на главную страницу

13 Июля 2007 года

Армия и общество

Пятница

СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



13 июля исполнилось бы 85 лет со дня рождения генерал-полковника Петра Степановича Плешакова. Это был уникальный человек, внесший огромный вклад в развитие оборонной промышленности нашей страны. Достаточно сказать, что во многом благодаря и его деятельному участию в нашей стране создана и несет боевое дежурство в составе РВСН система предупреждения о ракетном нападении (СПРН), являющаяся важнейшим элементом в реализации концепции сдерживания, лежащей в основе обеспечения военной безопасности России.

     Рассказывать о жизни Петра Степановича Плешакова - министра радиопромышленности СССР в 1974-1987 годах - то же самое, что вспоминать о целой эпохе. Раскрыть его личность в полном масштабе могут только люди, работавшие рядом с ним и принимавшие участие в решении задач общегосударственного значения.
     Будущий министр родился 13 июля 1922 года в крестьянской семье в деревне Красный Октябрь Тамбовской области. В конце 1920-х годов семья переезжает в Москву. После окончания школы Петр поступает в Московский институт инженеров связи. Когда началась Великая Отечественная война, при МИИСе был открыт отдельный военный факультет связи Красной Армии, и Плешаков переводится туда слушателем радиоотделения. По итогам аттестации его отметили как одного из лучших на факультете.
     В конце войны Петра Степановича направляют в научно-исследовательский институт связи Красной Армии (НИИС), он неоднократно командируется в действующую армию в качестве представителя Главного управления связи Красной армии. За успешное выполнение работ по обеспечению радиосвязи 2-го Белорусского фронта с Генштабом Плешакова награждают медалью «За боевые заслуги».
     После войны он возвращается в НИИС. В начале 1950-х создается 5-е Главное управление Военного министерства СССР для координации работ в области радиолокации, которые проводятся по заказам видов Вооруженных Сил. Плешаков получает назначение в это управление, за которым закрепляется тематика радиотехнической разведки и радиопротиводействия. Петр Степанович изучает все сделанное в промышленности по этой тематике. Тесно сотрудничает со специалистами ЦНИИ-108, часто посещает институт.
     Во время необъявленной войны в Корее Плешаков с группой специалистов дважды выезжает туда в образе «китайского добровольца» для испытаний аппаратуры радиотехнической разведки в боевых условиях. Испытания прошли успешно. Именно тогда у него появляется мысль о создании авиационных комплексов, способных вести радиотехническую разведку и одновременно на основе полученных данных обеспечивать наведение ракет и уничтожение РЛС противника.
     Плешаков подает рапорт о переводе его в ЦНИИ-108 и в 1952 г. начинает там трудиться в должности начальника лаборатории. Одной из первых работ, выполнение которой он возглавил уже в качестве главного конструктора, было создание первой отечественной широкодиапазонной авиационной станции радиотехнической разведки «Ромб-1», впоследствии длительное время находившейся на вооружении. Работая в автоматическом режиме, она позволяла не только с высокой точностью определять координаты наземных радиолокационных средств в широком диапазоне частот, но и фиксировать их основные характеристики. Размещалась станция в двух контейнерах на крыльях скоростного бомбардировщика Ил-28.
     В то же время Петр Степанович внимательно следил за развитием корейской войны. В небе Северной Кореи и Китая шло жесткое противоборство советских истребителей МиГ-15 и американских «Сейбров». Было установлено, что одной из причин потерь наших летчиков является возможность беспрепятственного захода «Сейбров» с помощью бортовых радиоприцелов в хвост МиГам. В инициативном порядке совместно с группой инженеров лаборатории Плешаков в сжатые сроки разрабатывает аппаратуру оповещения летчика об атаке со стороны задней полусферы. Экстренно готовится опытная партия и направляется в действующие части. Результаты ее эксплуатации в боевых условиях подтвердили высокую эффективность аппаратуры, и она незамедлительно передается в серийное производство.
     Под руководством Плешакова была выполнена также работа по созданию первых отечественных авиационных ракетных комплексов с системами пассивного обнаружения и самонаведения ракет на излучающие радиолокационные цели. В результате армия получила ударные комплексы с неизлучающими (пассивными) головками наведения большой дальности действия для уничтожения работающих РЛС. Они размещались на самолетах Ту-16КП и Ту-22П и в течение многих лет исправно служили нашей авиации.
     Накопленный опыт, а также бурное развитие космической техники позволили Петру Степановичу прийти к идее возможности ведения радиотехнической разведки и наблюдения за обстановкой на земном шаре из космоса. Его предложения были поддержаны. Теперь на него замыкаются не только узловые научно-технические проблемы, но и проблемы создания внешней кооперации из предприятий различных ведомств, в первую очередь предприятий ракетно-космической тематики. Самоотверженный труд, энергия и целеустремленность Плешакова были замечены в оборонном ведомстве. В 1958 г. его назначают директором ЦНИРТИ (ЦНИИ-108) - особого института. Именно здесь зарождались основы отечественной радиолокации.
     Из стен Центрального научно-исследовательского радиотехнического института вышло немало крупных руководителей различных ведомств и предприятий оборонной промышленности. Ученые и высококвалифицированные специалисты становились генеральными и главными конструкторами, руководителями гигантских перспективных тематических направлений в родственных предприятиях: ЦКБ «Алмаз» -
     А.А. Расплетин, Б.В. Бункин, Т.Р. Брахман; «НИИДАР» - В.П. Сосульников, ВНИИ телевизионной техники - Н.Г. Моисеев и многие другие. Работая с такими выдающимися учеными, конструкторами в течение ряда лет лет, Плешаков многому научился у них.
     О многом говорит и, например, такой случай, произошедший в бытность его членом Государственной комиссии, контролирующей подготовку и пуск ракет, выводящих на орбиту спутники с аппаратурой. Ракета подготовлена к пуску со спутником, в котором смонтирована аппаратура института, но последняя проверка выявляет неисправность в ней. Как быть? Откладывать пуск - значит, разряжать ракету: Плешаков, не привлекая никого, сам взбирается на изделие и устраняет неисправность. Ракета сохранена, пуск произведен, спутник вышел на заданную орбиту, поток информации пошел на приемный пункт...
     В 1953 г. США и СССР создают первые баллистические ракеты, готовятся к испытаниям межконтинентальные баллистические ракеты как средство доставки этих зарядов. Как следствие, Москва и Вашингтон начинают работы по созданию противоракетной обороны. 4 марта 1961 г. советский экспериментальный комплекс ПРО системы «А» впервые в мире осуществляет перехват и поражает головную часть баллистической ракеты-мишени Р-12.
     По инициативе Петра Степановича и при его непосредственном участии проводятся опытно-конструкторские работы. В ходе них в Советском Союзе впервые создаются и испытываются в натурных условиях экспериментальные образцы средств радиолокационного подавления ПРО. В ЦНИИ-108 создается подразделение, специализирующееся на разработке средств и комплексов РЭП противоракетной обороны. Эксперты отмечали, что одним из решающих факторов, способствовавших подписанию Договора 1972 г. между СССР и США по ПРО, как раз и явились работы института по оснащению стратегических ракет средствами преодоления ПРО.
     Радиоэлектронную промышленность в те годы (1954 - 1974) возглавлял Валерий Дмитриевич Калмыков - человек широкого кругозора и государственного мышления, один из талантливейших руководителей и организаторов промышленности и науки. Он построил структуру госкомитета, а затем Министерства радиопромышленности так, чтобы каждый заместитель отвечал за группу направлений развития техники конкретно, а не руководил «вообще». И привлекал на руководящие посты в своем комитете, а затем в министерстве только крупных специалистов, глубоко знающих дело. Именно таким специалистом был его первый заместитель Петр Степанович Плешаков. Его деятельность в новой должности показала, насколько правильно был сделан выбор. В связи с частыми болезнями министра Плешаков возглавлял ведомство, глубоко вникая в работу всей отрасли. Так что, когда в марте 1974 г. после продолжительной болезни Калмыков умер, у аппарата оборонного отдела ЦК КПСС и ВПК Президиума Совета Министров СССР была единая точка зрения - назначить министром радиопромышленности Плешакова.
     Природное чутье, глубокие знания, широкий кругозор и способность анализировать и принимать стратегические решения позволили Петру Степановичу сделать Минрадиопром катализатором технического прогресса в стране. Тот период совпадает с началом международных переговоров по разоружению, которые проходили в Швейцарии и в Австрии и завершились подписанием соответствующего соглашения по ОСВ-1. Плешаков активно участвовал в них как эксперт.
     Именно на тех переговорах была сделана фотография, которую потом увидели в одном из номеров американского журнала «Elerctronics» в 1981 г. На фотоснимке запечатлен американский генерал, командир стратегического командования ВВС на авиабазе Хэнском, в своем кабинете, в котором большое место занимал крупный портрет Петра Плешакова. В комментарии были процитированы слова хозяина кабинета: «Для того чтобы быть постоянно в форме, я ежедневно должен видеть лицо своего главного противника, только тогда я могу по-настоящему работать». Американские военные хорошо представляли себе роль министра радиопромышленности в системе стратегической обороны СССР. Именно это обстоятельство, очевидно, послужило поводом министру обороны США Р. Макнамаре назвать Плешакова одним из наиболее опасных и в то же время компетентных противников в списке деятелей нашего военно-промышленного комплекса периода «холодной войны».
     Став министром, Плешаков в короткий срок облетел весь Советский Союз, посетил большое количество предприятий, на которых ранее не бывал, познакомился с коллективами, руководителями областей и республик. Петр Степанович понимал, что без их поддержки и помощи развитие отрасли невозможно. Для выполнения задания ЦК КПСС и Совмина по реорганизации Минрадиопрома, расширению его научной базы и созданию новой, производственно-технологической, он принимал решительные меры и в аппарате министерства, и в проектных институтах. Он был бессменным руководителем Межведомственного совета по противоракетной обороне страны, где работали такие выдающиеся ученые и конструкторы, как Ю.Б. Харитон, Е.П. Велихов, Г.В. Кисунько, А.Г. Басистов, Б.В. Бункин, А.И. Савин.
     С назначением Плешакова министром стали заметно возрастать объемы производства, а это потребовало наращивания темпов строительства, создания предприятий, мощностей под новейшие разработки оборонной техники и товаров народного потребления. Под личным контролем министра в Ижевске возводится завод цветного литья, в Ярославле - завод по выпуску стандартного оборудования. Его инициативой явилось и строительство завода-автомата в НПО «Алмаз». Жаль только, что из-за проблем с поставкой оборудования объект строился с трудом, а «перестройка» и вовсе похоронила грандиозный проект. В общей же сложности для создания новой научно-производственной базы отрасли было построено более 30 заводов НИИ и КБ.
     Известно, насколько глубоко Петр Степанович разбирался в вопросах технологии радиоэлектронных производств. Вот лишь один пример. В 1985 г. он выехал в Японию для ознакомления с производством радиоэлектронных средств. Японцы удивлялись тому, какие вопросы задавал им Плешаков: мол, такими знаниями обладают специалисты, а не министры, министр - это политик, менеджер, а тут министр-специалист, министр-инженер. Да, он был именно министром-специалистом.
     Важным моментом в своей работе Плешаков считал контроль исполнения госзаказов на уровне конечных изделий, особенно это относилось к этапам натурных испытаний на полигонах Минобороны. В то время, в частности, в области авиации они шли под контролем главкома ВВС Павла Степановича Кутахова, министра авиационной промышленности Ивана Степановича Силаева и министра радиопромышленности Петра Степановича Плешакова. Этот «тройственный союз» давал большой оперативный успех, так как прямо на месте испытаний на высоком уровне решались многие организационно-технические вопросы.
     Петр Степанович был одним из инициаторов создания системы государственного опознавания «свой - чужой». Она ведет свою историю еще со времен Великой Отечественной войны. Принципиальным ее недостатком было небольшое количество кодов (несколько десятков), заложенных непосредственно в аппаратуру. При попадании ее в руки противника вся система госопознования страны дискредитировалась, что давало возможность чужим самолетам относительно легко проникать на территорию нашей страны. Средства ПВО в этом случае оказывались как бы «слепыми». В то же время статистика показывала, что каждые 3-4 года аппаратура по разным причинам попадала к вероятному противнику. После каждого такого случая приходилось срочно модернизировать все средства РЛО и переоснащать ими все объекты вооружения.
     Председателем оперативной группы по созданию новой системы опознования назначили Плешакова. В 1970 г. она уже была предъявлена к испытаниям, а через восемь лет принята на вооружение. Задача по исключению дискредитации системы при попадании аппаратуры в руки противника была решена. Работа удостоена Ленинской премии.
     В целом же годы руководства Плешаковым радиопромышленностью отмечены масштабными проектами на многих научно-технических направлениях, в том числе в области вычислительной техники. Так, в Институте точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева широким фронтом шли работы над созданием многопроцессорного вычислительного комплекса «Эльбрус-2» (главный конструктор - В.С. Бурцев). К началу 80-х годов область автоматизации проектирования отдельных программ превращается в мощную силу, интегрирующую науку в производство.
     Министерством решались не только военные задачи. Было развернуто производство товаров народного потребления. Требовались серьезные капиталовложения. Чтобы убедить высшее руководство страны в необходимости этого, Петр Степанович организует специальную выставку, на которой демонстрируются результаты деятельности министерства и были задачи, которые предстоит решить. Маневр удался: председатель Совмина А.Н. Косыгин, планировавший провести на выставке полчаса, пробыл там целый день. В результате активной наступательной деятельности Плешакова производственные мощности министерства за 5 лет были удвоены.
     За создание уникальных образцов новой радиолокационной техники Петр Степанович Плешаков удостоен Ленинской премии, дважды награжден Государственной премией. Его именем названы улицы и учебные заведения в Москве, Челябинске, Дагестане и на родине. Его имя носит одно из объединений радиопромышленности. И еще не один год 11 сентября, в день памяти Петра Степановича, на Новодевичьем кладбище, где он похоронен, будут собираться те, кто помнит и уважает этого человека, для которого судьба и Родина были действительно едины.
     На снимке: Многие советские летчики, участвовавшие в войне в Корее, обязаны жизнями техническому гению Плешакова.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex