на главную страницу

11 Июля 2007 года

Армия и общество

Среда

Душой болеем за флот

На вопросы «Красной звезды» отвечает
начальник Технического управления ВМФ
вице-адмирал Николай КАРАЧУН

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».




     – Какие задачи решает сегодня Техническое управление ВМФ?
     – Основная из них – обеспечение технической готовности кораблей ВМФ. Впрочем, это целый комплекс задач. В их числе поддержание и восстановление исправного состояния корабельного оборудования, энергетических систем, корпусов, обеспечение кораблей военно-техническим имуществом, судоремонтными материалами, корабельным оборудованием и многие другие.
     Особое внимание управление уделяет технической боеготовности атомных подводных лодок, борьбе с аварийностью и предупреждению аварий техники на кораблях. Трудно переоценить и значение обеспечения ядерной безопасности кораблей с атомной энергетической установкой (АЭУ) на всем жизненном цикле корабля – с момента сдачи его флоту до полной утилизации. Причем в Министерстве обороны наше управление – единственная организация, занимающаяся проблемами утилизации ядерных кораблей.
     – С какими проблемами сталкивается управление?
     – Прежде всего это общая для всех Вооруженных Сил России проблема – недостаточное финансирование. Около половины кораблей нашего флота имеют продленные межремонтные сроки и эксплуатируются с различного рода ограничениями. У части кораблей межремонтные сроки продлевать уже нельзя по техническому состоянию, они объективно подлежат исключению из состава ВМФ.
     Продление ресурсных показателей стало одной из первостепенных задач. Для ее решения привлекаются бюро – проектанты кораблей, судостроительные и судоремонтные предприятия. Ищем способы и методы, которые позволяют сохранять максимальное количество кораблей, способных выполнять задачи без ограничений тактико-технических характеристик.
     Недостаток финансирования на судоремонт приводит к увеличению его продолжительности и соответственно удорожанию.
     При обеспечении кораблей военно-техническим имуществом, судоремонтными материалами, корабельным оборудованием тоже сталкиваемся с трудностями из-за неполного финансирования.
     К настоящему времени обеспеченность флота основными видами вооружений и военной техники составляет около 89 процентов от необходимого количества, а уровень закупок и обеспечения ремонта не обеспечивает восполнение естественной убыли материальных средств.
     – Как, на ваш взгляд, можно решить эти проблемы?
     – Разрабатываем и на практике реализуем соответствующие мероприятия.
     Назову наиболее существенные из них.
     Это прежде всего организация действенного контроля за техническим состоянием корабля. Своевременная достоверная информация позволяет рационально перераспределять ассигнования по установленным командованием ВМФ приоритетам. Внедряются методики безразборной диагностики, позволяющие вовремя выявлять возможные неисправности и предотвращать их на уровне элементной базы машин и механизмов, что дает ощутимый экономический эффект. Эти же методики позволяют перейти на систему технического обслуживания корабельного оборудования по его фактическому состоянию, что также дает серьезную экономию денежных средств.
     Специалисты управления разрабатывают механизм перехода к снабжению кораблей флота военно-техническим имуществом по потребностям, производят обоснованную корректировку цен на заказываемую продукцию, чем достигается существенная экономия бюджетных средств.
     – А как обстоят дела с техническим обеспечением тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»?
     – Для отечественного флота этот корабль уникален. Только он способен нести на борту и обеспечивать применение истребительной и штурмовой корабельной авиации.
     Опыт технического обеспечения данного типа кораблей начал складываться в середине семидесятых годов, когда в состав ВМФ СССР был принят головной корабль данного проекта – ТАКР «Киев», и накапливался при эксплуатации его и всех последующих кораблей серии.
     Ввод в строй «Кузнецова» исторически совпал с распадом Советского Союза и последующим затянувшимся недофинансированием технического обеспечения как всего ВМФ, так и данного корабля в частности. По указанной причине и из-за того, что отечественные авианесущие корабли строились на Украине в Николаеве, а в проектировании и изготовлении оборудования и вооружения корабля участвовало большое количество проектных организаций и заводов всего СССР, возникало множество проблем, связанных с ремонтом как всего корабля, так и отдельного его оборудования. Решение этих проблем потребовало значительных финансовых затрат, объединения усилий органов военного управления ВМФ и Северного флота, проектных организаций, судоремонтных предприятий и заводов промышленности России.
     Теперь это все позади. Корабль снова технически исправен, способен выполнять любые задачи в любой точке Мирового океана.
     Авианосец – дорогой, но самый долговечный корабль. При умелом содержании и грамотной эксплуатации, своевременном и качественном ремонте он способен служить стране десятки лет, защищая ее жизненно важные интересы…
     – Что ныне представляет собой Техническое управление ВМФ? Кто здесь работает, служит?
     – Прежде всего наше управление – это коллектив специалистов-профессионалов, наиболее опытных и квалифицированных инженеров-механиков. Они прошли службу на подводных лодках и надводных кораблях, судоремонтных заводах и заводах перезарядки реакторов Военно-морского флота, в технических управлениях флотов и электромеханических службах соединений и объединений кораблей. Несмотря на материальные и социальные трудности, каждый из них с честью выполняет свои обязанности. Более половины офицеров – выпускники Военно-морской академии.
     Гордость управления – его лучшие, наиболее опытные специалисты. Среди них контр-адмирал Андрей Владимирович Степанов, капитаны 1 ранга Олег Александрович Глушков и Валерий Леонидович Любимцев, служащие Тамара Ивановна Букина, Тамара Григорьевна Кочеткова, Тамара Васильевна Шикалова, Нина Николаевна Ожерельева.
     Однако существует у нас и кадровая проблема – офицеры, имеющие большой опыт службы на кораблях и судах флотов, не проявляют желания переводиться в Москву. Причины очевидны: отсутствие какого-либо жилья, неизбежное ожидание его в течение нескольких лет, низкое (по сравнению с коммерческими структурами и структурами, комплектуемыми государственными служащими) денежное довольствие, высокие цены в столице… С гражданским персоналом еще сложнее. Столь скромных окладов, как у служащих управления, нет даже у неквалифицированных рабочих ЖКХ в Москве. А ведь работа в центральном органе военного управления требует особой квалификации и опыта. Поэтому комплектование Технического управления ВМФ – задача, которую приходится решать буквально ежедневно, а каждым офицером и служащим дорожить.
     – Николай Дмитриевич, происходившие в нашей стране различные преобразования сказывались и на Российском флоте. Каким образом на возглавляемом вами управлении отразилась перестройка восьмидесятых годов прошлого столетия? Какими были для него годы девяностые?
     – С уверенностью можно сказать, что ГТУ к середине 80-х годов являлось полноценным центральным органом ВМФ с высоким авторитетом в центре и на флотах и с добрыми традициями. Однако последующие годы стали временем основательной реорганизации органов и системы управления электромеханической службы ВМФ как в центре, так и на флотах. Прежде всего переформировали Управление корабельного оборудования ГТУ ВМФ в Службу материально-технического обеспечения с заметным и совершенно необоснованным сокращением штатной численности. Затем переформировали и само ГТУ ВМФ в Главное управление эксплуатации и ремонта (ГУЭР) ВМФ. В его основу была положена существовавшая до этого структура ГТУ ВМФ с некоторым сокращением численности. Включили в ГУЭР службы ракетно-артиллерийского, минно-торпедного и радиотехнического вооружений, изъяв их из соответствующих управлений, подчиненных начальнику кораблестроения и вооружения ВМФ.
     Все это было сделано с целью улучшения организации комплексного ремонта и технического обеспечения кораблей ВМФ. Однако ГУЭР не могло стать действительно единым органом, отвечающим в комплексе за техническое обеспечение кораблей. Оно не ведало вопросами штурманского вооружения, средств связи и химического хозяйства, которые остались в ведении соответствующих управлений. Службы ракетно-артиллерийская, минно-торпедная и радиотехническая оказались оторванными от заказывающих управлений. Проявились и другие досадные явления.
     В 1993 году службу МТО вновь переформировали в управление, но уже не корабельного оборудования, а с другим названием (МТО). Само ГУЭР снова преобразовали в Главное техническое управление ВМФ. В него вошли: Техническое управление ВМФ; Управление материально-технического обеспечения; оргплановый и финансовый отделы; секретное отделение.
     1 октября 1992 года должность заместителя главнокомандующего ВМФ – начальника ГУЭР ВМФ была упразднена, что вывело ГУЭР (и следовательно ГТУ ВМФ) из непосредственного подчинения главнокомандующему ВМФ. 1 декабря 1994 года Техническое управление ВМФ было переименовано в Управление эксплуатации и ремонта, а Управление материально-технического обеспечения вновь стало Управлением корабельного оборудования и материалов. А с 1 декабря 2006 года Главное техническое управление ВМФ переформировано в Техническое управление ВМФ.
     Разумеется, что при всех штатных и структурных трансформациях, которые не могли проходить безболезненно, неизменной оставалась ответственность наших специалистов за готовность кораблей к решению задач во имя безопасности Отечества. Они всегда душой болели за флот и делали все от них зависящее, чтобы он был достойным России – большой морской державы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex