на главную страницу

11 Июля 2007 года

Армия и общество

Среда

Невский «Пятачок»

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Прошедший в Санкт-Петербурге III Международный военно-морской салон (МВМС-2007) стал своеобразной выставкой достижений российских фирм, работающих в области судостроения. Выставочный раздел МВМС-2007, разместившийся на площади более 12.000 кв. метров, стал своеобразным «пятачком», на котором, образно говоря, держали оборону 383 предприятия. Наиболее крупные выставочные стенды развернули ФГУП «Рособоронэкспорт», ЦКБ МТ «Рубин», «Адмиралтейские верфи», ЦНИИ «Электроприбор», Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ЗАО «Транзас» и «Р.Е.Т. Кронштадт», ОАО НПО «Сатурн», Концерн «Гранит Электрон», Концерн «Моринформсистема – Агат».


     На торжественном открытии выставки советник Президента РФ, глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Александр Бурутин отметил, что экспозиции выставки подтвердили высокий потенциал отечественных разработчиков и производителей. Создание ОСК должно обеспечить укрепление позиций России в судостроении.
     При этом руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин, говоря о кардинальной смене курса отрасли, отметил, что «при этом речь идет не об «огосударствлении» судостроительной отрасли, а о концентрации ресурсов». Сейчас в отрасли работают 122 государственных унитарных предприятия и 38 акционерных компаний. По оценке главы Роспрома, «создание такой крупной компании - процесс небыстрый, и мировой опыт показывает, что он занимает несколько лет, но только такая компания способна выдержать конкуренцию». Сегодняшний объем заказов в российской судостроительной промышленности - около 90 млрд. рублей - не вполне соответствует потенциалу отечественных предприятий. После создания ОСК, по прогнозу Б. Алешина, объем заказов с 3—4 млрд. долларов к 2020 году должен выйти на отметку 10 млрд. и выше.
     В настоящее время разрабатывается стратегический план, который по своему содержанию будет достаточно амбициозным. Для выполнения задач предстоит изменить философию судостроения. В настоящее время, говоря об успехах корабелов, в качестве примеров называются объемы переработанного сырья. Пришло время говорить об использовании высоких технологий, соответствующих мировому уровню судостроения. Наиболее интересными проектами в этом направлении считается строительство новых сухих доков на «Северной верфи» и Дальнем Востоке.
     
«Стерегущий» «Тигр»

     Современные тенденции развития военно-морских сил характеризуются оснащением их надводными кораблями классов корвет и фрегат. Их роль возросла за счет создания высокоточного оружия нового поколения. Теперь им по силам задачи, ранее выполнявшиеся кораблями большего водоизмещения. По экспертным оценкам, около 25 процентов мирового рынка надводных кораблей в ближайшие 10—15 лет займут корветы. В настоящее время общее количество кораблей этого класса в военно-морских силах более 200 единиц. Их стоимость в зависимости от комплектации на мировом рынке колеблется от 120 до 150 млн. долларов. По экспертным оценкам в ближайшие годы на мировой рынок будет предложено 90 корветов на общую сумму 9,5 млрд. долларов. Ежегодная потребность в кораблях этого класса составит 1,2—1,3 млрд. долларов.
     Hа выставке был представлен построенный «Северной верфью» корвет «Стерегущий», который в конце этого года войдет в боевой состав Военно-морского флота России. Программой кораблестроения на период 2010—2015 годов по заказу ВМФ России запланировано строительство 20 корветов проекта «Стерегущий». Генеральный директор ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» Андрей Фомичев особо отметил, что построенный корвет служит подтверждением способности предприятия и всей Объединенной судостроительной компании работать с использованием высоких технологий на оборудовании, соответствующем всем мировым требованиям. Завод готов, выполняя гособоронзаказ по строительству корветов, выпускать их и для инозаказчиков.
     

     
Тактико-технические характеристики корвета проекта 20382 «Тигр»

     Экипаж, чел. 100
     Длина, м 104,5
     Ширина, м 13
     Водоизмещение, т около 2.200
     Суммарная мощность редукторных установок, кВт 17.140
     Максимальная скорость, уз.
     - на дизельной главной энергетической установке 26-27
     - на газотурбинной главной энергетической установке более 30
     Экономичная скорость, уз. 14
     Дальность плавания на экономическом ходе, миль не менее 3.500
     Время автономности, сут. до 30
     Мореходность корабля без ограничений
     Эффективное применение вооружения, баллов до 5
      (включительно)
     

     В создании корвета приняли участие более 70 научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий России. Разработчики использовали новейшие решения по уменьшению физических полей корабля. Удалось значительно снизить радиолокационную заметность корабля за счет применения в качестве материала надстройки трудногорючих теплопластиков со свойствами радиопоглощения, а также за счет архитектурной компоновки корпуса и надстройки - размещения антенных постов внутри радиопрозрачных башенных мачт. Всего в проекте «Стерегущий» внедрен 21 патент, выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ.
     «Стерегущий» для ВМФ России стал принципиально новым кораблем. На первом этапе испытаний в 2006 году корвет подтвердил высокие мореходные и маневренные качества, заложенные в проект. По оценке экспертов, «Стерегущий» можно по праву считать первым российским кораблем ХХI века.
     Презентация его экспортного варианта – корвет проекта 20382 «Тигр» вызвала большой интерес со стороны зарубежных экспертов и потенциальных заказчиков. По оценке первого заместителя генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимира Пахомова, «Тигр» позволит увеличить портфель заказов компании до 6 млрд. долларов.
     Рассказывая о проекте «Тигр», генеральный директор – генеральный конструктор ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» Александр Шляхтенко пояснил: созданный корвет - это многоцелевой корабль со сбалансированным составом вооружения. Ударные, ракетные, противовоздушные, противолодочные, противокорабельные комплексы и наличие на борту корабля вертолета Ка-27 или Ка-31 фирмы «Камов» позволяют ему эффективно решать широкий круг задач на море. Корвет по своим тактико-техническим характеристиками и боевым свойствам на порядок превосходит уже существующие аналогичные корабли.
     
Для любых сценариев боя

     ЦМКБ «Алмаз» в проекте «Тигр» воплотило самые современные и новейшие достижения кораблестроительной науки. Корабль спроектирован как оптимальная базовая платформа под различные составы вооружения. Компоновочная схема боевых средств позволяет оптимально использовать оружие в различных боевых ситуациях. Особенностью проекта стала возможность устанавливать комплексы вооружения по желанию заказчика. При этом конструктивные основные решения корвета не нарушаются. Для обеспечения непотопляемости корабль разделен на 9 водонепроницаемых отсеков.
     Для поражения надводных кораблей устанавливается ракетный комплекс «Уран-Э». Его можно заменить комплексом с вертикальными пусковыми установками «Яхонт». Другой вариант – «Клаб-Н», ракеты которого способны поражать береговые комплексы, выполняя полет с огибанием рельефа местности. Они имеют сверхзвуковую скорость на конечном участке траектории полета.
     Самооборону корабля от крылатых ракет, а также обстрел малоразмерных целей обеспечивает размещение различных средств ПВО. Основным вариантом считается установка на корвет ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан-М». Возможно оборудование «Тигра» комплексом «Риф-Н». Он способен обстреливать до 6 воздушных целей на дальности до 120 км, на высотах от 10 м до 20 км. Для этого используется 12 ракет 48Н6Е, унифицированных с известной системой С-300ПМУ1. Для поражения малоскоростных воздушных целей помимо 8 комплексов «Игла» могут применяться две 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-630М.
     Для обеспечения огневой поддержки десанта, а также выполнения ряда других задач на корвете устанавливается современный корабельный артиллерийский комплекс А-190М с системой управления стрельбой «Пума». Боекомплект – 332 снаряда калибра 100 мм.
     Не секрет, что в настоящее время на морских просторах процветает пиратство. Борьбу с так называемыми представителями «Веселого Роджера» корабль может успешно вести, используя две морские тумбовые пулеметные установками калибра 14,5 мм.
     Имеется у «Тигра» противолодочное и противоторпедное вооружение. Оно представлено малогабаритным противолодочным комплексом «ПАКЕТ-Э» с антиторпедами.
     Разработчики проекта просчитали для инозаказчика не только различные варианты вооружения. Аналогичная работа проведена и по главной силовой установке корабля. Это стало возможным благодаря созданию морского газотурбинного двигателя (ГТД) 4-го поколения М75РУ мощностью 7.000 л.с. Его разработчик Научно-производственное объединение «Сатурн», по мнению военных экспертов, обеспечил выход Военно-морского флота России на качественно новый уровень. К тому же сегодня в мировом кораблестроении невозможно рассчитывать на успешную реализацию проекта без ГЭУ на ГТД. Она дает кораблю более высокие скоростные и маневренные характеристики по сравнению с установкой на дизельных двигателях.
     По желанию заказчика могут быть рассмотрены другие варианты вооружения корабля и комплектующего оборудования. Вот почему корвет проекта «Тигр» можно по праву считать кораблем для любых сценариев боя. ФГУП «Рособоронэкспорт», «Северная верфь» и ЦМКБ «Алмаз» готовы к взаимовыгодному сотрудничеству с иностранными покупателями.
     
О перспективах сотрудничества

     Презентация корвета проекта 20382 «Тигр» и его главная особенность – модульность всех систем корабля стала своеобразным стержнем МВМС-2007. Авторитет салона и у зарубежных производителей растет, а после появления на рынке вооружения новых российских проектов он станет для них еще более привлекательным. На салоне можно было ознакомиться с экспозициями иностранных фирм: BrahMos Aerospace (Индия), Thales (Нидерланды), Zeiss Optronik GmbH, MAN Diesel SE, MARLOG, MTU Friedrichshafen GmbH, Raytheon Anschыtz GmbH, RELIUS, RENK Aktiengesellschaft, Sauer & Sohn Maschinenbau GmbH, Stankiewicz GmbH, Bfa, Gabler, GOM mbH, Amphenol Air LB GmbH (Германия), Systems S.A. (Греция), Spec Tec (Кипр), Formica IKI Oy (Финляндия), IXSEA, SOURIAU (Франция). Иностранные компании ищут покупателей и партнеров, в том числе и на российском рынке кораблестроения.
     Прозвучали на МВМС-2007 предложения, которые заставили и российских производителей взглянуть на рынок морского вооружения под новым ракурсом. Впервые для участия в салоне в Санкт-Петербург прибыл фрегат УРО «Бланс Де Лезо» ВМС Испании. Как заявили первый заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Пахомов, испанская сторона выступила с предложением по реализации проекта для третьей страны. При совместном строительстве военного корабля предлагается размещать на нем российские системы и комплексы вооружения.
     В случае принятия положительного решения одним из наиболее вероятных участников в этом проекте, по мнению специалистов, станет производственное объединение «Туламашзавод». Его продукция во всем мире признается одной из лучших в мире.
     Традиционная сфера деятельности предприятия - выпуск артиллерийского вооружения кораблей различных типов: 30-мм установки АК-306, АК-630М, а также уникальный ракетно-артиллерийский комплекс (РАК) «Каштан». Производство малокалиберных 30-мм комплексов в настоящее время является одним из самых массовых. Эти комплексы устанавливаются на надводные корабли всех классов - от патрульных катеров до авианесущих крейсеров.
     При реализации проекта, предлагаемого испанской стороной, наиболее важным считается модульный принцип построения комплекса «Каштан». Он позволяет устанавливать РАК на различные типы кораблей – от ракетных катеров (водоизмещением более 500 тонн) до авианосцев. Высокая устойчивость боевого модуля достигается за счет применения интегрированной системы управления, использования каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.
     Такой же высокий экспортный потенциал имеет 30-мм автоматическая артиллерийская установка АК-630М, выпускаемая ПО «Туламашзавод». Артиллерийский комплекс АК-630М в качестве средства самообороны кораблей позволяет поражать воздушного противника на наклонной дальности до 4.000 м, а уничтожение плавающих морских мин – на дистанциях до 5.000 м.
     Огневая мощь комплекса демонстрировалась на полигоне Ржевка. При этом не меньшее внимание иностранные делегации уделили статической экспозиции ПО «Туламашзавод». По оценке экспертов, потенциальные заказчики весьма серьезно отнеслись к заявлениям, прозвучавшим на презентации корвета «Тигр», и предложениям испанской делегации. Судя по всему, делегации из юго-восточных стран, как говорится, просчитывали варианты. Надо добавить, что на МВМС-2007 демонстрировалась оптико-электронная система прицеливания для АК-630М, которую разработало ФГУП «КБ ТОЧМАШ им. А.Э. Нудельмана». Она на порядок повышает эффективность применения комплекса, а значит, и возрастает интерес потенциальных заказчиков.
     
Морской тренаж

     

     
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-М»

     Зоны поражения, м
     по дальности:
     ракетным вооружением 1.500-8.000
     артиллерийским вооружением 500-4.000
     по высоте:
     ракетным вооружением 5-3.500
     артиллерийским вооружением 5-3.000
     Время реакции, сек 6-8
     Количество одновременно обстреливаемых целей
     (в зависимости от числа боевых модулей) 1-6
     Темп стрельбы, выстр./мин 10.000
     Боекомплект состоит, ракет 32
     

     На выставке была хорошо заметна тенденция отечественных производителей по выполнению перспективных разработок с учетом мировых требований. К их числу относят обеспечение тренажерной базы.
     Наибольший интерес вызвала экспозиция компании «Р.Е.Т. Кронштадт» и демонстрация тренажера «Лагуна». Фирма принимает участие в создании комплексных тренажеров для подготовки экипажей фрегатов проекта 11356, эскадренных миноносцев проекта 956, больших противолодочных кораблей проекта 1155, ракетных катеров проекта 1241.
     А как же быть с подготовкой подводников? Тренажеры для их обучения имеются. Один из таких тренажеров на МВМС-2007 демонстрировало ОАО «Концерн Моринформсистема – Агат».
     Комплексный тактический тренажер корабельного боевого расчета предназначен для отработки совместных действий экипажа в различных тактических ситуациях. Он состоит из поста руководства обучением и учебного командного поста. Тренажер имеет имитаторы гидроакустического, радиолокационного комплексов. Они позволяют обучать операторов, а также отрабатывать взаимодействие в боевом расчете. Обеспечивается подготовка команды, а средства контроля тренажера записывают все действия обучаемых в ходе тактической тренировки. Благодаря этому по окончании тренировки можно проанализировать действия экипажа и разобрать допущенные ошибки. Как пояснили специалисты фирмы, в настоящее время тренажер проходит опытную эксплуатацию в одном из учебных центров ВМФ России.
     Концерн продолжает работы по созданию как специализированных, так и тактических тренажеров, предназначенных для практической подготовки экипажей подводных лодок и надводных кораблей различных классов в условиях учебных центров с целью формирования устойчивых навыков по комплексному использованию оружия, радиоэлектронных и технических средств.
     В заключение хочется еще раз отметить, что российские фирмы имеют хороший потенциал для эффективной работы. Остается надеяться, что разработка программы по выводу отрасли из кризиса не затянется и Россия непременно вернет утраченные позиции на мировом рынке.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex