на главную страницу

18 Июля 2007 года

Армия и общество

Среда

«Здесь нужен запас прочности»

Павел ГЕРАСИМОВ, «Красная звезда».
Москва – Чита – Москва.
Фото автора.



Краснознаменное Пограничное управление ФСБ России по Республике Бурятия и Читинской области охраняет один из самых протяженных участков Государственной границы России. С ноября 2005 года управление возглавляет генерал-лейтенант Николай Ульянович Волков. Службу в Забайкалье он уже проходил в середине 1990-х гг. в должности начальника пограничного отряда.
В 1980-м Волков с золотой медалью окончил Голицынский пограничный институт. В 1989 г. – Военную академию им. М.В. Фрунзе, в 2001 г. – Военную академию Генерального штаба с отличием. Последовательно прошел все должности штабного и командного профиля. За тридцать лет службы в Погранвойсках совершил с семьей восемнадцать переездов. Сейчас квартиры, как часто бывает, нет. Сын в этом году окончил Голицынский пограничный институт, служить будет на границе, дочь – старшеклассница.
Сегодня начальник Пограничного управления ФСБ России по Республике Бурятия и Читинской области генерал-лейтенант Николай Волков – гость нашей газеты.


     – Николай Ульянович, какова роль вашего пограничного управления в обеспечении безопасности восточных рубежей России?
     – Наше управление охраняет границу с Китаем и Монголией общей протяженностью почти 3 тыс. километров. В его составе несколько пограничных отрядов, морская часть, три отдельных КПП, осуществляющих пропуск людей и грузов через границу. Кроме того, наши КПП расположены в международных аэропортах в Красноярском крае, Республике Хакасия и Иркутской области. Подчиненные управлению подразделения находятся в пяти субъектах Федерации. Как видите, по протяженности, составу сил и средств это одно из самых крупных пограничных управлений России. Зона его ответственности распространяется почти на четверть территории государства, и на каждом участке, на каждом метре границы наши военнослужащие отстаивают интересы национальной безопасности России.
     – Всю свою офицерскую жизнь вы кочевали от заставы к заставе, с одного участка границы на другой. Знаете как свои пять пальцев и Забайкалье. В чем особенность службы в этом месте?
     – Оперативная обстановка здесь традиционно напряженная, боевая, достаточно сказать, что в прошлом году каждый седьмой нарушитель на российской границе задержан в Забайкалье. Характерная деталь участка: стык трех границ – российской, китайской и монгольской. Приграничный поселок Забайкальск - главные ворота России в Китай, через расположенный там пункт пропуска осуществляется до 70% грузооборота между двумя странами. Еще одна особенность – Забайкалье всегда было полигоном, на котором проверялись новые методики в охране границы. Наши подразделения находятся в самых разнообразных физико-географических и климатических условиях, что, несомненно, нельзя не учитывать при организации пограничной службы и быта, воспитания личного состава.
     В свою очередь командиры на заставах обязаны владеть определенным багажом юридических знаний и знать многое по тыловым вопросам. В прошлом году на границе температура зашкаливала за минус пятьдесят целый месяц, зима каждый раз наносит удар по нашим почти ста военным городкам, которые живут автономно, со своей котельной, пекарней, своим запасом топлива и т.д. Пограничники умеют хранить тепло своего очага, но одно неосторожное движение кочегара, старшины - и в чистой степи или в непролазной тайге можно заморозить заставу. Одно неосторожное движение - и можно обрушить на заставу пожар. В тяжелых условиях резко-континентального климата люди не только выживают, но еще и надежно охраняют границу.
     – В чем это конкретно выражается?
     – В 2006—2007 годах сотрудниками управления задержано свыше 1,5 тыс. нарушителей государственной границы. Изъято более 350 кг наркотических веществ, 24 единицы огнестрельного оружия и более 850 единиц боеприпасов. Через пункты пропуска пограничного управления проследовало около 3 млн. людей и более 400 тыс. транспортных средств. Предотвращен въезд в Россию более 300 граждан, для которых он в установленном порядке закрыт. Пресечено более 1.700 попыток провоза товара и груза в обход установленных правил, обнаружено более 500 тайников и укрытий в транспортных средствах. Главный итог нашей деятельности - то, что в этом году не допущено безнаказанного нарушения государственной границы на всем ее протяжении.
     – Чем сегодня живет забайкальская граница?
     – Сегодня на границе изменился характер угроз. Мы сталкиваемся с совершенно незнакомыми прежде вызовами. Акцент в нашей работе сместился в сторону обеспечения экономической безопасности страны. Это борьба с незаконным вывозом стратегического сырья, леса, металла, металлолома, под видом которого иногда пытаются провезти даже военную технику. Мы нацелены на борьбу с международным терроризмом, наркотрафиком. Пограничники управления порой становятся последним заслоном на пути незаконной торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами. Сегодня они противостоят трансграничной преступности.
     Незаконная миграция китайских граждан в Россию, а также через ее территорию в другие страны с целью поиска лучших условий жизни – одна из заметных тенденций времени. Мы проводим мероприятия, позволяющие незаконно прибывающих в Россию иностранцев выдворять за ее пределы.
     В связи с возвращением пограничной зоны, отмененной на волне демократических перемен в 1990-х, у пограничников появились дополнительные полномочия по наведению порядка в полосе местности, прилегающей к государственной границе. Эта вынужденная мера позволяет регламентировать пребывание в приграничье иностранных граждан, локализовать там преступность. Правила
     въезда и пребывания в пограничной зоне распространяются на всех, в том числе и на местных жителей в той или иной степени. Сейчас пограничники активно ведут с людьми разъяснительную работу, кардинальных действий пока не предпринимая.
     Введение пограничной зоны – это сложный процесс, и некоторым он не по нраву. Но здесь, в Забайкалье, мы находим понимание и поддержку абсолютного большинства людей, с органами государственной власти и местного самоуправления также нашли общий язык. У нас нет проблемных вопросов, требующих участия в их разрешении Москвы, подобных тем, что возникли на других участках. Если же они появляются, мы находим возможность решать их на месте.
     Можно добавить, что сегодня одной из приоритетных задач управления стал второй этап демаркационных работ на острове Большой. Они ведутся на основании решения Правительства Российской Федерации о разрешении спорного вопроса между Китаем и Россией о прохождении государственной границы. Местность там сложная, заболоченная, однако скоро остров пересечет линия новеньких пограничных знаков и будет понятно, кто что охраняет.
     Граница живет своими заботами и, как живой организм, даже иногда …смещается в ту или иную сторону, тем самым преподнося нам сюрпризы и, естественно, рождая вопросы. На реке Аргунь, где проходит часть забайкальской границы, китайская сторона очень активно укрепляет свой берег, реализуя крупный проект по переброске части водного стока в пересыхающее озеро Дайланор. Изменение ландшафта поймы трансграничной реки ведет к размыву берега с российской стороны и изменению фарватера. В результате мы сейчас наблюдаем трансформацию существующей государственной границы между Россией и Китаем, естественно, не в нашу пользу.
     Кроме того, в перспективе многие острова на мелеющей Аргуни фактически станут полуостровами и пристанут к китайской суше, у российской же стороны резко сократятся возможности водопользования. В первую очередь это коснется такого важного стратегического объекта, как Приаргунское производственное горно-химическое объединение. Если упадет уровень воды в Аргуни, то неизбежно снизится и уровень грунтовых вод, а значит, в скважинах исчезнет вода. Что будут пить в таком случае жители Приаргунья и пограничные заставы, стоящие вдоль реки, совершенно неясно.
     В Забайкалье мы первыми ощутили на себе начавшийся процесс передела ресурсов, связанный с глобализацией, которую еще в 70-х годах прошлого века предсказывали ученые. Пограничные конфликты приобретают совершенно новый для нас облик. И если Россия покажет всему миру, что она способна твердо отстаивать свои территориальные интересы, то за ее будущее можно не беспокоиться.
     – Каков завтрашний день пограничного управления?
     – Старая система охраны границы стала затратной. Многие технические средства морально устарели и экономически нецелесообразны. Сегодня проволочные заграждения постепенно уступают место системам теле- и видеонаблюдения. На забайкальской границе налицо настоящий прорыв в такой области военного дела, как связь, что крайне важно для нас в силу физико-географических условий, о которых уже говорилось.
     Наши самые отдаленные комендатуры и заставы уже не один год поддерживают связь с «большой землей» через спутник. Но и это вчерашний день. В ближайшее время на самых сложных и ответственных участках планируется ввести корпоративную систему связи, основанную на высокоскоростной передаче данных. Качество этой связи иначе как идеальной не назовешь.
     Новый облик забайкальской границы – это контрактники. Руководством Федеральной службы безопасности перед нами поставлена задача – до конца 2008 года обеспечить переход на контракт всего пограничного управления. Сейчас мы уже остались без молодого пополнения, нет ни одного военнослужащего весеннего призыва. А осенью 2008 года с границы уйдет последний солдат срочной службы.
     Большинство наших застав расположены вне населенных пунктов, в тайге, в далекой степи. Из других районов страны ехать к нам, чтобы служить по контракту, желающих немного: пугает определенная изоляция, а местных мы уже практически всех взяли. Поэтому задача стоит не из легких, но мы не сидим сложа руки.
     Сегодня почти 40 процентов пограничников управления – это военнослужащие по контракту. Пять застав контрактников сформировано полностью. Эти ребята прошли серьезное испытание забайкальской границей, многие уже стали настоящими профессионалами, они у нас закрепились надолго. Забайкалье выбирает людей особой, повышенной прочности, слабакам здесь не место.
     Материальный стимул достаточно привлекателен для наших контрактников. И хотя ни в какие федеральные целевые программы по комплектованию контрактниками мы не попали, пограничников не обижают. Не менее 15–17 тыс. рублей, включая надбавки, получит заключивший контракт, а если уже достаточно послужил – до 20 тысяч, не считая дополнительных выплат.
     В поисках новых источников комплектования воинских частей мы с группой офицеров не раз выезжали в отдаленные пограничные отряды, беседовали с молодежью, главами администраций, что-то вместе обдумывали. А думать есть над чем. Средняя зарплата в деревне 1,5–2 тыс. рублей. Многие молодые люди не имеют работы. Они готовы заключить контракт, готовы служить, если бы не одно «но». За этим «но» - жилье… Ведь на заставе стоят все те же пара маленьких домиков на четыре квартиры - для начальника, двух его заместителей и старшины. Рядом казарма, и больше ничего.
     Сегодня, с учетом всей обстановки, мы предлагаем вариант вахтового несения службы на пограничной заставе. Контрактник приезжает на границу за 300—400 км от дома, несет службу в течение 25 дней, проживая соответственно в казарме, а потом убывает на неделю отдыха. Если дом его ближе ста километров, на границе он пробудет пять дней, два дня свободен. А чтобы было веселей добираться до дома, будем предоставлять автотранспорт. Бесспорно, в вахте есть отрицательные моменты, но есть и плюсы, а самое главное – это уже наметившийся путь комплектации наших частей военнослужащими по контракту. Люди готовы таким образом служить.
     – Для людей зеленая фуражка во все времена была и остается символом мужества, чести, благородства, незыблемости границы. Сейчас на смену срочникам приходят контрактники с вполне конкретными целями. И слава Богу, что за достойную работу они получают достойные деньги. Но неужели только прагматизм движет ими?
     – В основном он. Так устроено современное общество, так изменилась наша жизнь. Но только материальный стимул на забайкальской границе никого еще долго не удерживал. Подписав контракт, получая большие по сравнению со многими сверстниками на «гражданке» деньги, взрослый человек постепенно начинает осознавать их настоящую цену. Они все равно не соответствуют суровой, беспокойной жизни пограничника. И если почти все из числа наших контрактников задумываются о новом контракте, то потому, что патриоты своей страны, потому, что материальный интерес подкрепляется духовным чувством, осознанием необходимости и важности своей судьбы.
     Интересами границы особенно пропитываются местные ребята, с детства знакомые с ее заботами. В пограничных районах серьезней, чем где-либо, их готовили к службе в Вооруженных Силах. В Забайкалье эта работа никогда не прекращалась, имеет традиции. На фоне других регионов здесь наиболее выражено военно-патриотическое сознание. Да и по-другому, наверное, быть не может. Здесь граница. Здесь десятки примеров, когда нарушителей задерживают простые люди: чабаны, полеводы, водители. У нас хорошее взаимодействие с руководителями всех пограничных субъектов России, расположенных на участке ответственности управления, с главами администраций районов. Везде – теплое отношение к пограничникам, полное понимание их забот, проблем и самое заинтересованное участие в разрешении постоянно возникающих вопросов.
     Кто придет к нам служить завтра, через пять, десять лет, мы не загадываем, а их знаем, можно сказать, поименно. Потому что будущих контрактников воспитываем уже сегодня. По всему Забайкалью возрождаем отряды «Юные друзья пограничников» - их уже больше пятидесяти, а скоро они появятся в каждой школе, в каждом селении. В приграничье сто процентов средних школ уже давно находятся в тесном контакте с нами. В летний период на базе многих пограничных застав работают детские лагеря. Дети с негладкой судьбой там не скучают: знакомятся с системой охраны границы, изучают начала военного дела, получают общефизическую подготовку. Кроме того, у нас есть два подшефных детских дома, которым мы помогаем во всех смыслах, в том числе в воспитании ребятишек. Офицерские кадры тоже готовим с ученической скамьи – в четырех школах Забайкалья открыты кадетские классы пограничной направленности. Более 90 процентов их выпускников становятся курсантами. Став офицерами, все, за редким исключением, готовы и желают служить в Забайкалье, на Дальнем Востоке. Судьба и по-другому может разбросать их по просторам нашего государства, на то они и офицеры… И неважно, на какой именно границе, в каких именно войсках будут служить забайкальцы. Мы воспитываем граждан, патриотов России.

     На снимках: Генерал-лейтенант Николай ВОЛКОВ.
Новый пост технического наблюдения.
В дозоре.
На автомобильном пункте пропуска «Забайкальск».
Волноваться не надо.
Дети границы.
Чужие здесь не ходят.
Отсюда видно далеко.
Застава Забайкальская.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex