на главную страницу

20 Июля 2007 года

Планета людей

Пятница

Прорыв на Корейском полуострове

Владимир КУЗАРЬ.



В конце прошлой недели Северная Корея остановила свой ядерный реактор в Йонбене, а в среду в Пекине начался очередной раунд шестисторонних переговоров с участием представителей двух корейских государств, Китая, России, США и Японии. Они должны определить новые шаги в направлении полной ликвидации ядерной программы Пхеньяна. Эти два события, хотя итоги последнего к моменту подписания номера не были известны, позволяют сказать, что процесс денуклеаризации Корейского полуострова сдвинут с мертвой точки. Вопрос лишь в том, как он пойдет: быстро или медленно, поступательно или с остановками, или вообще застопорится. Естественно, это зависит от воли и намерения сторон, и прежде всего Северной Кореи и США.

     
Пхеньян остановил реактор

     По большому счету прорыв в ядерной проблеме КНДР был сделан в феврале во время предыдущего раунда шестисторонних переговоров. Именно тогда после напряженных дебатов и консультаций Пхеньян согласился прекратить производство урана и в дальнейшем полностью свернуть ядерные разработки. В обмен северокорейцы запросили гарантии безопасности, потребовали нормализовать отношения с США и Японией и оказать стране экономическую помощь. Первый шаг, согласно этим договоренностям, предполагал, что Пхеньян прекратит эксплуатацию пяти объектов. Четыре из них - экспериментальный реактор мощностью 5 МВт, строящийся энергетический реактор мощностью 50 МВт, завод по изготовлению ядерных топливных стержней и радиохимическая лаборатория - находятся в Йонбене, а еще один - энергетический атомный реактор мощностью 200 МВт - сооружался в Тхэчхоне. Все помещения опечатают инспекторы МАГАТЭ. Но для этого должны были быть разморожены северокорейские счета в китайском банке Макао, которые заблокировали в 2005 году Соединенные Штаты, обвинив Пхеньян в отмывании денег и распространении фальшивых долларов. А Южная Корея, со своей стороны, обязалась бесплатно поставить на север 50 тысяч тонн топлива.
     Почти 25 миллионов долларов были разморожены довольно скоро, однако так и оставались лежать в Макао - ни одно из кредитных учреждений в мире из-за опасения американских санкций не решалось перевести их в КНДР. Лишь в июне через хабаровский Далькомбанк средства все же были переправлены в Северную Корею. И это стало еще одним вкладом России в переговорный процесс по ядерной программе КНДР.
     В субботу, 14 июня, первая партия южнокорейского мазута в 6,2 тысячи тонн прибыла в КНДР. Поставка остальных 43.800 тонн топлива для северокорейских ТЭЦ должна быть завершена к 1 августа. Пхеньян не стал дожидаться всего обещанного на этом этапе объема топлива и остановил реактор досрочно. Этот факт подтвердило Международное агентство по атомной энергии. Как заявил глава
     МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи, инспекторы агентства побывали на объектах и подтвердили остановку реактора. Он также подчеркнул, что власти КНДР активно сотрудничают с инспекторами. «Процесс идет хорошо, это шаг в правильном направлении», - сказал Мохаммед аль-Барадеи.
     Как считается, реактор в Йонбене Северная Корея использовала для получения плутония-239, который необходим для создания ядерного оружия. По мнению специалистов, возможности этого старого экспериментального газографитового реактора весьма ограниченны – до 6 кг плутония в год. Это достаточно для примитивного ядерного заряда. Учитывая, что реактор работал на военную программу около 10 лет (1986 -1994, 2003 - 2005), нетрудно предположить, что в распоряжении КНДР может находиться около 10 ядерных зарядов (эта цифра и фигурирует в обнародованных разведданных Пентагона). Считается также, что заряды выполнены, исходя из невысокого технологичного уровня Северной Кореи, на весьма примитивной основе. Что в принципе и подтвердило «ядерное испытание» 9 октября 2006 года, когда был подорван некий заряд, который никак нельзя назвать доставляемым боеприпасом.
     Тем не менее факт испытания был активно использован и Северной Кореей, и Соединенными Штатами. Но если Пхеньяну он был необходим для того, чтобы в обмен на ядерную программу получить как можно больше электроэнергии, мазута, продовольствия и всего того, в чем нуждается страна, то Вашингтон раскрутил его по полной программе. Один пример стремления Пентагона разместить элементы системы национальной ПРО в Европе и Азиатско-Тихоокенском регионе чего стоит, не говоря уже о других военных программах и гипертрофированном военном бюджете. К сожалению, эта игра, когда один игрок блефует, а другой знает об этом, но делает озабоченное лицо, вела к серьезной дестабилизации обстановки в регионе. Поэтому остановка реактора в Йонбене стала важным шагом в направлении качественного улучшения ситуации как на Корейском полуострове, так и в регионе Северо-Восточной Азии в целом.
     На втором этапе Северная Корея должна предоставить список других ядерных объектов, в том числе задействованных в программе производства оружейного урана, необходимого для производства ядерного оружия, и остановить работы на этих объектах в обмен на еще 950 тысяч тонн топлива для электростанций.
     
«Шестерка» рисует дорожную карту

     Закрепить первый успех и выработать дальнейшие шаги по денуклеаризации Корейского полуострова - такова цель очередного раунда шестисторонних переговоров. Его открытие, как сообщают информационные агентства из Пекина, проходило в благоприятной обстановке - не было никакой полемики, никаких риторических заявлений в адрес друг друга. КНДР выразила готовность полностью вывести из строя свои ядерные объекты в течение нынешнего года, что еще больше настроило участников на оптимистический лад. «Хотелось бы на этой встрече добиться выработки соглашения, своего рода дорожной карты того, что мы будем делать в предстоящие несколько месяцев», - заявил, в частности, помощник госсекретаря США Кристофер Хилл, возглавляющий американскую делегацию. При этом он отметил, что необходимо определить такой порядок действий, который уже в нынешнем году приведет к закрытию всех ядерных объектов Пхеньяна.
     В свою очередь российские представители заявили, что необходимо будет внести полную ясность в такие вопросы, как объем, сроки и порядок декларирования северокорейских ядерных программ. По мнению Москвы, предстоит также выработать приемлемый для всех партнеров план действий, который позволит организованно двигаться дальше к намеченным целям, осуществить другие мероприятия, способствующие созданию климата доверия между всеми партнерами по переговорам. Другими словами, параллельно шагам Северной Кореи в направлении отказа от ядерных программ должен идти процесс нормализации ее отношений с США и Японией, урегулирования ряда спорных вопросов, осложняющих взаимодействие Пхеньяна с этими странами.
     Возглавляющий российскую делегацию на переговорах посол по особым поручениям МИД РФ Владимир Рахманин не исключил также, что потенциал, наработанный в ходе шестисторонних переговоров, будет использован для укрепления мер доверия в Северо-Восточной Азии. «Нет ничего плохого для национальных интересов России, если мы сумеем найти общую платформу для обсуждения вопросов безопасности в Северо-Восточной Азии, в развитие того потенциала доверия, который мы установим в ходе переговоров», - отметил он.
     Что касается конкретных вопросов закрытия ядерной программы КНДР, то участники переговоров пытаются определить, что такое выведение из строя всех ядерных объектов и что понимается под этим термином, нужно ли продвигаться к демонтажу ядерных объектов сразу или поэтапно. Говоря о возможных сценариях, Владимир Рахманин, например, отметил, что один из них предусматривает в первую очередь декларирование Пхеньяном своих ядерных программ, а затем выведение их из строя, либо это может быть сделано одновременно. «Пока мы обсуждаем эти вопросы и еще не определили график, как это сделать», - подчеркнул российский дипломат.
     
Проблемы остаются

     Нынешний раунд еще не закончился – его продлили на один день, до 20 июля, а наблюдатели задаются вопросом, что же будет дальше. Как поведут себя участники переговорного процесса, и в частности Пхеньян, который ранее не единожды находил различные предлоги, чтобы перестать выполнять достигнутые договоренности? Правда, на сей раз ситуация качественно иная. Точка возврата, как говорится, осталась позади. Тем не менее следует ожидать, что Пхеньян будет ставить новые условия, и в первую очередь в плане предоставления стране гарантий безопасности. Тем более что определенные сигналы на этот счет уже есть.
     Так, накануне возобновления нынешнего раунда «шестерки» КНДР потребовала от США прекратить давление на Пхеньян под предлогом ядерной проблемы. Об этом говорится в распространенном агентством ЦТАК заявлении главы миссии Корейской народной армии в пограничном пункте Пханмунчжом в демилитаризованной зоне. Некоторые представители США, указывается в сообщении, в последнее время заявляли о необходимости усилить нажим на КНДР, с тем чтобы заставить ее полностью отказаться от ядерной программы, ошибочно полагая, что ряд действий, связанных с ядерной проблемой на Корейском полуострове, предпринимается сейчас в результате политики давления на КНДР.
     В Пхеньяне считают, что подобные высказывания отражают намерение США продолжать политику нажима на КНДР до тех пор, пока не будет достигнута их стратегическая цель – сохранение военного присутствия в Южной Корее и уничтожение социалистической системы народной республики. Если Вашингтон не откажется от «давления на народную республику под предлогом ядерной проблемы», «наращивания вооружений» и проведения совместных с Сеулом военных маневров, то «народ и армия КНДР будут вынуждены бросить все силы на дальнейшее наращивание средств для ответного и упреждающего ударов, чтобы сохранить свое достоинство, суверенитет и право на существование», - подчеркивается в заявлении. Заодно Пхеньян потребовал доказательств отсутствия на Юге американского ядерного оружия.
     В целях снижения напряженности КНДР призвала США выполнять свои обязательства, указанные в соглашении о перемирии, подписанном по окончании корейской войны, до тех пор, пока не будет выработан новый механизм сохранения мира на Корейском полуострове. В этой связи КНДР предложила Соединенным Штатам провести в присутствии представителей ООН переговоры, в ходе которых обсудить вопросы установления мира на Корейском полуострове и гарантии безопасности. Провести их Пхеньян готов «в любое время и в любом месте».
     Реакция Америки на столь неожиданное предложение была весьма сдержанной. Вашингтон и раньше всячески уходил от двусторонних переговоров с Пхеньяном. В конце концов он согласился на такие контакты в рамках шестисторонних переговоров. Однако непосредственный военный диалог никак не укладывается в американские планы. Особенно если учесть, что его целью Пхеньян ставит не только снижение военной активности США на Корейском полуострове, но и полный вывод с него расположенных там американских войск. Ведь в таком случае Вашингтон лишится своих аргументов, оправдывающих наращивание военного присутствия США в регионе. Как пишет «Уолл-стрит джорнэл», ключевая проблема заключается в том, как сохранить военное присутствие США на полуострове, если северокорейская угроза, служившая главным тому оправданием, исчезнет. И так уже северокорейские ракеты перестали фигурировать в заявлениях официальных американских лиц по поводу необходимости развертывания элементов национальной системы ПРО в Европе и Северо-Восточной Азии. Единственное, на что, возможно, пойдут США, дабы сохранить лицо, так это в ответ на отказ Пхеньяна от ядерной программы исключить КНДР из числа «стран-изгоев».
     Хотя и здесь не все так просто. Ведь не случайно на днях командующий войсками США в Южной Корее генерал Барвел Белл заявил, как сообщило радио «Свобода», что Северная Корея остается угрозой миру и стабильности, несмотря на ее намерения свернуть ядерную программу (интересно, что и Вашингтон, и Пхеньян избрали военных для озвучивания не укладывающихся в общую атмосферу ожидания прогресса в денуклеаризации Корейского полуострова заявлений).
     В свою очередь помощник министра обороны США по азиатско-тихоокеанским делам Ричард Лолисс обратил внимание на то, что КНДР разработала новую ракету малой дальности, намного превосходящую по точности системы типа «Скад», и готовится принять ее на вооружение. Он также отметил, что США обеспокоены появлением у КНДР нового ракетного вооружения. «С обретением данной системы Северная Корея впервые получает в своем арсенале высокоточные ракеты, единственное предназначение которых, если учитывать их дальность действия, - это нанесение удара по Республике Корея», - заявил Лолисс.
     Следует также отметить, что свою озабоченность по поводу возможных прямых двусторонних военных переговоров КНДР и США высказала Южная Корея. По мнению Сеула, в переговорах с Севером о замене положившего конец корейской войне 1950-1953 годов и действующего до сих пор перемирия на механизм обеспечения прочного мира должна обязательно участвовать Южная Корея. Соглашение о перемирии, прекратившее боевые действия, было подписано в 1953 году в Пханмунчжоме между командованием войск ООН, где тогда верховенствовали американцы, КНДР и ее ближайшим военно-политическим союзником Китаем. Южная Корея перемирие не подписала, так как, по официальной версии Сеула, тогда выступала против этого документа. Однако сегодня она не желает, чтобы вопросы будущего Корейского полуострова решались за ее спиной. В этой связи правительство Южной Кореи предложило КНДР провести переговоры на высоком уровне по вопросу заключения мирного договора между двумя странам. «Пришло время особо обсудить тему мирного договора», - заявил в четверг на пресс-конференции в Сеуле заместитель министра по делам объединения Республики Корея Син Ен Сан.
     Еще один комплекс проблем на пути к денуклеаризации Корейского полуострова представляют собой отношения между КНДР и Японией. Нельзя сказать, что в Токио не заинтересованы в успехе этого процесса. Однако при этом японцы хотели бы решить ряд своих личных вопросов. И в частности, пытаются использовать формат «шестерки» для решения проблемы похищенных северокорейскими спецслужбами в 1970-1980-х годах японских граждан. Северная Корея признала факт похищения своими спецслужбами 13 граждан Японии. Пятеро из них были репатриированы, а остальные восемь человек, по уверениям северокорейской стороны, уже умерли. Пхеньян считает этот вопрос закрытым, однако Токио настаивает на том, что таких случаев было больше и требует возвращения всех похищенных на родину. Япония в отличие от других участников переговоров отказывается от прямого участия в оказании помощи Пхеньяну даже при условии выполнения им обязательств по денуклеаризации Корейского полуострова. Опять же Токио широко использует северокорейскую угрозу для оправдания своих планов по военному переустройству страны. Сюда следует отнести и планируемый пересмотр военных положений японской конституции, и принимаемые шаги по модернизации вооруженных сил и наделению их правом действовать за пределами страны, и активизацию военного сотрудничества с США…
     Нынешний раунд шестисторонних переговоров еще продолжается, и есть все основания полагать, что он закончится успешно. Сейчас важно не торопить события и не форсировать урегулирование проблемы, а надо постепенно, шаг за шагом, тщательно разбирая накопившиеся и возникающие новые завалы, двигаться по пути денуклеаризации Корейского полуострова, укрепления стабильности и обеспечения безопасности в регионе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex