на главную страницу

19 Июля 2007 года

Россия: век XXI

Четверг

Исторический выбор

Илья КОНСТАНТИНОВ.



     В МИНУВШУЮ субботу, 14 июля, Президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Причиной принятия такого решения стало, согласно официальной позиции, систематическое несоблюдение этого договора государствами Североатлантического альянса.
     Министерство иностранных дел РФ разъяснило, что Россия приостанавливает действие ДОВСЕ до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют соглашение об адаптации этого договора (подписано в Стамбуле в 1999 году и призвано приспособить ДОВСЕ к изменяющимся геополитическим реалиям) и не начнут в полном объеме выполнять этот документ. А до тех пор Россия прекращает предоставление партнерам по договору информации, касающейся состояния наших Вооруженных Сил в Европе, не станет принимать у себя инспекции из стран НАТО и, самое главное, будет считать себя свободной от всяких ограничений на размещение вооруженных сил и вооружений на континенте.
     Оснований для такого решительного шага у Президента РФ более чем достаточно. Чрезвычайная конференция по ДОВСЕ, проходившая месяц назад в Вене, закончилась полным провалом, политика расширения НАТО на восток набирает обороты, несмотря на все протесты российской стороны, а прорывные предложения Владимира Путина по стратегическому партнерству в организации системы противоракетной обороны игнорируются Западом.
     Односторонние действия США и их сторонников по НАТО радикально меняют военно-политическую обстановку в Европе, и реакция на них Российской Федерации является вынужденной, носящей исключительно оборонительный характер.
     Явное обострение международной напряженности наблюдается, конечно, не только в Европе, оно носит глобальный характер.
     Напомню, что США еще в 2001 году приняли одностороннее решение о выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года, в основном по их вине так и не вступили в силу Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, Договор СНВ-2 (1993 г.) и рамочный Договор СНВ-3
     (1997 г.).
     Соединенные Штаты явно тяготятся взятыми на себя ранее обязательствами по ограничению стратегических вооружений и при первой же возможности стремятся отказаться от них или обойти их, ссылаясь на появление новых стратегических угроз (как в случае с размещением американской ПРО в Чехии и Польше).
     Амбиции американской политической элиты понятны: после крушения Организации Варшавского договора и СССР ситуация круто изменилась, появилась возможность формирования однополярного мира. США получили невиданную в истории свободу действий и не замедлили ей воспользоваться. Военная операция против Сербии, оккупация Ирака и Афганистана, наращивание военной мощи у границ Ирана недвусмысленно свидетельствуют о серьезности американских геополитических планов.
     Не отстают от Соединенных Штатов и их союзники по НАТО. Неадекватно жесткая реакция Великобритании на отказ России выдать Андрея Лугового, подозреваемого британским правосудием в убийстве Александра Литвиненко, свидетельствует о готовности правящих кругов Великобритании к повсеместному сворачиванию российско-британских отношений. И это несмотря на публичное признание премьер-министра Великобритании в том, что экономические отношения между Россией и Англией сегодня развиты как никогда прежде!
     Явно антироссийскую позицию занимает и ряд других государств – членов НАТО. Причем особое усердие проявляют новые члены альянса, в первую очередь Польша и государства Прибалтики. Впору вспомнить 20-30-е годы прошлого века, когда вокруг СССР усиленно создавался так называемый «санитарный кордон».
     В ЭТОЙ ситуации перед нашим государством встает проблема исторического выбора: капитулировать перед впечатляющей экономической и военно-политической мощью мирового сюзерена (США) и возглавляемого им военно-политического блока или мобилизовать все национальные ресурсы для противодействия растущему внешнему давлению.
     История нашего государства, образ мысли и традиции русского народа исключают вариант капитуляции. Хотя еще совсем недавно, в 1990-х годах, наше общество было настолько деморализовано социально-экономическим кризисом, чудовищным разгулом преступности и коррупции, безответственностью чиновников, что Россия оказалась на грани самораспада.
     Тогда, во времена Ельцина, ни о какой самостоятельности во внутренней и внешней политике не могло быть и речи. Политическая элита России, казалось, полностью смирилась с ролью сателлита США и покорно следовала всем указаниям из Вашингтона.
     После разрушительного десятилетия 1990-х трудно было предположить, что обескровленная «шоковой терапией», увязшая в бесконечной чеченской войне страна консолидируется вокруг малоизвестного тогда Владимира Путина и сумеет вырулить из смертельного пике. Восстановление вертикали власти, нейтрализация сепаратизма, преодоление экономического спада, появление первых национальных проектов и, наконец, начавшееся перевооружение армии – явные признаки выздоровления социального организма России.
     И дело не в конкретных цифрах роста ВВП или заработной платы, не в том, сколько и каких самолетов и вертолетов поставлено в Вооруженные Силы. Команде Путина удалось в значительной мере добиться главного – нащупать методику выхода из кризиса, ключевым элементом которой стало возрождение государства.
     Вместе с тем руководство России все отчетливее стало понимать, что прекращение «холодной войны», отказ от глобальной идеологической конфронтации и органичное включение России в мировой рынок вовсе не означают установление идиллии между Востоком и Западом.
     Скорее даже наоборот, чем глубже интеграция России в мировое сообщество, тем ожесточеннее разворачивающаяся конкурентная борьба между российскими и иностранными предприятиями, корпорациями и холдингами за «место под солнцем».
     ПЕРВЫЙ вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая на Петербургском экономическом форуме, емко высказался по этому вопросу: «И еще одна тема, о которой сегодня речь шла в выступлениях, - вопрос о соотношении конкуренции между суверенными государствами и их взаимозависимости, соотношении протекционизма и взаимодействии между странами. Об этом говорил Президент Российской Федерации. И очевидно, что современные глобальные процессы характеризуются сегодня острой конкурентной борьбой, причем конкурируют уже не только корпорации, конкурируют и отдельные страны, конкурируют целые регионы. В рамках Евросоюза идет конкуренция. Идет конкуренция и во взаимоотношениях других центров.
     И что здесь необходимо заметить: усиление конкуренции пока вызывает не создание новых, справедливых правил игры, на что, наверное, следовало бы ориентироваться, а рост протекционизма, причем как на товарных, так и на инвестиционных рынках. Поэтому крупные международные образования, крупные международные организации, по сути, втянуты в разборки, которые в конечном счете не способствуют решению накопившихся международных экономических проблем
».
     Защита суверенитета Российской Федерации, таким образом, является не данью какой-либо идеологии и не чьей-то политической прихотью. Не может быть речи и о том, что высшие руководители России сознательно провоцируют Запад на конфронтационные действия, добиваясь решения неких внутриполитических проблем. Слишком высока ставка в этой «игре» - само существование Российского государства в его нынешнем виде.
     Ведь очевидно, что вытеснение России на периферию мировой экономики и политики, навязывание нашей стране неприемлемых экономических и политических решений грозят России новым системным кризисом, сопоставимым по своим разрушительным последствиям с катастрофой начала 1990-х годов.
     Только твердое следование линии на восстановление полного и безусловного суверенитета России может дать нашему народу уверенность в завтрашнем дне.
     Вместе с тем и политика изоляционизма, даже в модернизированном ее варианте, подобная той, что мы наблюдаем, например, в Белоруссии, не соответствует ни геополитическому статусу нашей страны, ни долгосрочным интересам развития. Закрытость в современном мире является синонимом научной, технологической, а значит, и военно-политической отсталости.
     Наша историческая задача – пройти по тонкому лезвию, отделяющему безоглядную открытость от пагубного изоляционизма, сохранив при этом свое национальное достоинство и традиции великой мировой державы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex