на главную страницу

21 Июля 2007 года

Тема номера

Суббота

Законодатель танковой моды

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Российское танкостроение по праву занимает ведущие позиции в мире. Используемые в отечественных танках технические решения очень внимательно изучают за рубежом. Вполне понятно, что без конструкторов, без научной школы создать машины, отвечающие всем требованиям современного боя, просто невозможно. А в этой когорте специалистов у нашей страны имеются поистине уникальные люди. Сегодня главному конструктору Уралвагонзавода по танкостроению кандидату технических наук генерал-майору Леониду Карцеву исполнилось 85 лет. Леонид Николаевич в кругах экспертов, специалистов и знатоков истории отечественного танкостроения – личность не просто известная, а легендарная. Для такой оценки есть все основания.

     
Молодым везде у нас дорога

     В марте 1953 года директор Уральского танкового завода (так раньше назывался Уралвагонзавод) И. Окунев оказался перед сложным выбором. Специалисты харьковского завода им. Коминтерна, эвакуированные в Нижний Тагил во время Великой Отечественной войны, стали возвращаться на Украину. В итоге и без того небольшой конструкторский коллектив УТЗ стал быстро терять кадры. Теперь в качестве главного конструктора танкового КБ в Харьков возвращался А. Морозов. Кого назначить на его должность?
     Иван Окунев был уникальным директором, о годах его управления и поныне рассказываются истории, которые давно стали легендами предприятия. Тогда в столь сложной ситуации он принял решение, удивившее многих. Танковое конструкторское бюро возглавил Леонид Карцев. За плечами нового руководителя, окончившего с золотой медалью Академию бронетанковых и механизированных войск, но все-таки молодого специалиста, проработавшего в КБ чуть больше трех лет, особых заслуг не было. Иван Васильевич сумел увидеть в нем не только перспективного и одаренного конструктора, но и великолепного организатора. Как показало время, выбор был сделан правильно. И. Окунев, как говорится, попал в точку, в дальнейшем ему не пришлось жалеть о принятом решении.
     Когда новый главный конструктор впервые ознакомился со списочным составом КБ (впоследствии ОКБ-520, УКБТМ), в нем со всеми вспомогательными службами числились 120 человек. Как вспоминал позже Карцев, несмотря на малочисленность конструкторского бюро, в его помещениях было очень тесно. Специалисты сидели очень скученно, а их рабочие места даже по тем временам были оборудованы допотопным образом. Например, в группе трансмиссии было всего два кульмана. Не в лучшем положении находилось и опытное производство.
     Все это, безусловно, крайне негативно сказывалось на работе конструкторского коллектива и, как следствие, на качестве выпускаемой заводом продукции. Это хорошо видно на примере танка Т-54.
     Начало серийного производства показало, что для этой боевой машины, принятой на вооружение в 1946 году, были характерны серьезные недостатки, особенно в вопросах надежности. Дело дошло даже до того, что с целью обеспечения полноценной доработки конструкции танка Политбюро приняло решение о задержке серийного выпуска Т-54 на один год. В итоге весь 1949 год танковое производство на трех заводах страны (в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске) было остановлено. Лишь к 1951 году на УТЗ удалось устранить большинство недостатков и наладить по-настоящему крупносерийное производство танков.
     Удручающее положение дел в КБ не испугало Л. Карцева, с честью прошедшего через горнило Великой Отечественной войны, а, наоборот, заставило действовать быстро и энергично. Вскоре благодаря принятым решениям ситуацию удалось не только стабилизировать, но и кардинальным образом изменить в лучшую сторону. Отток кадров прекратился, в КБ стали устраиваться на работу молодые специалисты, окончившие различные вузы, в том числе такие престижные, как МВТУ им. Баумана и Ленинградский политехнический институт. Приток свежих сил, увеличение численности сотрудников конструкторского бюро и введение для них дополнительных поощрительных стимулов позволили активизировать работы как по дальнейшему совершенствованию находящегося в серийном производстве танка Т-54, так и по созданию новых образцов бронетанковой техники.
     Безусловно, в этом была огромная заслуга и самого главного конструктора, работавшего, как говорится, рука об руку с директором завода. Такие качества Леонида Николаевича, как целеустремленность и настойчивость в достижении принятых решений, организаторские способности и умение работать с коллективом, объективно оценивать возможности завода при реализации принятых конструктивных и технологических решений, обладание чувством нового, во многом способствовали успешному решению поставленных задач.
     
Шестнадцать прорывных лет

     Судьба отвела Леониду Николаевичу быть главным конструктором в течение 16 лет. Это было непростое, но вместе с тем интересное для коллектива и его руководителя время. Непростое потому, что согласно решению Министерства транспортного машиностроения конструкторское бюро УТЗ отвечало за серийное производство танков Т-54 на всех заводах отрасли, где выпускались эти боевые машины. Однако тем самым тагильчане лишались творческой работы, а значит, и серьезных перспектив. В то же время за харьковским КБ закреплялось право работать над созданием перспективного среднего танка.
     Здесь надо сделать отступление и пояснить. Столь волевое решение в распределении задач положило начало негласному состязанию двух КБ. Порой оно перерастало чуть ли не в противостояние. Очевидно, специалисты, вернувшиеся в Харьков, никак не могли смириться с мыслью, что уральский Танкоград без их участия может стать законодателем танковой моды.
     До сих пор не только в кругах любителей истории отечественного танкостроения, но и среди специалистов бытует точка зрения, согласно которой возглавляемое Л. Карцевым бюро в вопросах разработки перспективных образцов танков стояло как бы на вторых ролях и не дотягивало до уровня харьковского КБ. Имеющиеся на сегодняшний день документы позволяют однозначно говорить о том, что подобное утверждение весьма далеко от истины.
     Благодаря активности и настойчивости главного конструктора удалось показать и доказать министерским чиновникам способность и возможность конструкторского бюро УТЗ разрабатывать оригинальные боевые машины с высокими техническими характеристиками, не уступающие, а зачастую и превосходящие зарубежные аналоги.
     Первой ласточкой в этом деле стала разработка опытного образца танка «объект 140». Хотя боевая машина по ряду причин так и осталась опытной, тем не менее сам факт ее создания наглядно показал, что коллектив, возглавляемый Л. Карцевым, был готов к решению сложных технических задач.
     Во многом этому способствовала позиция, занятая руководителем КБ, которой он постоянно придерживался. При нем сложилась своеобразная творческая атмосфера, когда практически каждый рядовой конструктор мог попытаться реализовать себя как специалист, предлагая свои варианты решения поставленных задач. Если главный видел в этих предложениях новизну, рациональное зерно, то он всячески их поддерживал.
     Под руководством Леонида Николаевича за шестнадцать лет разработано 26 образцов бронетанковой техники. Десять из них приняли на вооружение, а девять из этой десятки серийно выпускал УТЗ. Столь высокая результативность работы - лучшее свидетельство того, что именно при Л. Карцеве пусть и не сразу, но сложился и получил развитие эволюционный подход в вопросе создания различных образцов бронетанковой техники. Благодаря высокой степени унификации удалось в относительно небольшие сроки разработать значительное число машин. Среди них танки Т-55 и Т-62, ставшие на многие годы основой бронетанковых парков десятков зарубежных стран.
     Менее многочисленный в серийном производстве, но не менее известным в мире стал ракетный истребитель танков ИТ-1. Новейшую разработку поручили заводу в 1956 году. Л. Карцев принял решение создавать его на базе серийного танка, а вместо пушки установить ракетное вооружение.
     В июне 1960 г. заводской образец «объекта 150» был отправлен на бронетанковый полигон под г. Красный Кут Саратовской области для показа руководству страны и лично Н. Хрущеву, который, как ревностный поклонник ракетного вооружения, благожелательно принял объяснения по новому танку.
     Особо надо отметить, что пусковая установка обеспечивала захват ракеты из боеукладки, вынос ее из боевого отделения, освобождение сложенных консолей крыла от фиксаторов, предстартовую проверку и старт ракеты. Днем и ночью, с места и в движении, используя 12 танковых управляемых реактивных снарядов «Дракон» с радиокомандной системой наведения, экипаж мог поражать цели на дистанции 300 – 3.300 метров.
     ИТ-1 стал единственным чисто ракетным танком, принятым на вооружение в Советском Союзе. Танк серийно изготавливался на УТЗ с 1968 по 1970 год. За его разработку главный конструктор был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Из опытных машин, безусловно, стоит также отметить разработку образцов с газотурбинной силовой установкой – танков «объект 167Т» и «объект 166ТМ».
     
От Т-72 до Т-90С

     Однако особо хотелось бы сказать о проекте среднего танка, который позволяет по-иному взглянуть на роль Л. Карцева в деле создания «семьдесятдвойки». На рубеже 1963-1964 годов в научно-технический совет Государственного комитета по оборонной технике под видом инициативной модернизации «шестьдесятдвойки» были поданы материалы по танку Т-62Б (в опытной разработке – «объект 167М»).
     Представленная боевая машина резко отличалась от серийного танка. Она имела корпус и башню с многослойным бронированием, ходовую часть, заимствованную с «объекта 167», 125-мм гладкоствольную пушку Д-81, двухплоскостной стабилизатор вооружения, автомат заряжания карусельного типа на 19 выстрелов, а также усовершенствованную моторно-трансмиссионную установку с двигателем типа В-2 мощностью 780 л.с. Характерной чертой корпуса был наклон верхней лобовой детали под углом 68 градусов. Тот, кто хоть немного знаком с танком Т-72, наверняка обратит внимание на то, что по своим характеристикам Т-62Б почти совпадает с аналогичными показателями «семьдесятдвойки».
     В качестве справочной информации надо сказать, что технический проект танка Т-64А («объект 434») был завершен примерно в это же время. Таким образом, ни о каком интеллектуальном отставании тагильского конструкторского бюро от харьковского КБ не может быть и речи.
     К сожалению, проект танка Т-62Б так и не удалось довести до воплощения в металле, хотя Карцев, присутствовавший на рассмотрении проектов танков Т-62Б и Т-64А, настаивал на вынесении окончательного решения только после проведения сравнительных испытаний опытных образцов. Руководство Министерства оборонной промышленности отдало предпочтение другой машине. В итоге путь к созданию танка Т-72 растянулся на долгих десять лет. На этом пути ОКБ-520 под руководством Леонида Николаевича разработало еще несколько опытных образцов, в том числе «объект 172».
     Увы, но в 1969 году Л. Карцева перевели с поста главного конструктора на должность заместителя председателя научно-танкового комитета ГБТУ, так и не дав ему довести свое детище до стадии серийного производства. Однако его ученики продолжили начатое дело, а он на новом месте работы принимал активное участие в дальнейшем становлении танка. В конечном итоге в 1974 году на вооружение армии приняли боевую машину, впитавшую в себя многие технические решения, реализованные еще на танке Т-62Б. В этом, безусловно, огромная заслуга Леонида Николаевича Карцева.
     Т-72 «Урал» («объект 172М») — основной боевой танк, стоящий на вооружении армии нашей страны. «Семьдесятдвойка» стоит на вооружении стран СНГ, экспортировалась в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M-84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии, которые в свою очередь также их экспортировали.
     В настоящее время Государственной программой вооружения запланировано проведение модернизации Т-72. Она коснется всех основных боевых качеств танка – огневой мощи, защиты, подвижности и командной управляемости. Не обошли своим вниманием конструкторы УКБТМ и вопрос снижения заметности. Они решили его комплексно и обеспечили многократное снижение уязвимости танка от высокоточного оружия, средств разведки, а также в какой-то мере и от обычных средств поражения. На базе «семьдесятдвойки» создан ракетно-пушечный Т-90С, отвечающий самым жестким мировым требованиям к боевой машине. Его по достоинству оценили специалисты Индии, танк был принят на вооружение этой страны. В настоящее время ряд стран ведет переговоры о закупке Т-90С.
     В заключение хочется вспомнить научно-практическую конференцию «85 лет отечественному танкостроению. Состояние и перспективы развития бронетанкового вооружения и техники», которая прошла в год 60-летия Великой Победы над фашистской Германией. Тогда начальник Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал армии Юрий Балуевский, впервые посетивший танковое производство в Нижнем Тагиле, заявил: «Скажу честно: восхищен. Восхищен увиденным и тем, что уральцы сумели сохранить и приумножить это уникальное производство. Потенциал завода воодушевляет, дает возможность не просто предполагать, а быть уверенным в том, что все заказы Минобороны, а они, несомненно, появятся и станут увеличиваться, будут реализованы в срок и с высоким качеством. Сегодня я это увидел собственными глазами».
     Коллектив, созданный Леонидом Николаевичем Карцевым, продолжает свои лучшие традиции в отечественном танкостроении. По крайней мере, эксперты и специалисты, посещающие в Нижнем Тагиле Международную выставку вооружения, военной техники и боеприпасов RUSSIAN EXPO ARMS, каждый раз ждут появления нового «объекта», разработанного в УКБТМ. Как знать, может, в следующем году их ожидания и прогнозы превратятся в реальность.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex