на главную страницу

27 Июня 2007 года

Армия и общество

Среда

Флотские Гиппократы

На вопросы нашего корреспондента отвечает начальник медицинской службы Военно-морского флота полковник медслужбы Валерий Семенцов

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото автора и Надежды ТИХОМИРОВОЙ.




     - Валерий Константинович, начнем беседу с небольшого экскурса в историю. Когда в России появились первые флотские лекари?
     - Уже при строительстве первых 22 галер петровского флота в 1696 году намечалось на каждой из них под палубой иметь отдельное помещение для размещения больных и раненых.
     Четкое организационное оформление медицинская служба приобрела в 1707 году, когда были учреждены должности «доктор флота» и «штаб-лекарь». Подчинялись они непосредственно президенту Адмиралтейств-коллегии, а по всем деловым вопросам – Аптекарскому приказу. Первым на эту должность был назначен лекарь Ян Говий. Помимо наблюдения за состоянием медицинского дела на флоте, он был обязан свидетельствовать состояние здоровья матросов при увольнении их со службы.
     В том же 1707 году при московском сухопутном госпитале была создана первая русская госпитальная школа. Первые три выпуска из этой школы (1712, 1713,1714 гг.) почти полностью были направлены на Балтийский флот. История сохранила имена и первых подлекарей – выпускников этой школы, прибывших в 1712 году на Балтийский флот: Стефан Невский и Иван Беляев.
     - Конечно, наша страна – великая морская держава. Ведь известно, что только за 200 лет, с эпохи Петра I и до Первой мировой войны, флот принимал участие в 31 из 33 войн, которые пришлось вести России. Совместно с флотом, видимо, развивалась и военно-морская медицина?
     - Совершенно верно. Немало русских флотских врачей сыграли видную роль в развитии медицинского обеспечения. Так, морской врач Д. Синопеус провел большую исследовательскую работу в области морской гигиены, особенно по объяснению причин заболеваний в корабельных условиях. С деятельностью морских врачей во время первых кругосветных плаваний XIX века связаны и самые ранние медико-географические описания. К примеру, морской врач А. Фигурин сделал интересные обстоятельные описания климата, этнографии, флоры и фауны Севера (1820 – 1823 гг.). Врач экспедиции Ф. Литке на шлюпе «Синявин» (1826 –1829 гг.) К. Мертенс опубликовал ряд медико-географических замечаний о болезнях жителей Каролинских островов, их питании, местных ресурсах. В тот же период появились медико-топографические описания портов на территории России: «Материалы по медицинской топографии портового города Севастополя», «Медико-географические замечания о Кронштадте» и другие.
     Всемирное признание получили и достижения Н. Пирогова в военно-полевой хирургии. А перевязочные пункты на русских броненосцах явились образцом для флотов всего мира. Самой совершенной была система лечебно-эвакуационного обеспечения, примененная советской медицинской службой в Великой Отечественной войне.
     Не будет преувеличением, если скажу, что история военно-морской медицины воспитывает у нынешних флотских врачей чувство гордости за своих предшественников, продемонстрировавших образцы служения своему делу и выполнения воинского долга в сражении у Цусимы, на полях Гражданской войны, в блокированных Ленинграде и Севастополе, на надводных кораблях и подводных лодках на всех флотах во время Великой Отечественной и в послевоенный период.
     - Жизнь не стоит на месте. В каком состоянии находится флотская медицина России сегодня?
     - Она развивается, и весьма активно. Возьмем для примера госпиталь Тихоокеанского флота, расположенный во Владивостоке. Здесь разработана и уже несколько лет действует долгосрочная программа реконструкции зданий и помещений, обновления диагностической и операционной аппаратуры и оборудования. За последнее время построена отличная столовая, произведен капитальный ремонт реанимационных отделений, современный вид приобрели операционные. Полностью отремонтированы корпуса психиатрического и пульмонологического отделений. Введен в строй обновленный корпус, где размещаются физиотерапевтическое и специальное отделения.
     Именно в этом госпитале – самая сильная и современная на Дальнем Востоке диагностическая, рентгенологическая базы, компьютерная томография. Очень развита нейрофункциональная диагностика. Кабинет дуплексного сканирования, где проводится современный метод ультразвуковой диагностики заболеваний сосудов организма, – единственный в Приморье и пользуется огромным авторитетом. В день через этот уникальный кабинет проходят более двух десятков пациентов с разнообразными патологиями и из различных медицинских учреждений края, не говоря уже о своих больных.
     Подобная ситуация и в ряде других лечебных учреждений Российского флота. Появляется новое оборудование, ремонтируются старые и строятся новые корпуса. Где-то это уже сделано. Где-то будет сделано в самое ближайшее время.
     К примеру, на Камчатке полностью перестроен госпиталь эскадры подводных лодок. В предстоящие семь лет планируется серьезная модернизация военно-морского госпиталя в Санкт-Петербурге. Он также будет оснащен новым оборудованием. На его базе будет создан современный госпитально-клинический комплекс.
     - А не испытывает ли медицинская служба ВМФ нехватки квалифицированных кадров? Где сегодня готовят медиков для флота?
     - Главная кузница кадров – Военно-медицинская академия. В составе ее военно-морского факультета порядка десяти кафедр, в том числе физиологии подводного плавания, военно-морской хирургии, военно-морской терапии, военно-морской гигиены. Именно это учебное заведение – своеобразный аккумулятор всех достижений военной, в том числе флотской, медицины.
     В прошлом году Военно-морской флот получил 120 молодых офицеров, окончивших академию. Подавляющее большинство из них служат на совесть. И на каждом из наших флотов им есть с кого брать пример. В числе тех, на кого сегодня, как принято говорить, стоит равняться, полковники медслужбы Владимир Мануйлов, Евгений Крюков, Павел Калинский, Борис Андрюков, Андрей Грицук. Каждый из этих офицеров имеет огромный опыт лечения больных. Причем не только на берегу, в лечебных учреждениях, но и во время дальних походов кораблей.
     - За последние годы флот активизировал свое присутствие в различных географических точках Мирового океана. И флотским медикам доводится нередко оказывать необходимую помощь морякам как раз во время дальних походов…
     - Конечно, они в походах и зубы лечат, и операции проводят. Приведу примеры. Некоторое время назад во время боевой службы в Индийском океане офицер одного из наших кораблей перенес инфаркт миокарда. Ему оказали всю необходимую помощь благодаря тому, что на этой боевой единице были подготовленные медики.
     Или другой случай. Во время дальнего похода атомной подлодки «Екатеринбург» одному из моряков поставили диагноз «острая язва двенадцатиперстной кишки». Старшие лейтенанты медслужбы Олег Игнатов и Михаил Просолов назначили правильное лечение, не допустили осложнений…
     - Валерий Константинович, а какую оценку вы с точки зрения медицины в целом бы дали нынешнему состоянию военных моряков?
     - За последний год в ВМФ произошло снижение заболеваемости пневмонией, кишечными инфекциями, достигнуто снижение таких «управляемых» инфекций, как вирусный гепатит А, корь, паротит, снизилась заболеваемость туберкулезом.
     Важнейший фактор высокой боеспособности - полноценное питание. Низкое качество приготовления пищи и несоблюдение норм питания во многом обусловливают высокую заболеваемость прежде всего гастритами и язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Но нельзя не отметить, что и по этим позициям в ВМФ ситуация изменилась к лучшему.
     Немаловажной задачей медицинской службы является проведение диспансеризации. Охват ею на всех флотах составил более 90 процентов личного состава.
     Служба офицера сопряжена как с факторами риска военного труда, так и с риском заболеваний. Это курение, избыточный вес, нарушения жирового обмена, артериальная гипертония. Большинство офицеров имеют с этим проблемы.
     Главнокомандующий ВМФ подписал директиву, которая по-новому регламентирует соответствующую работу на флоте. Принципиально новое положение директивы – объем обследования, когда наряду с возрастом офицера определяют факторы риска возникновения заболеваний (избыточная масса тела, курение, нарушения липидного обмена, артериальная гипертония, нарушения толерантности к глюкозе) и факторы военного труда (работа с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП и лазерного излучения, микроорганизмами высоких групп патогенности). Проблемы первичного звена медицинской службы на флотах могут быть решены только в комплексе при совместных усилиях командования, служб тыла и медицинской службы.
     Стоит сказать и о том, что военные моряки, члены их семей могут поправить свое здоровье во флотских санаториях, домах и базах отдыха. Каждый год в них проводят отпуска не менее 45 тысяч человек.
     - В составе российского Военно-морского флота есть три уникальных корабля, основу экипажей которых составляют военные медики…
     - Это госпитальные суда. Старший по возрасту среди них – «Енисей», ошвартованный ныне у одного из центральных причалов Севастополя. Военно-морской флаг на этом судне был поднят 23 февраля 1981 года. После ходовых испытаний на Балтийском флоте корабль совершил переход на Черное море. Как и другие госпитальные суда, входящие в состав нашего ВМФ («Свирь» Северного флота, «Иртыш» Тихоокеанского), он был построен на Щецинской судоверфи в Польше.
     Эти белоснежные лайнеры представляют не имеющую аналогов в мировом судостроении серию кораблей. При водоизмещении 11.600 тонн и длине 152 метра дальность плавания каждого из них составляет 11.600 миль. Автономность - 45 суток. Госпитали, размещенные на судах, способны принимать до 100 больных одновременно. На борту каждого из кораблей более десятка лечебных и диагностических отделений, три операционных зала, аптека. Кроме того, на судах есть поликлиника, профилакторий на 200 мест.
     Во многих странах мира с деловыми заходами и официальными визитами побывали эти корабли. Медицинское обеспечение учений и походов кораблей ВМФ, организация внутрипоходового отдыха экипажей подводных лодок, ликвидация вспышек инфекционных заболеваний в различных точках земного шара – все эти задачи успешно решались персоналом каждого из этих госпитальных судов. Флотские медики сделали десятки тысяч различных медицинских операций.
     И сегодня здесь проводятся углубленные медицинские освидетельствования тысяч офицеров, мичманов и членов их семей. Оказываются все виды стоматологических процедур, рентгенологических, лабораторных и функциональных исследований. В полном объеме работают и профилактории.
     Продолжают эти корабли выходить в море и в настоящее время. Например, не так давно госпитальное судно «Свирь» принимало участие в учениях на Баренцевом море. В ходе маневров было разыграно более 150 эпизодов с реальными действиями соединений, воинских частей и организаций тыла и технического обеспечения. К подготовке и проведению учений было привлечено около 5 тысяч военнослужащих и более 600 человек гражданского персонала, 451 военнообязанный запаса, 350 единиц боевой и другой техники, 5 надводных кораблей, 2 подводные лодки, 15 судов обеспечения. Обозначение действий авиации противника по полевым и плавучим подразделениям тыла и технического обеспечения осуществляли подразделения бомбардировочной и штурмовой авиации Северного флота, а также вертолетная группа авиации ВВС Ленинградского военного округа.
     Учения показали, что вопросы организации тылового и технического обеспечения сил (войск) флотов необходимо рассматривать в комплексе, не отрывая один вид обеспечения от другого. Они позволили реально оценить подготовку обучаемых и их способность в сложной обстановке решать задачи по функциональному предназначению. Что же касается экипажа госпитального судна «Свирь», то действия флотских медиков получили самую высокую оценку со стороны руководителей учений. Мы, как говорится, держим марку.

     На снимках: госпитальное судно «Свирь» в море; операцию проводят флотские медики.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex