фамилий полковник Андрей Хорышев. – Именно от таких, как они, во многом зависят здоровье, а то и жизни наших товарищей по оружию, гражданского населения.
     Обеспечение безопасности людей всеми возможными способами – жесткое требование командующего Железнодорожными войсками генерал-полковника Григория Когатько. Выполнить его – наша первоочередная задача, – подчеркнул на прощание начальник оперативной группы Железнодорожных войск полковник Андрей Хорышев. Нам осталось пожелать ему успехов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex