на главную страницу

18 Июля 2007 года

Армия и общество

Среда

По тракту, как по аэродрому!

На Дальнем Востоке завершилось уникальное авиационно-тыловое учение

Олег ВЕРШИНИН,
фото Юрия ШИПИЛОВА, «Красная звезда».



На Дальнем Востоке завершилось авиационно-тыловое учение «Крыло-2007», проходившее под руководством начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны РФ генерала армии Владимира Исакова. Подобные учения не проводились в течение четверти века, а потому одной из главных задач на нем стала демонстрация руководящему составу тыла округов, флотов и воздушных армий возможностей обеспечивающих частей и подразделений при переходе на военное положение, во время подготовки и ведения боевых действий ударными полками.


     Тыловым вопросам на учении уделялось приоритетное внимание. Взять, к примеру, занятие на авиационно-тыловой базе под командованием подполковника Сергея Хуторного в Хабаровске. Она была создана сравнительно недавно, в декабре 2005 года, для упрощения контроля, учета и обеспечения различными видами авиационно-технического имущества частей и подразделений объединения. Одиннадцать отделов хранения работали на выдачу материальных средств. Полевой вариант такой базы обучаемым был вскоре продемонстрирован близ Комсомольска-на-Амуре. В течение полутора месяцев на аэродроме Падали был создан комплекс складов с автономной инфраструктурой. В случае реальных боевых действий такой организм будет способен бесперебойно снабжать армию всеми видами довольствия и материально-технических средств.
     Наиболее ответственный этап учения начался на аэродроме Хурба близ города Юности. Здесь базируется Млавский бомбардировочный авиационный полк под командованием полковника Максима Огуревича. Сегодня это формирование вооружено бомбардировщиками Су-24М. Они предназначены для поиска и уничтожения наземных, морских объектов и живой силы противника, а также оказания огневой поддержки Сухопутным войскам при проведении фронтовых операций. Во время ведения реальных боевых действий значение такой силы переоценить трудно. Противник постарается использовать все способы для максимально гарантированной нейтрализации нашей бомбардировочной авиации еще до перехода основных сил госграницы. А потому в рамках тактико-специального учения по обеспечению безопасности, непосредственному прикрытию и наземной обороне на аэродроме были продемонстрированы действия подразделений против диверсионно-разведывательных групп вероятного противника.
     Защитить подобные объекты от диверсантов - задача архисложная. Наземная защита аэродромов, в мирное время довольно слаба, и атака достаточно мощной диверсионно-разведывательной группы может оказаться вполне успешной. Противнику совершенно необязательно уничтожать все бомбардировщики. На площади около 20 квадратных километров расположены многочисленные сооружения, каждое из которых по-своему важно для полноценного функционирования полка. Несколько точечных ударов по наиболее уязвимым целям, и авиационное формирование окажется обескровленным. Самолеты смогут, конечно, сделать боевой вылет, но, израсходовав боеприпасы и топливо, станут легкой мишенью для удара с воздуха. Впрочем, нейтрализовать и уничтожить диверсантов все же реально. Для эффективной обороны аэродромов необходимо использовать все доступные силы и средства.
     По легенде тактико-специального учения командованию объединения стало известно о высадке диверсионно-разведывательной группы вблизи аэродрома. Принято довольно нестандартное решение при защите подобного рода объектов - осуществить минирование с воздуха наиболее незащищенных подступов. Выполнение задачи было возложено на отдельный вертолетный полк под командованием полковника Олега Позднякова. От постоянного места дислокации винтокрылых машин до аэродрома назначения - несколько сот километров. В случае реальной необходимости вертолеты способны совершить подобный перелет, однако дальневосточная погода капризна и переменчива, вслед за солнечными ваннами в любой момент может пойти проливной дождь. В преддверии тактико-специального учения командование объединения решило не рисковать - машины заранее перегнали поближе к Комсомольску-на-Амуре.
     По команде звено Ми-8МТ взлетело с аэродрома Дземги. Летчики, не раз действовавшие в подвижных отрядах заграждения на учениях частей ДВО, слаженно и быстро осуществили минирование участков местности вблизи взлетно-посадочной полосы. Выполняя разворот, экипажи машин заметили приближающийся отряд «диверсантов». Навстречу непрошеным «гостям» выдвинулось спецподразделение. Завершила разгром «противника» маневренная бронегруппа. Командование Дальневосточного объединения ВВС и ПВО подчеркнуло: продемонстрированная картинка - лишь один из вариантов действий при отражении возможной угрозы извне. В значительной мере привлекаемые силы и средства зависят от состава диверсионно-разведывательной группы «противника». Скажем, при необходимости вертолеты могли бы оказать поддержку союзным подразделениям огнем бортового оружия и даже произвести высадку десанта.
     Продолжением темы стала тренировка личного состава по предотвращению несанкционированного вылета фронтового бомбардировщика Су-24М. Как известно, раньше в ВВС случались угоны боевых машин. Более того, иногда попытки поднять самолет в воздух предпринимали военнослужащие, имевшие опыт пилотирования самолетов только на тренажерах. Перед представителями командования тыла округов, флотов и воздушных армий поэтапно продемонстрировали действия подразделений начиная с непосредственного захвата самолета. Операция «Капкан» заняла всего несколько минут. Вывод боевой машины на взлетно-посадочную полосу был предотвращен быстро и эффективно - дорогу заблокировала одна из машин аэродромного обслуживания. В случае необходимости личный состав имеет право открыть огонь на поражение по пилоту, колесам и даже двигателю самолета, но вряд ли за штурвалом окажется самоубийца. Вскоре «горе-угонщик» был извлечен из кабины бомбардировщика и повержен наземь.
     Одним из наиболее зрелищных эпизодов на аэродроме стало летно-тактическое учение по выводу бомбардировочного авиационного полка из-под удара «противника». Согласно заданным условиям, Дальневосточное объединение ВВС и ПВО уже около суток участвовало в отражении воздушной наступательной операции «противника». Поскольку диверсионно-разведывательная группа потерпела фиаско, враг решил покончить с аэродромом одним стремительным броском ударной авиации. Безусловно, такая операция не могла остаться незамеченной, и командование решило поднять полк в воздух. Первыми запустили двигатели машин и начали выруливать из арочных укрытий экипажи дежурного звена. Вслед на магистральную рулежную дорожку с соблюдением дистанции в 200 метров потянулись бомбардировщики с технических позиций подготовки самолетов. Проверка систем и подготовка к взлету осуществлялась прямо на ходу.
     Временной интервал до взлета первого самолета составил не более четверти часа. В учебных целях боевые машины поднимались в воздух с интервалом в 40 секунд и только с одного направления. За 12 минут 40 секунд в небо ушли двадцать фронтовых бомбардировщиков. Впрочем, как выяснилось, такой вариант вывода полка из-под удара «противника» не единственный. В зависимости от планировки аэродрома и рассредоточения самолетов взлет может осуществляться по нескольким схемам. Если, скажем, бомбардировщики стоят вблизи взлетно-посадочной полосы, а часть машин запущена, Су-24М могут взлетать парами с ВПП и одиночно с магистральной рулежной дорожки. Это значительно сократит общее время на маневры и позволит поднять бомбардировщики значительно быстрее. Такой метод, в частности, в советское время применял базировавшийся здесь полк на Су-17. Никто не возбраняет осуществлять подобный взлет и в будущем.
     Вывод полка из-под удара авиации «противника» выполнялся по упрощенной схеме, прежде всего для соблюдения техники безопасности полетов.
     Аэродром покрыт бетонными плитами, однако, по словам летчиков, они не в полной мере отвечают требованиям руководящих документов. При работе двигателей на «форсаже» и стартовом пробеге тяжелой машины не исключен вариант так называемого «шелушения» плит. При взлете следующего самолета осколки бетонного покрытия могут попасть в двигатель. На такой случай фронтовые бомбардировщики оснащены специальной системой защиты, однако она не идеальна. Забой мелким камешком на взлете приведет к разрушению дорогостоящего оборудования, а возможно, и к трагическим последствиям. Кстати, именно поэтому при подготовке учения командование объединения предполагало использовать на летно-тактическом учении только двенадцать бомбардировщиков. С другой стороны, решение руководства учением тоже оправданно - полк в любое время должен быть готов к выполнению подобной задачи в полном объеме.
     На сорокасекундную отметку на старте повлияла еще одна причина. Поднимаясь в небо, самолет создает след, который может нарушить обтекание крыльев следующей машины. Справиться с такой напастью могут только натренированные экипажи. Между тем долгие годы летчики поднимались в небо гораздо реже желаемого. В этом году ситуация стала выравниваться. В частности, по словам начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны РФ генерала армии Владимира Исакова, некоторые летчики объединения ВВС и ПВО в текущем году провели в воздухе до 65 часов. Поскольку лимит горючего увеличен и поставки авиационного топлива идут планомерно, к концу года планируется достичь рубежа налета в 80 часов, а в следующем году выйти на отметку в 80-100 часов. Получив достаточный опыт управления самолетом, летчики смогут выполнять более сложные задачи, а значит, и повысить общую боеготовность полка.
     После взлета двенадцать фронтовых бомбардировщиков нанесли воздушный удар по аэродрому вероятного противника. Основными объектами таких атак могут стать боевые авиационные машины, склады топлива и боеприпасов, аэродромные сооружения, командные пункты управления и места размещения личного состава. В данном случае главной целью служили взлетно-посадочная полоса и магистральная рулежная дорожка. В целях достижения внезапности первое звено нанесло удар с горизонта по финишным и стартовым участкам на аэродроме, распустилось и осуществило заход с пикирования по объектовым средствам ПВО. Таким образом, взлет дежурного звена и огонь с земли стали практически невозможны. Но опасность еще оставалась. Опытные летчики могут совершать взлет и посадку на участки протяженностью вдвое меньше длины взлетно-посадочной полосы. Второе звено постаралось лишить противника такой возможности. Третье звено завершило разгром атакой технических позиций подготовки самолетов.
     Разработкой и подготовкой представленных на аэродроме эпизодов занимался бывший командир бомбардировочного авиационного формирования полковник Александр Максимцев. С поставленной задачей он справился отлично, и полковник Максим Огуревич, находящийся в должности всего несколько недель, получил возможность отработать сложные тактические эпизоды без ошибок. Впрочем, хороший опыт получило не только руководство, но и личный состав части. Например, восемь Су-24М, не задействованные в нанесении воздушного удара по аэродрому вероятного противника, также не остались без дела, они вышли на определенный командованием маршрут и нанесли тактический удар по заданным целям на авиационном полигоне Литовка. Более того, личный состав подразделений продолжал отрабатывать учебные задачи даже после посадки самолетов - на земле фронтовые бомбардировщики прошли дегазацию и дезактивацию.
     Тактические учения на аэродроме продолжили представители Центра боевого применения и переучивания личного состава ВВС. Согласно легенде они прикрывали боевые порядки нашей ударной авиации. Профессионализм липецких летчиков и подготовка боевых машин позволили превратить выполнение учебной задачи в эффектное зрелище. Пилотажная группа «Соколы России» продемонстрировала ведение дальнего и ближнего высокоманевренного воздушного боя на фронтовых истребителях Су-27СМ. Высочайшие аэродинамические качества вкупе с новейшими разработками в области вооружения делают эти самолеты весьма опасными для авиации противника. По словам профессионалов, во время работы по наземным целям в зоне прямой видимости по эффективности
     Су-27СМ сравним с фронтовым бомбардировщиком Су-24М. Другими словами, он также способен выполнять задачи по уничтожению объектов на аэродромах противника.
     Фактически авиационно-тыловое учение вышло за рамки Дальнего Востока, ведь в нем оказались задействованы летчики и других воздушных армий. В развитии ответно-встречного массированного удара принимала участие дальняя и стратегическая авиация. Так, бомбардировщики Ту-22МЗ и Ту-95 совершили перелет из центра России на дальневосточные рубежи за неделю до выполнения учебно-боевой задачи. Стратегический бомбардировщик Ту-160 взлетел с аэродрома базирования всего за несколько часов до разыгрываемых тактических эпизодов. Для более полной картинки возможностей тыла объединения была организована имитация дозаправки в воздухе Ту-95 от самолета-танкера Ил-78. Обычно перекачку топлива подобным образом проводят в целях увеличения радиуса действия самолетов, но ее можно проводить и для увеличения боевой нагрузки фронтовых бомбардировщиков.
     Завершающим этапом под Комсомольском-на-Амуре стала демонстрация мероприятий по обеспечению живучести и восстановлению боеспособности авиационного полка. Тушение «пожаров», «демонтаж» разрушенных построек, организация управления… Согласно поставленным условиям в результате ракетно-бомбового удара оказалась частично разрушенной взлетно-посадочная полоса. В целях возобновления в кратчайшие сроки действия аэродрома собственными силами и средствами было организовано аварийное восстановление искусственного покрытия ВПП. Вовсю кипела работа и на территории технико-эксплуатационной части - шел ремонт «поврежденных» во время «боев» фронтовых бомбардировщиков. В общем, в этот день руководящий состав тыла округов, флотов и воздушных армий в течение короткого периода времени ознакомился со всеми элементами деятельности авиационного полка как в мирный, так и в военный период.
     Между тем по легенде было принято решение о частичной переброске на Дальний Восток сил авиации еще одного объединения ВВС и ПВО. Поскольку взлетно-посадочные полосы аэродромов базирования оказались в значительной мере разрушены, самолеты и вертолеты готовились осуществить посадку на аэродромный участок дороги «Красносельское». На девяносто первом километре трассы Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре была подготовлена ВПП, создана стоянка боевых авиационных машин. Для организации тактического эпизода пришлось осуществить вырубку леса, переместить около 13 тысяч кубометров грунта и уложить 8 тысяч металлических плит. Основной груз ответственности лег на инженерно-аэродромный батальон подполковника Олега Сызранцева. После этого авиационно-техническая база под командованием полковника Алексея Морева развернула ряд объектов для обеспечения жизнедеятельности подразделений.
     Надо сказать, что еще в годы Великой Отечественной автомобильные дороги после дооборудования использовались в качестве полевых аэродромов. В советское время при строительстве трасс в приграничных районах предусматривалось создание участков, пригодных для приема самолетов. Летчики и сегодня отрабатывают нормативы по взлету и посадке на ограниченные участки местности. Однако на реальной тренировке, помимо профессиональных навыков, большое значение имеет психологическая устойчивость пилота.
     Для показа на данном учебном месте были задействованы два самолета Су-27СМ истребительного авиационного полка, где командиром полковник Алексей Жиданов. Летчики выполнили полет по маршруту парой, прошли над аэродромным участком дороги, выполнили набор высоты и осуществили роспуск. Так как сложный элемент выполнялся с ограниченным использованием радиотехнических средств, пилоты выполнили заход на посадку с малого круга, не теряя визуального контакта с землей. К сожалению, при строительстве трассы ориентировались на самолеты второго и третьего поколения. Так, в свое время дальневосточники успешно использовали АУД для выполнения учебных задач на Су-17. Однако самолет четвертого поколения выдвинул новые требования в части оборудования таких участков трасс. Поскольку дорога могла не выдержать веса современного истребителя, реальной посадки как таковой не было - только имитация.
     Зато вертолеты приземлились на аэродромный участок дороги без проблем. Сначала заруливание на техническую позицию осуществил тяжелый Ми-26Т, следом за ним на площадку встали два более легких Ми-24. Представителям командования тыла округов, флотов и воздушных армий продемонстрировали, каким образом будет осуществляться эвакуация раненых летчиков из боевых машин. Один из вертолетов был заправлен непосредственно от топливозаправочного комплекса Ми-26Т, другой - от более привычного окружающим топливозаправщика на базе «МАЗа». Технический персонал подвесил на Ми-24 вариант вооружения. Фактически за считанные минуты винтокрылые машины были подготовлены к вылету, и при необходимости экипажи могли приступить к выполнению любой поставленной задачи.
     Еще одним значимым этапом авиационно-тылового учения стало тактико-специальное занятие по организации поставки топлива в целях обеспечения бесперебойного снабжения объединения ВВС и ПВО. На необорудованном берегу реки Амур с использованием комплекта заправки кораблей и полевого магистрального трубопровода с зафрахтованной баржи была осуществлена перекачка горючего и организована выдача горючего на автомобильные топливозаправщики. Отдельный дорожно-комендантский батальон ДВО провел монтаж моста для развязки движения транспортных потоков. Генерал армии Владимир Исаков отметил, что без использования трубопроводов и дорожно-комендантских частей обеспечить топливом крупные авиационные группировки невозможно, ведь только одна армия может потреблять более миллиона тонн горючего в год.
     Генерал армии Владимир Исаков высоко отозвался об уровне подготовки учения объединением ВВС и ПВО. Одной из главных целей во время проведения показных занятий стала оценка деятельности органов военного управления тыла армии. Большое внимание уделялось непосредственным возможностям частей и подразделений при переходе на военное положение, при подготовке и в ходе боевых операций. По словам руководителя учения, долгие годы составляющие тыла объединения подвергались сокращениям и на данный момент необходимо пересмотреть организационно-штатную структуру некоторых формирований. «Если авиационный полк укомплектован полностью, значит, и сопутствующие подразделения обеспечения должны быть укомплектованы и готовы к выполнению задачи на 100 процентов», - сказал генерал армии Исаков. Кроме того, заместитель министра обороны РФ по тылу пообещал, что подобные крупномасштабные учения будут в дальнейшем проводиться и в других объединениях ВВС и ПВО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex