на главную страницу

11 Июля 2007 года

Мирная миссия-2007

Среда

Преобразившие полигон

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



На переходе между блиндажами начальник инженерных войск 2-й армии полковник Евгений Москвин неожиданно присел, что-то сорвал с низкорослого растения, продемонстрировал находку: на раскрытой ладони лежало несколько ягод спелой земляники.
- А обустройство полигона к предстоящим маневрам мы начинали с расчистки снежных заносов, - задумчиво произнес офицер. - А сейчас впору ягоды собирать…
В контексте рассказа начальника инженерных войск ПУрВО полковника Валентина Марценюка дополнение его помощника отразило колоссальный многомесячный труд солдат и офицеров инженерных войск округа, вложенный в «непаханое поле» Чебаркульского полигона на этапе подготовки к совместному командно-штабному антитеррористическому учению вооруженных сил государств – членов Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия-2007».


     Для начала только цифры: за пять месяцев полигонных работ силами экипажей и расчетов инженерных машин и личным составом подразделений инженерных войск ПУрВО перемещено свыше 6 тыс. кубических метров грунта. Инженерно-позиционные подразделения подготовили 60 километров траншей. На запланированных маршрутах движения войск проложили по бездорожью 100 километров колонных путей. Ввели в эксплуатацию 40 крупных переходов через сложные участки местности – речушки и овраги. Оборудовали для техники около 300 укрытий с перекрытыми щелями. В районах сосредоточения войск и на войсковых пунктах управления сдали «под ключ» свыше 40 блиндажей и укрытий. На делянках военных лесхозов взяли «с корня», вывезли, ошкурили и использовали по назначению 3.000 кубометров леса. И это – лишь часть из перечня выполненных работ.
     А начало всему положил финальный этап боевой подготовки за 2006 учебный год.
     - Именно тогда, - рассказывает начальник оперативно-разведывательного отдела управления инженерных войск ПУрВО полковник Андрей Виноградов, - в ходе планирования мероприятий на очередной учебный год мы просчитали объем возможной загрузки площадей Чебаркульского полигона с учетом предстоящей «Мирной миссии-2007». Стало понятно, что «львиная доля» работ в ходе подготовительного этапа к беспрецедентным в истории округа маневрам ляжет на плечи инженерных войск. Не принять подобный факт во внимание было бы ошибкой. Поэтому ранее спланированный полевой выход частей и подразделений в поля Алкинского гарнизона перенацелили на Чебаркуль.
     В феврале 2007 г. на станцию разгрузки под Чебаркулем прибыл первый эшелон с оперативной группой алкинской инженерно-саперной бригады. Семью десятками специалистов руководил заместитель комбрига подполковник Евгений Швед. Войсковые инженеры быстро разгрузили доставленную с собой технику и, совершив марш в район размещения, приступили к обустройству на открытой местности.
     - И теперь, - акцентирует в беседе внимание полковник Валентин Марценюк, - представьте условия жизнедеятельности моих «пионеров». Температура воздуха ниже 30 градусов. В поле – пронизывающий ветер. Глубина снежного покрова до одного метра. Только на расчистку от заносов будущих площадок под места предстоящего обустройства ушло около трех недель. Под снегом - промерзший грунт. А задач перед нами – целый перечень. Плюс жесткие сроки до дня приема основных сил инженерных войск.
     Разумеется, подчиненные подполковника Шведа приказ выполнили. «Пробили» в снежной толще сеть маршрутов выдвижения к местам выполнения задач. На расчищенных участках местности установили палатки, оборудовали пункты питания, хозяйственную, парковую зоны, построили бани. И в начале марта встретили основные силы инженерных войск округа – две инженерные бригады, инженерно-саперный полк и инженерно-саперные подразделения двух соединений постоянной готовности. Грузовой автотранспорт, землеройная техника, бурильные установки и бульдозеры – свыше 200 единиц - прямо с платформ убывали на рабочие объекты.
     В том же месяце специалисты инженерных войск округа приступили к возведению одного из самых значимых сооружений на будущем учении – КНП на высоте Пашина. Того объекта, откуда за действиями подразделений вооруженных сил государств–участников маневров в августе будут наблюдать руководители и министры обороны стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества.
     - Сложность заключалась в том, что возводить смотровой VIP-объект и трехъярусный наблюдательный пункт пришлось на скальном участке, - продолжает рассказ полковник Марценюк. –Разработку грунта вели взрывным способом. На «рыхление» породы потратили полторы тонны взрывчатых веществ. Формирование облика площадки вели вручную: три недели ломами, кирками, лопатами вгрызались в неподдающийся грунт… Это сегодня на готовый объект, что называется, любо-дорого посмотреть. И только исполнителям известно, каких усилий стоило его появление на свет.
     Без преувеличения, впечатляет своим масштабом и оборудованная военными инженерами площадка, на которой разместился полевой лагерь участников маневров: 400 на 1.000 метров. Лишь немногим ей уступает «платформа» под полевым парком – 400 на 700 метров. Чтобы проложить систему освещения на данных объектах и ряде участков на «зимних квартирах» принимающего «Мирную миссию-2007» соединения, специалистам инженерных войск ПУрВО только под столбы освещения пришлось пробурить свыше 15 тысяч установочных ям. Там же отрывались километры траншей для прокладки сопутствующих жизнедеятельности участников учений инженерных сетей.
     - Бывает, техника не выдерживает чрезмерных эксплуатационных нагрузок, ломается, - дополняет рассказ полковник Евгений Москвин. – А контрактники держатся стойко. Работали в морозы, затем - в распутицу. Не сбивает их с набранного ритма и летняя жара.
     Вообще, о волонтерах, коих в привлеченных к учению инженерно-саперных частях и подразделениях подавляющее большинство, представители штаба инженерных войск ПУрВО отзываются лишь в превосходной степени: профессионалы(!), российские мужики(!). И это без всякого преувеличения. Взять хотя бы рядового контрактной службы Рушана Усманова. Только на счету его команды из 15 военнослужащих - 30(!) оборудованных убежищ на взводы, блиндажи и укрытия для техники с перекрытыми щелями. Причем если касаться возведения малых полевых объектов, то все они выполнены по технологии безврубочной конструкции, то есть без использования скрепляющих скоб и гвоздей. Представьте: укрытие из 5 кубометров леса без единого гвоздя(!).
     Под стать Усманову другая полигонная личность – старший сержант контрактной службы Сергей Сазонов, волонтер, известный в дивизии всем вплоть до комдива. Мужчина 39 лет, с серьезным послужным списком (к слову, недавно проводивший в армию старшего сына), по отзывам офицеров, «Фока – на все руки дока». Это при его активном участии возводился и оборудовался КНП на высоте Пашина.
     Хотя, чему удивляться, если у солдат-контрактников немало положительных примеров в лице непосредственных командиров: комбата подполковника Виталия Михайлова, командира инженерно-дорожной роты инженерно-саперного батальона капитана Александра Романова, командира взвода разминирования старшего лейтенанта Алексея Живодерова, ряда других офицеров. Вот один из ярких примеров в подтверждение. Командир роты разминирования капитан Николай Стрелков, оступившись на объекте, серьезно травмировался. С загипсованной ногой офицер мог на вполне законных основаниях поправлять здоровье в стационаре. Однако, ответственный по натуре капитан российской армии госпитальному койко-месту предпочел поле, вверенные объекты и работу с подчиненными… Ну разве после этого могли его волонтеры исполнять задачи, стоящие перед подразделением, спустя рукава? Ответ однозначен и очевиден.
     - И заметьте, - заостряет внимание полковник Марценюк, - за пять с половиной месяцев экстремального пребывания в поле в адрес командования инженерных войск ПУрВО не поступало жалоб от волонтеров. Ни один из них не изъявил желание прервать контракт в связи с особой тяжестью условий военной службы.
     За истекшие месяцы благодаря ратному совместному труду военнослужащих ПУрВО Чебаркульский полигон заметно преобразился. Уже сегодня это не просто поле с локальными участками для отработки учебно-боевых задач, а глобальный учебный объект, способный одномоментно, без дополнительного инженерного обустройства, принять на своих площадях как отдельно обучаемые воинские коллективы, так и подразделения от различных силовых структур для отработки планов по войсковому взаимодействию. Должную же оценку качеству подготовительного этапа дадут предстоящие августовские маневры «Мирной миссии-2007».

     На снимке: оборудование блиндажа ведут подчиненные старшего лейтенанта Алексея Живодерова.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex