на главную страницу

11 Июля 2007 года

Лига чемпионов

Среда

Наш человек на Джоиолунгме

Максим ШАКИРОВ.
Фото автора.



     
Люди


     Не могу подробно рассказать о каждом участнике нашей команды только потому, что любой из теперь уже родных мне людей достоин как минимум отдельной статьи. Среди нас были такие, для кого эта экспедиция была уже не первой попыткой штурма Эвереста. Для американца Билла она стала второй, для ирландки Ханны – третьей... Поражало их упорство и целеустремленность в достижении мечты. Ведь они, как, впрочем, и россиянка Людмила Коробешко, не понаслышке знали о всех трудностях изнурительного двухмесячного экспедиционного марафона. Для шерпов, многие из которых не один раз поднимались на вершину Земли, это вообще ежегодная работа. Но они, как и наши российские гиды Александр Абрамов и два Сергея - Ларин и Кофанов, хотя бы уже бывали на вершине... В общем, не понятно, кому было морально тяжелей, а кому легче перед решающим выходом.
     Помимо того, на многих из нас лежал груз, если можно так выразиться, обязательств. У кого-то перед самим собой, а кто-то, помимо личных целей, выполнял еще и некую миссию.
     Исрафил Ашурлы. Азербайджанский спортсмен до экспедиции на Эверест взошел на шесть из семи высших точек континентов нашей планеты. Престижнейшая в мировом альпинизме «коллекция» 7 Вершин для Исрафила завершилась «главной» Горой - Эверестом. Он стал первым азербайджанцем, взошедшим на высшую точку планеты, и установил 19 мая на отметке 8.848 метров флаг своей страны. Теперь его мечта – получить звание «Снежный барс», для чего осталось взойти на два из пяти семитысячников бывшего СССР.
     Андрей Иванов. Он вот уже четверть века занимается карате-кекусинкай и на своей родной Камчатке избран президентом местной федерации этого вида спорта. 20 мая на вершину Эвереста Андрей поднял флаг Российского союза боевых искусств и, облачившись в свой пояс, сделал несколько движений като. Как и обещал в начале экспедиции (а он уполномочен это делать), Андрей присвоил каждому из нашей команды, кто добрался до вершины, 8-й «кю» – синий (почетный) пояс по карате-кекусинкай.
     Сергей Кофанов. Поднявшись 21 мая прошлого года на Джомолунгму, Серега стал самым молодым (28 лет) российским альпинистом, дошедшим до вершины. Мастер спорта по альпинизму и профессиональный (а еще и прирожденный) гид, он 19 мая этого года при спуске с Эвереста (в лагере 8.300 м), случайно наткнувшись на умирающего итальянца, оказал ему помощь и помог выбраться из «зоны смерти». (Так в альпинизме называется все, что находится выше 8 километров.)
     
Решающий выход

     9 мая праздновали День Победы, причем два раза. На обед к нам приезжали российские мотоциклисты одного московского эндуро-клуба (они совершали пробег на мотоциклах от тибетского города Лхаса до столицы Непала - Катманду), а вечером к нам в гости пришли американцы из соседнего лагеря. За Победу! И за то, чтобы нас пустила и, главное, отпустила Гора! Вобщем, за удачу!
     Следующий день полностью был посвящен сборам, а 11 мая мы отправились вверх. Странное, томящее где-то под ложечкой чувство: прощально смотришь на палатку и думаешь, когда и как сюда вернешься. Мысль, что можешь и не вернуться, отгоняется прочь.
     Ну, с Богом! 12 мая, после ночевки в промежуточном лагере, доходим до высотного. По дороге думаю о том, что пройденный уже вверх путь повторять не придется (по крайней мере, в этом сезоне), и на душе становится теплее.
     13, 14 и 15 мая были посвящены окончательной подгонке высотного снаряжения, проверке кислородного оборудования и укладке рюкзаков. Укладывать рюкзак для вершинного выхода – то еще занятие. Важно не забыть положить главное. У меня главного было многовато: две видеокамеры с тремя аккумуляторами, фотоаппарат, запасные батарейки, большой флаг Сочи-2014, который как талисман будет доставлен потом в Гватемалу, и два маленьких флага Сочи-2014, которые останутся на вершине, микрофон (на вершине почти всегда ураганный ветер, и услышать потом на пленке голос можно, только если говоришь в микрофон). Помимо вышеперечисленного надо не забыть жизненно необходимые для восхождения на Эверест вещи. Это страховочная обвязка с тремя карабинами и устройством для подъема по перильным веревкам (жумар), «кошки» (металлические пластины с шипами специальной конструкции, необходимые для подъема по скользким участкам), кислородное оборудование (маска, похожая на крупный респиратор, редуктор и кислородный баллон), термос, запасные рукавицы и носки…
     16 мая первая группа нашей экспедиции вышла на штурм вершины.
     По плану руководителя экспедиции Александра Абрамова вторая группа выходит днем позже и идет по нашим следам. По этому же плану каждый участник восхождения начинает использовать кислород с лагеря 7.050 м (Северное Седло), расходуя ночью 0,5 литра кислорода в минуту, а на переходах – 2-3 литра. Согласно тактике восхождения команды не должны пересекаться в высотных лагерях – там просто нет места для двух команд. В каждой команде по пять восходителей, по пять шерпов, каждый из которых «прикреплен» к своему «клиенту», и по три гида, которые принимают решения в случае какой-либо нештатной ситуации. Итого в каждой группе по 13 человек. Каждую группу можно сравнить с космическим экипажем, и это корректное сравнение: выше 8 километров – это уже фактически космос.
     Небольшое отступление. В нашей стране людей, взошедших на Эверест, менее ста, а космонавтов уже более двухсот.
     17 мая после ночевки в лагере 7.050 м мы выходим в лагерь 7.900 м. Со вчерашнего дня начались нестыковки, без которых не обходится, наверное, ни одна экспедиция. Поднявшись на Северное Седло, мы недосчитались двух палаток – их просто раздавило снегом. Но это так, цветочки, как говорится, в пределах допустимого.
     Переход от 7.050 м до 7.900 м прошел легче, чем предыдущий акклиматизационный выход до отметки 7.700 м. И все это благодаря кислороду. Дошли! Многие из нас впервые на такой высоте. Но все держатся бодряками. У меня начались проблемы – сильно натер пятки. Странно, я уже достаточно походил в этих ботинках, но это, видимо, «плата» за Гору. Пока цена приемлема. Я «забываю» о ногах. Фантастический закат, сон. Главное и самое трудное испытание впереди.

     На снимках:
     Андрей ИВАНОВ.
     Тропа альпиниста
     Сергей Кофанов.
     Исрафил Ашурлы.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex