на главную страницу

17 Июля 2007 года

Армия и общество

Вторник

ПО НЕМУ СКУЧАЕТ ВЫСОТА

Игорь БАЛАШОВ, «Красная звезда».



     Затертая до дыр фраза: «Преданность делу». Но тут без нее не обойтись, поскольку она как нельзя лучше выражает сущность характера командира 1-й эскадрильи прославленного гвардейского истребительного авиационного полка имени Александра Покрышкина ВВС и ПВО Балтийского флота летчика 1-го класса гвардии подполковника Сергея Каинова. В данном конкретном случае – преданность небу.
     …Перед ним, сколько он себя помнит, никогда не стояла проблема выбора профессии. Отец, Евгений Константинович, входил в состав сборной Советского Союза по высшему пилотажу на спортивных самолетах в 1970-х годах, и для Сергея не было большего удововольствия, чем попасть на аэродром, посидеть в кабине настоящего самолета. Словом, к запаху керосина и прочим присущим только самолетам «ароматам» он привык с детства и свое будущее без неба он уже не мыслил. Успешно окончил Армавирское высшее военное авиационное училище в 1987 году, попал служить в 6-ю отдельную армию ПВО, авиационная часть дислоцировалась рядом с бывшим царским курортом Хаапсала в Эстонии. На крыло встал быстро, летал много и с удовольствием. Ну, а потом пришли роковые 90-е… Едва успел переучиться на Су-27 в 92-м, как пришел приказ о переводе в Калининградскую область. Хотя какой там перевод, это было больше похоже на поспешное бегство. Но так или иначе военная судьба накрепко связала его с судьбой полка имени Александра Покрышкина, который, пожалуй, имеет самые богатые боевые традиции среди аналогичных частей ВВС страны. Именно в его рядах воевал во время войны прославленный ас. Но этот факт не спас полк от «катка реформ» Вооруженных Сил тех лет. Вместе с ним Сергей Каинов прошел через все испытания на прочность и преданность небу, которые, увы, выдержали далеко не все.
     Нет, поначалу все складывалось удачно. В середине 90-х, когда еще был велик задел советских времен, служба была трудная, но интересная. Несколько раз в месяц вылетали на перехват воздушных целей, предотвращая нарушения Государственной границы страны. Особо нахально вели себя датчане, вспоминает Сергей. Ставил его на крыло ныне заместитель командира полка гвардии подполковник Аркадий Молчанов, а в ту пору наставник и ведущий. Был случай, когда он в одиночку на Су-27 предотвратил нарушение государственной границы парой датских Ф-16, выполняя боевое маневрирование. «Датская парочка» дала слабину и убралась восвояси. А потом советский задел иссяк, полк прочно осел на земле, и над ним нависла угроза расформирования. О той ситуации приходилось писать на страницах «Красной звезды». Трудно сказать, что сыграло тут свою роль: то ли здравый смысл возобладал, то ли заступничество влиятельных лиц в стране, в том числе и мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, но полк остался в строю. Номинально. Поскольку техника выработала свой ресурс, а новая не поступала. А тут еще пришел приказ о передислокации на новое место базирования, на заброшенный было аэродром с почти разрушенной инфраструктурой. Технику-то перебазировали. А жилье, служебные помещения? Все осталось на прежнем месте. Каждый день личному составу полка приходилось добираться до нового места службы, расположенного в 50 километрах от дома, на чем угодно – на служебном транспорте, которого на всех не хватало, и на личном.
     Чего скрывать, далеко не все выдержали эту перетряску. В запас ушло немало опытных летчиков. Но и в этой ситуации Сергей и мысли не допускал о том, чтобы снять погоны. С началом нового века ситуация стала меняться к лучшему. Во всяком случае с боеготовностью. Ремонтировалась техника, с других флотов прилетали летчики, «вывозили» (так положено после долгого сидения на земле) покрышкинцев. Полк вновь обрел крылья, был сформирован боевой костяк летчиков первой линии. Это гвардии подполковники Виктор Андрейченко, Андрей Нестеров, Аркадий Молчанов, гвардии майоры Константин Банников и Андрей Шмаков. Ну и, конечно, гвардии подполковник Сергей Каинов. Сегодня он один из самых опытных летчиков полка. Не всякому ведь доверят перегнать через проливы и море («соседи» по региону свое небо для нашей военной авиации закрыли наглухо) из «большой России» в Калининградскую область Су-27 после ремонта на заводе. Это право Сергей заслужил своим трудом, полной самоотдачей службе.
     Да, пусть остались проблемы с жильем. Он сам себя называет последним из могикан, поскольку единственный в эскадрилье живет с женой и двумя детьми в служебной квартире по старому месту дислокации полка и по три часа в день тратит на дорогу, остальные снимают квартиры поближе к аэродрому. Но главное – летает, остается верным выбранному в жизни делу. Его дядя был в 80-х годах заместителем командира авиационного полка в Ленинградской области, летал до 45 лет. Для боевого летчика это высокая планка. Гвардии подполковник Сергей Каинов твердо намерен ее достигнуть. Служба продолжается и становится все более насыщенной полетами – и учебными, и, скажем так, боевыми – на перехват воздушных целей. Ситуация вокруг области изменилась. Самолеты ВВС стран Балтийского моря, большинство из которых входят в состав НАТО, ведут себя вежливо и на рожон, как прежде, не лезут. Хотя и находятся в постоянном боевом дежурстве на литовском аэродроме под Шяуляем. Но держатся в полетах от наших границ на приличном расстоянии. Однако это вовсе не значит, что балтийским летчикам можно расслабиться. Регулярно «теряют «ориентировку» и пытаются залететь куда не надо иностранные легкомоторные самолеты. Тут уж дежурное звено, а гвардии подполковник Сергей Каинов постоянно входит в состав дежурных сил, «поправляет» им компас, а то и принуждает к посадке на наших аэродромах.
     Одним словом, служба. И она у гвардии подполковника Сергея Каинова продолжается…
     На снимках: командир первой эскадрильи гвардейского авиационного истребительного полка имени Александра Покрышкина Балтийского флота гвардии подполковник Сергей КАИНОВ; в полете Су-27. Фото из архива Сергея Каинова.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex