на главную страницу

21 Июля 2007 года

История Отечества

Суббота

Стратег и дипломат

К 110-летию со дня рождения В.Д. Соколовского

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



     «Высокой культуры, с большой военной эрудицией и организаторскими способностями генерал. Имеет хорошее общее и политическое образование. Обладает большой силой воли и твердостью характера, смелый и энергичный, решительный и инициативный, постоянно требователен к себе и подчиненным. Быстро и правильно ориентируется в боевой обстановке и принимает решения… В период Берлинской операции непосредственно руководил боевыми действиями войск по овладению Берлином и успешно выполнил задание командования фронтом», - так вскоре после Победы аттестовал Василия Соколовского, еще генерала армии, Георгий Жуков.
     Никто лучше Георгия Константиновича, пожалуй, Соколовского и не знал. Судьба свела этих военачальников перед войной. Жуков осваивал непривычное для него дело на ответственном посту начальника Генерального штаба Красной Армии, а Соколовский был у него заместителем. Надежным, умелым, знающим. Уже тогда между ними утвердились добрые, деловые, по-своему теплые отношения, которые эти незаурядные люди пронесли через всю жизнь.
     Когда в самый тревожный для страны час Жукова назначили командующим Западным фронтом и главнокомандующим войсками Западного направления, Георгий Константинович попросил Сталина дать ему в начальники штаба Соколовского. Василий Данилович стал опорой командующего, его правой рукой. Никто, кроме Жукова и Соколовского, столь детально и объемно не знал о том, что происходило у нашей столицы и в горькие дни отступления, и в триумфальный час первого контрнаступления. И тот, и другой после войны не раз возвращались мысленно в сорок первый, и каждый со своих позиций старался рассказать потомкам о тех судьбоносных событиях.
     Затем Жуков и Соколовский на какое-то время расстались. Василий Данилович вышел на более высокую орбиту, приняв под свое командование Западный фронт, один из самых мощных.
     В активе В.Д. Соколовского, как командующего фронтом, Ржевско-Вяземская операция. Именно ему во взаимодействии с Калининским фронтом в марте 1943 года было суждено наконец-то ликвидировать плацдарм противника, клином вытянувшийся в сторону Москвы. Здесь было пролито особенно много русской крови, но срубить этот выступ, насыщенный войсками противника и подготовленный к обороне, не удавалось. А от Ржева, удерживаемого врагом, до нашей столицы по прямой всего около 150 километров. Перед войсками генерала Соколовского гитлеровцы, уже изрядно распылившие силы, были вынуждены отступить, оставив Ржев, Гжатск, Вязьму… Плацдарм перестал существовать. Благодаря сокращению линии фронта были высвобождены две наши армии и отдельный механизированный корпус.
     Но на посту командующего фронтом Соколовский пережил не только радость стратегически важной победы. В последующих одиннадцати операциях, проведенных Западным фронтом с 12 октября 1943-го по 1 апреля 1944 года, зримых успехов не было. В Ставке сочли, что их результаты не соответствуют понесенным потерям. Специальная комиссия во главе с Г.М. Маленковым, выяснявшая на месте причины неудач, пришла к выводу, что должность командующего Западным фронтом генералу Соколовскому не по плечу. Фронт разделили на два - 2-й Белорусский и 3-й Белорусский, а командующего с должности сняли.
     Василий Данилович и в тот драматический момент, и после войны полагал, что обвинения, упреки, предъявленные ему и Западному фронту, в значительной степени были несостоятельными, не учитывающими особенностей обстановки. Видимо, такого же мнения придерживался и Георгий Жуков, заместитель Верховного Главнокомандующего.
     Когда после гибели генерала армии Н.Ф. Ватутина Жуков принял под свое командование 1-й Украинский фронт, по характеру задач и концентрации сил не уступавший Западному фронту образца 1941 года, он тут же попросил к себе начальником штаба генерала Соколовского. И снова в ведении Василия Даниловича оказалась огромная сила: семь общевойсковых, три танковые и две воздушные армии – в общей сложности 80 дивизий, помимо множества соединений и частей усиления. Время показало, что штаб во главе с Соколовским держал это огромное и разношерстное хозяйство под неусыпным контролем и управлял им именно так, как замышлял командующий. Организаторский талант, динамика мысли и действий Соколовского зримо проявились в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской операциях. Вот только белорусские Козлики, деревню под Белостоком, где Василий Данилович в 1897 году увидел свет, освобождать ему не довелось. Это выпало на долю уже другого фронта.
     Берлин генерал армии В.Д. Соколовский брал в ранге первого заместителя командующего 1-м Белорусским фронтом. И на этот пост он был назначен по просьбе Г.К. Жукова, умевшего ценить столь профессиональных и деятельных помощников. За умелое руководство боевыми действиями войск в Берлинской операции и личное мужество Соколовскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
     В марте 1946 года главнокомандующего Группой советских оккупационных войск в Германии и главноначальствующего Советской военной администрации Маршала Советского Союза Г.К. Жукова отозвали в Москву. Его пост принял В.Д. Соколовский, вскоре тоже ставший Маршалом Советского Союза. Спустя три года, в марте 1949-го, Василий Данилович был назначен первым заместителем министра Вооруженных Сил СССР, а в июне 1952 года принял под свое начало Генеральный штаб. В должности начальника Генштаба – первого заместителя министра обороны СССР маршал Соколовский находился без малого восемь лет. Это было время глубоких преобразований в военной структуре государства, практического освоения ядерного оружия, выработки новых стратегических концепций.
     Оценивая фронтовую и послевоенную деятельность Василия Соколовского, маршал А.М. Василевский в своих воспоминаниях отметил: «…В его работе было много положительного, особенно это касалось разработки планов операций. Он успешно справился с обязанностями как начальника штаба, так и командующего войсками фронта. Однако наиболее ярко проявил себя на штабной работе в качестве начальника штаба фронта, а после войны – начальника Генерального штаба».
     Трудно себе представить работника крупного штаба, который не обладал бы командным опытом, не поварился бы до этого в гуще войск. Как, впрочем, и командующего, не проверившего свои способности в штабном кабинете, в круговерти бумаг, не освоившего специфику, особенности этой крайне важной и ответственной управленческой структуры.
     В.Д. Соколовский, прежде чем возглавить высокие штабы, достаточно испытал себя на командирских постах. Он получил системное военное образование. В Военной академии РККА, которую Василий Данилович окончил еще в 1921 году, был сильный преподавательский состав. А то, что учеба совмещалась с решением практических задач, с полевой практикой не в приближенных к боевым, а действительно боевых условиях, лишь закрепляло и умножало знания, переплавляло их в навыки, мастерство.
     Навоевавшись вволю с басмачами, научившись с Средней Азии дипломатично выстраивать отношения с населением, обращать народ в союзника Красной Армии, Василий Соколовский принял под свое командование стрелковую дивизию в Белорусском военном округе. Как он ее обучал и воспитывал, видно из аттестаций.
     1931 год: «Дивизия значительно выросла за период работы в ней Соколовского. Почти по всем видам боевой подготовки дала заметный рост. Подтянул работу штаба дивизии и полков. Повысил уровень дисциплины и боевой подготовки в полках. Решительный, смелый, развит политически, хорошо разбирается в обстановке».
     1932 год: «Личная подготовка хорошая, способный организатор. Дивизия занимает одно из первых мест по боевой подготовке. Должности соответствует вполне. Заслуживает выдвижения на должность командира корпуса».
     Василию Соколовскому было тогда тридца
     ть пять. Корпусом, как и войсками округа, командовать ему не довелось. Стезя повела через штабы Приволжского, Уральского, Московского военных округов. В феврале 1941 года Василия Даниловича назначили заместителем начальника Генерального штаба. Война была у порога.
     Вернувшись в Генштаб после Победы, маршал Соколовский немало сделал для обобщения опыта Великой Отечественной войны, развития военно-научной мысли. В труде «Военная стратегия» ему было суждено первым публично высказаться о возможном применении в войне ядерного оружия. Дискуссии по этому поводу в офицерской среде способствовали развитию оперативного мышления, новым подходам к организации боя и операции.
     Нельзя не сказать и о том, что Соколовский пронес через годы теплое, уважительное отношение к Георгию Жукову. На каком-то этапе после войны служебное положение Василия Даниловича оказалось более высоким, чем у самого выдающегося полководца Второй мировой. На их чисто человеческих связях это никак не отразилось. Ровными, плодотворными оставались отношения этих ярких военачальников, когда Г.К. Жуков, приняв пост министра обороны СССР, вновь стал для Соколовского, своего первого заместителя во главе Генштаба, непосредственным руководителем. В периоды жесткой опалы Жукова Соколовский открыто отстаивал честь его имени, и как политики ни навязывали ему свои представления о Жукове, ни слова хулы в его адрес не произнес. Это ведь тоже проявление духа и мужества.
     У маршала Соколовского были добрые отношения с «Красной звездой». Он часто выступал на ее страницах. Когда Василия Даниловича уже не было в живых, редакция направила молодого журналиста капитана Сергея Лагодского в Хлебный переулок, в семью маршала для беседы с его родными. Статьей офицер, располагавший до этого самыми общими представлениями о полководце, не ограничился. Вскоре он выпустил в свет объемную книгу о маршале Соколовском, на которую, как надежный и достоверный источник, ныне ссылается Военная энциклопедия.
     В свое время корреспондент «Красной звезды» полковник Александр Андрюшков стал участником медико-биологического эксперимента, связанного с многомесячной имитацией космического полета. За физическим и психологическим состоянием нашего коллеги, в прошлом военного летчика, изолированного от окружающей среды, вела наблюдение внучка маршала Соколовского, известный специалист в этой области медицины.
     А вообще-то среди наследников Василия Даниловича есть генералы, полковники, а по женской линии – немало ученых.
     Взаимоотношения в семье Соколовских всегда были удивительно чистыми, сердечными, но и требовательными. О долге перед Отечеством в семье не рассуждали, этим жили и дышали.

     На снимке: краском Василий СОКОЛОВСКИЙ после окончания Военной академии РККА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex