на главную страницу

22 Июня 2007 года

История Отечества

Пятница

МИФЫ И ФАКТЫ

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Накануне Дня памяти и скорби – 66-й годовщины начала Великой Отечественной войны – состоялась пресс-конференция президента Академии военных наук Российской Федерации, доктора военных наук, доктора исторических наук, профессора Махмута Гареева. За плечами генерала армии – шесть войн. Богатый жизненный опыт и научные изыскания принесли ему славу одного из лучших военных теоретиков.

     В последние годы в освещении Великой Отечественной и Второй мировой войн появляется много всякого рода спекуляций и фальсификаций. Но больше всего, по мнению генерала Гареева, искажаются события кануна и начального периода войны. Прежде всего они сводятся к трем вопросам. Во-первых, все чаще утверждается, что основным мотивом похода Гитлера на восток послужила исходящая от Советского Союза угроза. В противовес этой версии Махмут Ахметович привел цитату из книги Гитлера «Моя борьба», вышедшей еще в 20-е годы прошлого столетия: «Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраины государства, которые ей подчинены…»
     Второй вопрос, который часто муссируется в прессе, - советско-германский пакт о ненападении. Руководство нашей страны упрекают за это соглашение, обвиняя в том, что договоренность якобы развязала руки Гитлеру и способствовала разгрому Франции в 1940 году и эскалации Второй мировой войны. Однако, по словам президента Академии военных наук, подобные договоры еще до 1939 года заключили с Германией Англия и Франция в Мюнхене, а также Польша, которая участвовала и в захвате части территории Чехословакии. А вплоть до лета 1941 года велись тайные англо-германские переговоры. Генерал Гареев акцентировал внимание журналистов на чрезвычайно сложной военно-политической обстановке в предвоенные годы в Советском Союзе. Летом 1939 года шли сражения на Халхин-голе против японских агрессоров. СССР был поставлен перед дилеммой: или оставаться в полной изоляции и стать жертвой германской агрессии, или заключить договор о ненападении с Германией, с тем чтобы оттянуть начало войны и выиграть время для подготовки к отражению нападения. По мнению военачальника, у советского руководства не было иного пути, как заключить пакт о ненападении, что способствовало достигнутому вскоре соглашению о нейтралитете с Японией. Что же касается обвинений в экспансии Советским Союзом, то, как считает Гареев, поход в Западную Белоруссию и на Западную Украину был предпринят только после того, как стало очевидным окончательное поражение Польши. Польша уже не могла ни воспрепятствовать захвату этих земель немцами, ни освободить эти территории позднее, если бы их заняла Германия.
     Не имеют под собой почвы и разговоры насчет того, что Сталин якобы готовил превентивный удар по Германии, а Гитлер его просто упредил. Злонамеренным искажениям с помощью хорошо знакомого приема – однобокого подбора документов – подвергается и факт внезапности фашистской агрессии. Генерал Гареев напомнил собравшимся, что в предвоенные годы со стороны фашистского руководства проводилась широкомасштабная, изощренная дезинформация. Вперемешку с разведданными о возможном нападении шли подтвержденные документами сообщения о том, что все это провокационные слухи. Продолжала имитироваться подготовка к высадке германских войск на территорию Англии. Действительно, в мае-июне 1941 года правительством СССР были приняты решения по частичному отмобилизованию 800 тысяч человек для укомплектования приграничных военных округов, для чего перебрасывалось несколько резервных армий. Однако дивизии первого эшелона, расположение которых просматривалось противником, не были приведены в полную боевую готовность. Поэтому говорить, что в этой обстановке Сталин готовил упреждающий удар, просто нелепо.
     Заведомой неправдой является и то, что самый трудный для нас 1941 год был годом сплошного панического бегства. Да, были и тяжелые отступления, и паника, и массовая сдача в плен, но многие соединения и в 1941 - 1942 годах самоотверженно сражались, наносили контрудары, дрались и выходили из окружения. Иначе невозможно было бы обескровить и остановить врага, перейти в наступление под Ленинградом, Москвой и Сталинградом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex