на главную страницу

10 Июля 2007 года

Планета людей

Вторник

Вашингтон говорит «нет»?

Алексей ПИЛЬКО, кандидат исторических наук.



     В минувшие выходные госсекретарь США Кондолиза Райс заявила в эфире телекомпании CNBC о том, что США не согласны с предложением России о совместном использовании в интересах ПРО РЛС в Азербайджане и не намерены отказываться от своих планов относительно развертывания элементов американской системы противоракетной обороны на территории Польши и Чехии. По сути, это было первое заявление официального представителя США по этому поводу после встречи лидеров России и США в Кеннебанкпорте, на которой Москва не только подтвердила выдвинутые ранее инициативы, но и предложила новые с целью вывода из кризиса отношения двух стран, возникшие в связи с планами Вашингтона разместить в Европе третий позиционный район ПРО. Президент Джордж Буш назвал тогда российские предложения интересными и заявил, что поручит специалистам тщательно их изучить. И вот, похоже, Вашингтон говорит «нет».
     Влиятельная газета «Лос-Анджелес таймс» в статье «К Путину надо прислушаться» обвиняет в связи с этим американской политический истеблишмент в недальновидности. «…Американские «ястребы», выступающие за создание системы ПРО,- пишет газета, - уже пытаются похоронить «азербайджанский вариант»… «Ястребы» не понимают главного. Противоракетная система, которую они так яростно отстаивают, пока не доведена до ума, и никто не знает, когда она заработает эффективно. Иранских ракет с ядерными боеголовками, которые она должна перехватывать, тоже еще не существует в природе, и когда они будут созданы, опять же неясно. Однако сегодня – и возможно ненадолго – у нас появился шанс на установление более дружеских, конструктивных отношений с Россией».
     Совершенно очевидно, что на внешнюю политику США определяющее влияние по-прежнему оказывают неконсервативные круги, видящие в Российской Федерации мощного соперника и стремящиеся к критическому изменению баланса сил на планете в свою пользу. Одним из традиционных направлений их политики является ставка на изоляцию нашей страны, ее геополитическое окружение. Именно с этой целью и создается своего рода «санитарный кордон», включающий в себя государства Восточной Европы и ряд бывших советских республик. Этот специфический «буфер» препятствует нормальным отношениям между РФ и ЕС. Он же может при необходимости стать плацдармом для вмешательства в наши дела. С целью в будущем иметь возможность оказывать на Россию давление, США прямо заявляют о необходимости сохранения своего присутствия в Центральной Азии на постоянной основе, а также о его распространении на Украину и Грузию (путем включения этих государств в блок НАТО).
     Необходимо подчеркнуть, что, заявляя о своих интересах в странах, которые находятся за тысячи километров от территории США, Вашингтон при этом отказывает России в обеспечении элементарных условий ее безопасности. Например, ситуация с ратифицированием адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе просто напоминает театр абсурда. Вступление ДОВСЕ в силу увязывается с ликвидацией российского военного присутствия в Приднестровье и Грузии. И это происходит в то самое время, когда Соединенные Штаты готовятся открывать новые базы в Румынии, Болгарии, Польше и Чехии. Одновременно с геополитическим наступлением идет атака и на психологическом фронте. А именно – сознательное очернение политики России и, главное, ее политического руководства. Не стоит сомневаться в том, что демонизация нашей страны – это сознательный ход, направленный на ее дискредитацию, низведение в глазах мировой общественности до уровня «государства вне закона», в борьбе с которым хороши все методы.
     Вместе с тем нельзя сказать, что США преуспели в политике прессинга России. Увлекшись «поглощением» советского наследства, они явно выпустили из под контроля ситуацию в тех регионах мира, которые они много лет считали своими и которые весьма важны для Соединенных Штатов. Так, «полевела» Латинская Америка, в которой сильны антиамериканские настроения. Ближний Восток, весьма ценный для Вашингтона с точки зрения энергетической безопасности, медленно, но верно скатывается к неконтролируемому хаосу. Иракская авантюра закончилась оглушительным провалом. Страна фактически расколота на три части: шиитский юг, суннитский треугольник и курдский север. В стране фактически началась гражданская война, а находящаяся на ее территории стопятидесятитысячная группировка американских вооруженных сил не способна гарантировать безопасность даже багдадской «зеленой зоны». Мало шансов и на прогресс в Афганистане. Движение «Талибан», уже несколько раз уничтоженное Пентагоном на бумаге, неуклонно укрепляет свои позиции, в том числе и политические (во всяком случае правительство Карзая было вынуждено признать факт переговоров с его представителями). Более того, Ирак и Афганистан отнимают у военной машины США столько ресурсов, что третьего подобного конфликта она может и не выдержать.
     «Перегрев» единственной сверхдержавы становится все более очевидным к концу первого десятилетия XXI века. Соединенные Штаты постепенно теряют нити управления мировой экономической системой (а именно контроль над ней обеспечивал им долгое время беспрецедентное влияние на международной арене), американская экономика уже довольно давно находится в фазе стагнации, дает о себе знать целый комплекс социально-экономических проблем – наследие времен «холодной войны», решению которых Вашингтон в 1990-е годы предпочел укрепление на оставленных Москвой геополитических позициях. Таким образом, наметился крах несправедливой и ненадежной однополярной модели международных отношений, которую с упорством, достойным лучшего применения, возводила Америка. Во всяком случае за редким исключением полностью подконтрольными США остаются лишь государства Восточной Европы и некоторые республики бывшего СССР.
     Наконец, отказ США от российских инициатив служит убедительным доказательством всему миру, что создаваемая Америкой глобальная ПРО направлена в первую очередь против России, а не против так называемых «стран-изгоев», которые просто технически долго еще не смогут создать ракеты, способные поразить цели в Европе.
     В сложившейся ситуации возникает вопрос: какими должны быть действия России, если США все же не откажутся от планов размещения американской ПРО в Европе? Эксперты предлагают различные решения возникшей проблемы. В том числе речь идет о размещении российских ракет в Калининградской области и Белоруссии, их перенацеливании на элементы противоракетной обороны. В сложившихся условиях не исключен и выход РФ из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Вместе с тем данные шаги относятся к решениям военного порядка. Их вполне можно совместить и с весомым политическим ответом. Москве следует противопоставить Вашингтону систему политических и альянсов с теми государствами, которые, так же как и она, не принимают однополярный диктат и стремятся к более справедливому многополярному мироустройству. Необходимо укреплять отношения с набирающими мощь азиатскими центрами силы – Индией и Китаем, развивать взаимовыгодное сотрудничество с государствами Латинской Америки и Ближнего Востока.
     Конечно, России не нужны новая «холодная война» и сопряженные с ней «гонка вооружений» и очередное балансирование на грани войны. Такой сценарий не устраивает и американское общество, в котором нарастает раздражение топорными действиями неоконсерваторов, приведшими к резкому падению авторитета Америки во всем мире. Поэтому всеми силами надо способствовать продолжению стратегического диалога между Москвой и Вашингтоном. Но диалога на равноправных условиях, с взаимным признанием и учетом интересов обеих сторон.
     На снимке: Габалинская РЛС в Азербайджане.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex