на главную страницу

4 Июля 2007 года

Российское оружие

Среда

«Сатурн» на «Буяне»

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда». Фото Юрия ШИПИЛОВА.



     Значение газотурбинных двигателей для Военно-морского флота России трудно переоценить. Разработка и производство морских ГТД в 90-х годах прошлого века находились на Украине. После распада союзного государства Россия осталась без научно-производственной базы этого типа двигателей. Отсутствие действующей системы взаимоотношений с украинскими разработчиками и производителями, ставшими в одночасье зарубежными партнерами, вело к снижению боеготовности Российского флота.
     По заказу ВМФ России НПО «Сатурн» выполнило опытно-конструкторскую разработку ряда вариантов главной энергетической установки (ГЭУ). Все варианты ГЭУ проектировались на базе газотурбинного двигателя М75РУ мощностью 7.000 л.с. Финансировались ОКР по плану гособоронзаказа. Уже в ноябре прошлого года двигатель успешно прошел полный цикл государственных испытаний. Председатель госкомиссии Михаил Александров отметил, что «такие высокотехнологические изделия Военно-морскому флоту нужны. Перспективы у этого двигателя есть не только на кораблях ВМФ, но и на катерах и кораблях береговой охраны Пограничной службы». Судя по всему, номенклатура двигателей этой тематики в НПО «Сатурн» будет расширяться быстрыми темпами. В текущем году планируется предъявить на госиспытания второй морской ГТД – М70ФРУ с максимальной мощностью 14.000 л.с.
     В соответствии с Федеральной целевой программой развития ОПК на 2007—2010 гг. и на период до 2015 года на базе НПО «Сатурн» практически создается российская база газотурбостроения. Как сообщил директор программы «Сатурн-ВМФ» Леонид Иванов, в г. Рыбинске будет создан универсальный стенд под испытания двигателей и агрегатов для ВМФ. Задание на его проектирование утверждено Федеральным агентством по промышленности.
     На прошедшем МВМС-2007 НПО «Сатурн» презентовало свою первую ласточку. В день открытия МВМС-2007 на встрече представителей НПО «Сатурн» и «Зеленодольского ПКБ» определен окончательный вариант, который и будет устанавливаться на третий корпус проекта малого ракетно-артиллерийского корабля «Буян».
     Необходимо пояснить, что в настоящий момент уже построен головной корабль проекта «Буян» с дизельным вариантом энергетической установки. Однако, как показал экспертно-экономический анализ, ГЭУ с использованием М75РУ в комбинации с маршевыми дизельными двигателями полностью конкурентоспособна в сравнении с дизельным вариантом. Разработка, предлагаемая НПО «Сатурн», значительно упрощает эксплуатацию, повышает маневренность и скоростные качества корабля. Для военных моряков эти параметры в боевых условиях будут играть особую роль. Вот почему эксперты считают принятое решение прорывным. Оно открывает широкие перспективы применения отечественных ГТД для нужд флота. В истории нашего Военно-морского флота это первый пример использования в реально существующем проекте корабля российского газотурбинного двигателя. Символично, что ГТД был создан в г. Рыбинске — на родине адмирала Федора Ушакова.
     Эксперты обращают особое внимание и на такую важную деталь. НПО «Сатурн» стало четвертой компанией в мире после «Дженерал Электрик» (США), «Роллс-Ройс» (Великобритания) и «Зоря — Машпроект» (Украина), способной самостоятельно разрабатывать и производить морские газотурбинные двигатели.
     Очевидно, что теперь представители проектантов кораблей и заказчика приступят к проработке ГЭУ на базе нового двигателя для катеров и кораблей водоизмещением от 100 тонн и выше. Для реализации этого и других проектов нужен гособоронзаказ. В противном случае затраченные силы и средства, как говорится, уйдут словно вода в песок.
     Однако НПО «Сатурн» не собирается останавливаться на достигнутом рубеже. Фирма совместно с украинским ГП НПКТ «Зоря — Машпроект» создала ЗАО «Турборус». Как пояснил председатель совета директоров ЗАО «Турборус» Иван Бабич, фирма подготовила сервисную базу по обслуживанию и обеспечению эксплуатации ГТД. Группы специалистов в настоящее время находятся на постоянной основе на всех флотах ВМФ России. Работы выполняются на контрактной основе, и цены при проведении тендеров диктуют военные моряки.
     По мнению директора программы «Сатурн-ВМФ» Леонида Иванова, такое сотрудничество взаимовыгодно. Украинская сторона по праву считается лидером в создании редукторов для ГЭУ. Российская фирма сильна в разработке ГТД. Создав самостоятельно морской двигатель, она доказала свой высокий научно-технический потенциал.
     Отдельные эксперты считают, что для России, наверное, будет выгодно наладить все производство ГЭУ на отечественных предприятиях. Специалисты такого оптимизма не разделяют. «Мы занимаемся бизнесом, а не политикой, - заявил Леонид Иванов. - Нам экономически невыгодно создавать производственную базу для малосерийного выпуска продукции. Если же вкладывать государственные деньги в такой проект, то это будет разорительно для России». Украинские партнеры также обратили внимание, что при высокой конкуренции на мировом рынке наивно надеяться на распростертые объятия других зарубежных фирм. Западные компании не заинтересованы в поддержке украинского конкурента. При этом российско-украинское сотрудничество в этой области уже сегодня дает положительные результаты. Имеются заказы, ведутся работы по восстановлению морских ГТД, фирмы получают прибыль, а ВМФ России повышает боеготовность. Реализуются планы на перспективу. Сегодня разрабатывается двигатель М90ФР мощностью 27.500 л.с. для кораблей проекта «Фрегат». Все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. И продолжать создание центра газотурбинных двигателей в Рыбинске. На российской земле.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex