на главную страницу

24 Июля 2007 года

Армия и общество

Вторник

Крепкие мосты Балтики

Юрий ДМИТРИЕВ.



Инициатива и профессионализм - залог успеха, считает начальник службы военных сообщений Балтийского флота полковник Владимир ЖОВТУН.

     - Владимир Аксентьевич, последние годы вы служили на Черноморском флоте, сейчас вернулись на Балтику. Каковы впечатления от увиденного в Калининграде?
     - Если говорить о специфике региона, да, конечно, за минувшие годы Калининградская область стала крупным транспортным узлом. Впереди у нее немалые перспективы. Особенность в том, что регион отрезан иностранными государствами от основной части России. В этом смысле Севастополь, где базируется ЧФ, схож с Калининградом, потому что доставка людей, грузов и техники из России в Крым также ведется по территории иностранного государства.
     Для того чтобы вникнуть в тонкости сегодняшней ситуации, связанной с обеспечением воинских перевозок в/из Калининградской области, мне понадобилось немного времени. Специфику региона я хорошо знаю. Еще пять лет назад я был участником переговоров с Литовской Республикой по вопросу российского транзита по ее территории после вступления в ЕС. Теперь она уже стала членом Евросоюза. Но до сих пор нет, например, правовых документов, регламентирующих военный транзит через Литву. За пять лет в этом смысле мало что изменилось. Хотя, конечно, появились новые условия транзита, упрощенные проездные документы, заграничные паспорта. Военный транзит осуществляется, как и раньше, со сложностями. Свои коррективы вносят сами литовцы, издавая правительственные постановления с перечнем разрешенных к провозу по ее территории военных грузов. Подобные документы должны быть совместными, носить международный характер, тогда они будут иметь правовую силу для всех. Ведь парадокс: мы до сих пор руководствуемся положениями, которые были приняты в Советском Союзе во время вывода войск из Германии.
     Вместе с этим хотел бы подчеркнуть, что в отличие от ЧФ, где условия транзита диктует Украина, здесь, на Балтике, существуют более строгие правила, установленные литовской стороной и ЕС. Украинская сторона руководствуется пока еще старыми правилами и добрыми с нами отношениями. Поэтому там проще работать, находить взаимопонимание. Там существенную роль играет человеческий фактор. Здесь же есть четкое выполнение установленных Литвой правил. Если положено давать заранее телеграмму о проезде военнослужащих железнодорожным транспортом, например при сопровождении каких-то грузов или же едущих в командировку (таким-то поездом, таким-то вагоном, такого-то числа), мы обязаны это делать. Если же не сделаем, литовцы не пропустят команду. Бывали случаи, когда именно по этой причине не допускали к проезду военнослужащих. Командование флота очень требовательно подходит к перевозке воинских команд через Литву. На уровне штаба флота проводится инструктаж военнослужащих, которые следуют в другие регионы России по железной дороге. Подчеркну, что всем командирам надо подходить к этому вопросу очень серьезно.
     Всем надо понимать, что Литва - это государство, входящее в Европейский союз, и там действуют общеевропейские правила. Если военнослужащие неадекватно себя ведут в калининградских поездах, которые пересекают транзитом Литву, то это может негативно отразиться на имидже страны и Вооруженных Силах. Ведь в поездах работают консульская служба Литвы, пограничники, таможенники. Никто не должен мешать выполнять им свои профессиональные обязанности.
     - Военнослужащие срочной службы не имеют заграничных паспортов, это значит, что по железной дороге через Литву им путь закрыт. Насколько успешно развивается альтернативное сообщение с «большой» Россией?
     - Условия транзита за последние годы существенно изменились, но и сейчас мы не знаем, что нам может «приготовить» Европейский союз в будущем, поэтому мы должны иметь альтернативные пути, в том числе с использованием не только наземного, но и воздушного, и морского транспорта. Мы должны развивать эти направления. С учетом нашего анклавного положения командующий БФ нацеливает на то, чтобы мы занимали активную позицию в отношении проблемных вопросов. Это абсолютно правильный подход, потому что если мы сами не будем ничего делать, нам никто не поможет. Замыслы появляются на местах, а решения они находят в центре. Но федеральный центр должен видеть инициативу и напористость. Одна из инициатив, которую мы предложили и которую поддержало командование флота, - это создание в аэропорту Храброво представительства Министерства обороны России на воздушном транспорте. Далее нам предстоит отстаивать эту инициативу в Минобороны и Минтрансе РФ.
     Судите сами, тысячи военнослужащих Балтийского флота ежегодно пользуются воздушным мостом, связывающим Калининградскую область с другими российскими регионами, но представительства Минобороны РФ в аэропорту нет. Там есть пограничники, таможенники, милиция. Иногда там возникают проблемные вопросы, которые требуют специфического решения. Мы полагаем, что в перспективе Министерство обороны будет чаще пользоваться воздушным мостом, в том числе прибегать к услугам гражданской авиации.
     Серьезной альтернативой железнодорожному маршруту через Литву является паромная переправа. Она связывает Ленинградскую и Калининградскую области. Недавно была открыта грузовая железнодорожная переправа, которая значительно увеличила наши возможности. Мы стали независимы от железнодорожного транзита через Литву. Военнослужащих мы уже возим на пароме «Георг Отс».
     - В этом году воинские перевозочные документы стал принимать ряд предприятий гражданской авиации. Будет ли развиваться это направление в дальнейшем?
     - У нас есть договор на перевозку военнослужащих самолетами гражданской авиации. Согласно этому договору, тариф на авиаперевозки приравнен к тарифу купейного вагона скорого поезда. Воспользоваться этой услугой могут как офицеры, мичманы, военнослужащие контрактной службы, члены их семей, так и военнослужащие срочной службы, уволенные в запас по окончании сроков службы.
     Как вы понимаете, серьезных проблем с обеспечением транзита военнослужащих наземным, морским, воздушным транспортом на сегодняшний день не существует. Могу заверить всех, кому предстоит сейчас увольняться из рядов ВС РФ и возвращаться домой, в Россию: никто больше положенного срока в Калининградской области не останется, все будут отправлены своевременно. Подчеркну, что еще ни один военнослужащий не задержался в Калининградской области из-за невозможности выехать. Порядок увольнения доведен командованием флота до командиров воинских частей, и по всем вопросам надо обращаться к ним. Но и в службе ВОСО всегда дадут разъяснения.
     - Из-за существующей в сфере гражданской авиации региона системы квотирования мест, выделяемых для Министерства обороны, многие военнослужащие приобретают билеты на самолет за свой счет. Компенсируются ли им затраты?
     - На сегодняшний день мы не имеем задолженностей перед военнослужащими, а если где-то людям еще не компенсировали расходы на проезд, осуществленный в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих», то это вина командиров и начальников финансовых служб частей. Мы располагаем денежными средствами в полном объеме.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex