на главную страницу

18 Июля 2007 года

Культура

Среда

Александр ПОРОХОВЩИКОВ: «МОЙ ДЕД ПЕРВЫМ ИЗОБРЕЛ ТАНК»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Этот особняк, построенный в 1871 году, похожий на резную шкатулку, чудом сохранился на Арбате. Вернее, в конце Староконюшенного переулка, что плавно «втекает» в эту московскую улочку-реку, как ее точно определил Окуджава. Недалеко – театр Вахтангова, где в начале 60-х годов теперь уже прошлого века трудился одно время мебельщиком-реквизитором Александр Пороховщиков. Его предкам как раз и принадлежал этот чудной архитектуры дом, построенный еще прадедом актера. Те, кто верит в некую «закольцованность» истории, порой бывают правы. Александру Шалвовичу удалось в 1995 году арендовать у правительства Москвы свое родовое гнездо сроком на 49 лет, чтобы создать там музей рода Пороховщиковых, которые оставили в российской, да и мировой истории, как и сотни других, – добрый след на все последующие века. Своим примером показать, что возрождение, укрепление страны надо начинать с воссоздания института Семьи как основы государства. Текущий год в России – год Ребенка, а следующий, 2008-й, указом Президента России объявлен годом Семьи. По мнению Пороховщикова, для нас сейчас каждый год должен определяться всяческим содействием семьям и детям.


     - Александр Шалвович, коротко о вашей родословной не расскажешь. И все же хотелось бы услышать от вас хотя бы несколько слов о Пороховщиковых.
     - Есть бумаги с упоминанием нашей фамилии, датированные аж XIV веком. У меня в архиве имеются исторические документы XVI века, рассказывающие о столбовых дворянах Пороховщиковых. По одной из родственных линий в числе моих предков композитор Петр Ильич Чайковский, а по линии патриарха Алексия Симанского я – родня патриарху Алексию I, он двоюродный брат моей мамы, Галины Александровны. Мой прадед, столбовой дворянин, фабрикант, меценат, строитель и владелец «Славянского базара», участник сооружения Храма Христа Спасителя в качестве архитектора и вкладчика средств в его строительство. Дед – изобретатель первого в мире танка и вездехода, судна на воздушной подушке, после 1917 года – крупный авиаконструктор, возглавлял КБ.
     Потомков нашего рода мне удалось обнаружить во Франции, в Англии, даже в Индонезии.
     - Сыгранные вами герои остались жить более чем в шестидесяти фильмах и телесериалах. Был период, когда вы за пять лет снялись в 21 картине. Этот «взрыв» востребованности пришелся после фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974 г.), где вы сыграли одну из лучших своих ролей. В театральном же училище вас, как говорят, видели скорее в амплуа комедийного актера. А вот режиссеры доверяли вам роли, можно сказать, стержневых людей. Полных чувства собственного достоинства, сдержанных, героев по своей сути. Среди них немало людей в погонах. В сериале «Кадетство», одном из самых успешных проектов телеканала «СТС», у вас генеральские погоны начальника Суворовского военного училища. Благодаря в том числе и вашему герою конкурс в Тверское СВУ вырос неимоверно…
     - По поводу давней картины Михалкова замечу, что есть предложение ее продолжить. Среди моих героев военных немало. Особенно часто мне предлагали играть белогвардейцев. (Еще бы. Как не использовать корни столбового дворянства в актере Пороховщикове!) Я старался показать через экранные судьбы своих героев глубинную суть социальных потрясений в стране, единую на всех любовь к своей Родине – и белых, и красных.
     А генеральские погоны я примерил не только в «Кадетстве». В фильме «И ты увидишь небо» я сыграл генерала Каманина, начальника полетов. Что касается роли в «Кадетстве» - это одна из самых моих любимых работ. Я считаю, что русская армия – самая добрая. Ведь доброта – это удел сильных людей. Мы никогда не были наглыми завоевателями, но зато показали себя достойными защитниками Отечества. Между прочим, мой любимый спортивный клуб – ЦСКА. Я много ездил по воинским частям с короткометражным фильмом «9 Мая», который снял по своему сценарию.
     - По поводу спорта и не только. Вы могли бы стать знаменитым медиком-хирургом. По крайней мере, учеба в Челябинском мединституте, сочетаемая с серьезной практической работой в больнице, была весьма успешной. Мало кто знает, что вам прочили и блестящую спортивную карьеру боксера. И сейчас вы раз в неделю обязательно играете в футбол. Болельщики вашей дружной команды без всякой иронии говорят, что если бы с такой отдачей играли футболисты-профессионалы, то наша сборная была бы гордостью страны.
     - В медицину меня привело чувство сострадания к людям. Счастье, когда помогаешь кому-то, когда у человека верой в лучшее загораются глаза. Бокс же был скорее отголоском времени. Мое детство, отрочество прошли в дворовых компаниях, где потасовки были нормой. Моя любовь к футболу основана и на необходимости активно двигаться, на ощущениях командного начала и стремления к победе. Я вообще верю, что когда человек стремится к лучшему, ему должна сопутствовать удача. А по поводу страны… Уверен, что добро в России неистребимо. У нас есть герой, который силой своего образа выходит за пределы страны. Это – Данко, который не пожалел сердца, чтобы вывести людей из Тьмы. Только вот ринувшись к заветной цели, люди и не заметили, как затоптали сердце спасшего их Героя. Но от этого он не перестал быть Героем.
     - Ваша жизнь, судьба вашей семьи послужили основой фильма «Цензуру к памяти не допускаю» (1991 г.), где вы не только исполнитель главной роли, но и сценарист, режиссер. Там участвуют близкие вам люди: мама Галя, жена Ирина. Это единственное, что вы пока сняли на своей киностудии «ТЭМ-Родина». У картины интересная, очень непростая судьба…
     - В России картина у фестивальных кинодеятелей вызвала странную реакцию: после ее телевизионного показа было много звонков с упреками, почему я ее не предлагаю на фестивали, ведь она этого достойна. Я не был против, но каждый раз мне говорили: ох, извините, но вы опоздали с заявкой! Тем не менее был взят главный приз на кинофестивале в Бердянске, главный приз и приз зрителей «За исповедальность» на Кинотавре. Во Франции на кинофестивале в Сан-Рафаэле фильм получил главный приз «Золотой парус». И сейчас я, несколько уплотнив картину, надеюсь дать ей новую жизнь.
     «За кадром» этой статьи осталось многое. Душевная боль за порушенную в годы социальных потрясений семью, за расстрелянного деда, который, как и многие другие, не успел сделать для Отечества все, что мог. Сыновнее сострадание к матери, которую Александр Шалвович самоотверженно выхаживал, принимаясь ради лекарств за любую работу, даже ту, к которой не лежало сердце. Собственные, подчас невыносимые суставные боли, которые актер преодолевает силой характера и движением. Пороховщиков живет мечтой снять по своему сценарию художественный фильм под названием «Лида» – автобиографическую мелодраму, где через историю героя можно многое понять из жизни страны. Его вдохновляют задумки с музеем в Староконюшенном, где он надеется в том числе устроить Театр детской игрушки, наполнить родовой дом теплом, детскими голосами. Дом – это ведь и семья, дети, радость жизни и любви.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex