на главную страницу

11 Июля 2007 года

События. Комментарии

Среда

Семь белых чаек за кормой…

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».
При содействии Службы информации и общественных связей Северного флота.




     С 28 июня по 9 июля в акватории Баренцева моря у побережья Кольского полуострова проходила операция по радиационно-экологическому мониторингу и обследованию атомной подводной лодки Б-159 проекта 627А «Кит» (по натовской классификации «Ноябрь»). Она была выведена из боевого состава Северного флота и затонула 30 августа 2003 года при буксировке из базы отстоя Гремиха в город Полярный на 10-й судоремонтный завод для утилизации. Тогда из десяти членов швартовой команды девять погибли. Спасти удалось лишь командира группы дистанционного управления дивизиона движения БЧ-5 старшего лейтенанта Максима Цибульского, тела еще двоих подводников чуть позже подняли спасатели. Семеро безвозвратно ушли вместе с атомоходом на глубину 237 метров…
     Нынешнюю операцию в точке гибели АПЛ Б-159 проводили в рамках программы военного сотрудничества России, Великобритании, США и Норвегии по вопросам окружающей среды в Арктике (AMEC). В сентябре прошлого года на совместном заседании директората программы АМЕС ее реализацию предложили ВМФ и Управление экологической безопасности Министерства обороны Российской Федерации, сопредседатели директората поддержали устремление россиян. Основной целью проведения радиационного обследования АПЛ Б-159 стало получение достоверных данных о радиационной обстановке, радиоактивности воды в реакторном отсеке и непосредственно над легким корпусом АПЛ. А также – практическое обоснование возможности подъема погибшей подлодки.
     Британская сторона в рамках проекта безвозмездно профинансировала закупку и подготовку оборудования для проведения мониторинга, а также предоставила технические средства – научно-исследовательское судно (НИС) «Альянс» ОВМС НАТО и необитаемый управляемый подводный аппарат «Тритон», который опускал российские датчики объективного контроля непосредственно на корпус затонувшей субмарины.
     Вообще, «Альянс» - судно уникальное. Спущено на воду в июле 1986 года на судоверфи итальянской компании «Финкантиере» и введено в боевой состав натовских ОВМС в мае 1988 года. Принадлежит противолодочному исследовательскому центру НАТО на Атлантике, расположенному в итальянском городе-порте Ла-Специя. Однако ходит под флагом ФРГ. По информации Центра зарубежной военной информации Северного флота, его экипаж состоит из 47 человек, в числе которых 24 военнослужащих (10 офицеров), 23 научных сотрудника и специалиста. К слову, команда белоснежного «Альянса» укомплектована личным составом ВМС Германии, Великобритании и Италии. Само же судно предназначено для проведения комплексных океанографических исследований, испытаний экспериментальных гидроакустических систем и других испытательных работ в интересах противолодочных сил Североатлантического блока. Кроме того, оно способно проводить разведку морских биологических ресурсов и полезных ископаемых, участвовать в поисково-спасательных и подъемных работах. На различных этапах «служебной» деятельности НИС «Альянс» привлекалось к исследовательским операциям в Северной Атлантике, Гренландском, Ирландском, Норвежском, Средиземном и Черном морях. Теперь вот пришло в Баренцево…
     В свою очередь российская сторона в лице ВМФ профинансировала проведение мониторинга, предоставила корабли и суда сопровождения и обеспечения работ. Непосредственно радиационно-экологический мониторинг проводили специалисты Российского научного центра (РНЦ) «Курчатовский институт», ФГУП «Научно-исследовательский конструкторский институт энерготехники имени Н. Доллежаля» и Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» с применением российской аппаратуры.
     - Находившиеся на «Альянсе» российские научные сотрудники, - сказал представитель РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Королев, - отбирая пробы, проводя необходимые измерения, собрали большое количество объективных данных по составу и концентрации нуклидов в морской воде и донных отложениях вблизи погибшей атомной подводной лодки. Все эти материалы еще необходимо обработать и обобщить. Однако уже сейчас понятно, что радиационная обстановка на Б-159 и прилегающей к ней территории нормальная, радиационный фон не превышает естественных значений.
     Результаты радиационного обследования будут использованы при прогнозировании дальнейшей радиоэкологической обстановки в месте катастрофы и, безусловно, станут основой для разработки в октябре уже нынешнего года технического обоснования безопасности при подъеме АПЛ Б-159.
     - Хотя для судоподъема глубина в точке трагической гибели атомохода очень большая, - комментируя итоги операции, рассказал командующий Северным флотом адмирал Владимир Высоцкий, - мы провели подготовительные работы и выполнили первый объемный мониторинг экологической обстановки. Стремились оценить не только существующий радиационный фон, но и возможные выходы радиоактивности. А также – спрогнозировать радиационную обстановку в процессе самого подъема корабля, его буксировки к месту утилизации и последующей разделки для того, чтобы исключить даже малейшее загрязнение радиоактивными отходами окружающей среды Заполярного региона.
     В момент входа в район гибели АПЛ Б-159 большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко» одновременно на нем, научно-исследовательском судне «Альянс» и гидрографическом судне «Крильон» Северного флота прошли ритуалы отдания воинских почестей подводникам, погибшим в августе 2003 года. На стылую воду легли венки и цветы. А за кормовым флагштоком «Адмирала Левченко» еще долго вились семь белокрылых чаек. В них, вполне возможно, и вселились – по поверью – души оставшихся в прочном корпусе Б-159 семерых моряков…

     На снимках: Командующий Северным флотом адмирал Владимир ВЫСОЦКИЙ.
Во время ритуала отдания воинских почестей погибшим подводникам.В ВВС - сезон уЧений



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex