на главную страницу

28 Июля 2007 года

Виват, Флот России

Суббота

ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ

Евгений Устинов, «Красная звезда».



     Чего здесь было больше – желания пролить свет на малоизвестные страницы истории или стремления придать новый импульс военно-патриотической работе, доподлинно неизвестно. Походы по местам боевой славы Тихоокеанского флота проводятся с завидной основательностью и размахом. Мало того, очередной «Поход памяти» и вовсе получил статус международного.
     
Добрые приметы

     Пожалуй, ничто так не объединяет моряков, как традиция чтить подвиги военных лет. Свято хранить память о павших героях принято в российском и, к примеру, в американском военном флоте. Одной подводной лодке «Ваху», за 14 месяцев боевых действий отправившей на дно 27 вражеских кораблей и судов водоизмещением свыше 60 тысяч тонн, посвящено множество памятников. Монументальные свидетельства о заслуженно стяжавшей лавры самой удачливой американской субмарины во Второй мировой войне можно встретить и на базах ВМС США, разбросанных на обширном пространстве от Японии до Марианских островов и Австралии. О капитан-лейтенанте Дадли У. Мортоне и его отчаянной команде слагаются стихи, издаются книги и буклеты, снимаются фильмы. Одно плохо, буквально до последнего времени не было известно точного места гибели легендарной подлодки – «Ваху» не вернулась из боевого патрулирования осенью 1943 года. А потому можно представить восторг американского военного командования, когда нашим исследователям удалось-таки пролить свет на судьбу национальных героев Америки!
     Напомню, что первоначальной целью прошлогодней экспедиции парусного судна «Искра» в пролив Лаперуза был поиск подводной лодки Л-19. В августе 1945 года экипаж капитана 3 ранга Александра Кононенко нес боевую службу у побережья Хоккайдо, совершив несколько эффективных атак на вражеские транспорта. Связь с ним прервалась на переходе в залив Анива. Выясняя возможное местоположение Л-19, возглавляемая Владимиром Карташевым группа исследователей неожиданно обнаружила американскую субмарину, погибшую двумя годами ранее. Переплетясь удивительным образом, схожие как две капли воды судьбы экипажей погибших лодок послужили главным аргументом для организации совместной церемонии отдания воинских почестей.
     В назначенный день под раскаты «Прощания славянки» десантный корабль капитана 2 ранга Игоря Акулова покидал военный причал. Следом потянулась стальная громадина плавбазы подводных лодок «Фрэнк Кэйбл».
     Жизнеутверждающим фактором стало присутствие на борту БДК-98 священнослужителя. Молодой, не более тридцати лет, но уже отмеченный за ревностное служение «золотым крестом», отец Георгий на удивление органично вписался в разношерстный коллектив, состоящий из ветеранов, журналистов, оркестра и курсантов. Он без колебаний испил соленой забортной воды, с ходу расположив к себе экипаж. После чего, взяв инициативу в свои руки, совершил обряд крещения и таинство покаяния. Последним в списке добрых деяний православного пастыря стало освящение корабля. Получив такое небесное благословение, наше неблизкое путешествие было обречено на успех.
     
Свистать всех наверх!

     Человеку несведущему может показаться, что сблизиться и осуществить перестроения двум иностранным судам не составляет особого труда. На самом же деле командирам и вахтенным офицерам, отвечающим головой за точность и безопасность плавания, нужно постоянно держать в голове массу сведений, касающихся технических возможностей своих кораблей и особенностей управления ими. Причем в последнем случае твердое знание и умелое использование свода тактических сигналов по маневрированию и связи является обязательным. Еще на стадии подготовки к «Походу памяти» его организаторы позаботились о занятиях и тренировках на берегу.
     Вторая часть учений проходила уже в море и включала в себя совместное плавание, а также тренировки по дневному и ночному сигналопроизводству. Выглядело это так. Сначала управление движением отряда осуществлялось с американского корабля, после – с ходовой рубки российского. На то, чтобы отработать более двух десятков сигналов и команд, совместных тренировок оказалось вполне достаточно. Во всяком случае корабли сумели своевременно выйти в искомую точку с координатами 45° 40,4 северной широты и 142° 06,9 восточной долготы.
     Из вахтенного журнала БДК-98: «…встретились с американской плавбазой подводных лодок «Фрэнк Кэйбл» и пограничным сторожевым кораблем ПСКР «Южно-Сахалинск» для проведения совместной морской церемонии отдания воинских почестей морякам, погибшим в проливе Лаперуза во время Второй мировой войны на подводных лодках «Л-19» (ТОФ) и «WAHOO» (США). Построились в единый походный строй: плавбаза «Фрэнк Кэйбл» справа на траверзе в дистанции 5 кабельтовых, ПСКР «Южно-Сахалинск» - слева на траверзе в дистанции 5 кабельтовых. Курс 86°, скорость 6 узлов».
     - «Большой сбор!» – Экипаж выстраивается на корме БДК. На митинге говорится о подвигах, о доблести, о славе. Отец Георгий, облачившись в праздничные одежды, проводит поминальную литургию по усопшим. Заместитель командира БДК-98 по воспитательной работе капитан 3 ранга Олег Матушкин поочередно зачитывает фамилии моряков-подводников двух лодок - «Ваху» и Л-19. Кажется, что они стоят как на поверке в одном строю: русский – американец – русский… Наконец на воду опускается траурный венок. Со стороны американского корабля отчетливо слышен оружейный салют…
     Церемония скоротечна. Отсалютовав друг другу и дав полный ход, корабли пошли разными курсами. Американских моряков ждал Гуам. Мы же несколько часов спустя должны были высадиться в Корсакове.
     
Что тебе сказать про Сахалин?

     «Пост Корсаковский имеет с моря приличный вид городка, не сибирского, а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать… Дома по большей части новые и опрятные. Здесь, как я заметил, и патриархальности больше, и люди консервативнее, и обычаи, даже дурные, держатся крепче», - читаем мы у Антона Павловича Чехова. С тех пор на Сахалине мало что изменилось. Всякий путешественник не без удовлетворения отметит хорошего качества дороги, утопающие в зелени постройки, чистые и, если судить по расставленным то тут, то там рекламным плакатам рыбодобывающих предприятий, полные лососей бухты и реки. Но все же главное достояние острова - люди.
     Положа руку на сердце, такого неподдельного интереса со стороны островитян наш десант не ожидал. Будь то на территории мемориала воинской славы в Южно-Сахалинске, под сводами областного краеведческого музея или в фойе кинотеатра, в котором состоялся тематический просмотр документального фильма «Холодная тишина», - везде, где бы мы ни появлялись, сахалинцы подходили, здоровались и, выяснив цель нашего прибытия, искренне радовались и сопереживали нашей миссии.
     Ключевым моментом сахалинской одиссеи тихоокеанцев, на мой взгляд, стало импровизированное выступление военного духового оркестра в центре Корсакова. Едва подопечные майора Олега Полиенко отыграли первую композицию, как доселе пустынная площадь заполнилась народом. Островитяне аплодисментами встречали каждую новую мелодию, а некоторые тут же пускались в пляс. Благодарная публика еще долго не желала расходиться, овациями не отпуская музыкантов.
     
Хранители традиций

     Пожалуй, самую колоритную часть нашего десанта составляли ветераны. Представлявшие разные общественные организации – городской и областные советы, а также профессиональные и ведомственные объединения и клубы – все вместе они подавали пример оптимизма и жизнелюбия. Казалось бы, разменявшему девятый десяток капитану 1 ранга запаса Павлу Дементьеву ничего не осталось, кроме как нянчить внуков и выращивать цветы на даче, так нет, при первой же возможности отправился на встречу с «братишками».
     В свою очередь экипаж БДК, курсанты ТОВМИ стремились по возможности больше узнать у ветеранов. Им было о чем поговорить, чему поучиться. Скажем, полковник запаса Сергей Кондратенко на таких встречах с молодежью щедро делился опытом выживания в кризисных ситуациях. Практически вся его служба прошла в соединении морской пехоты Тихоокеанского флота. Воевал в Чечне. Затем трудился в региональном спасательном центре. Ныне Сергей Константинович возглавляет Приморскую краевую общественную организацию «Контингент», много делающую для социальной адаптации бывших военнослужащих и увековечения памяти воинов-приморцев, павших в локальных войнах и конфликтах.
     
«Универсальный корабль»

     Не знаю, как для ветеранов, а для моряков-десантников этот поход стал настоящим испытанием. Изначально предназначенный для перевозки и высадки морской пехоты БДК-98 в этом путешествии одновременно использовался и как плавучая гостиница, и как учебный корабль. Всех требовалось разместить, накормить и самое главное – обеспечить учебными рабочими местами.
     Увы, но достойной альтернативы списанному пятнадцать лет назад УК «Бородино» на Тихоокеанском флоте не появилось до сих пор. Тем не менее, по словам старшего преподавателя кафедры кораблевождения ТОВМИ капитана 1 ранга Сергея Козлова, в отсутствие корабельной практики ни один выпускник не может считаться полноценным специалистом. Что делать? Правильно, использовать для выхода в море любую малейшую возможность. В нашем случае лишь «Поход памяти» буквально спас курс капитана 3 ранга Дмитрия Егорова от незавидной участи «сухопутных навигаторов».
     Несмотря на сравнительно небольшой срок морского путешествия, курсанты сумели освоить различные приемы и способы ведения штурманской прокладки, для чего по максимуму задействовали скромные возможности штурманского вооружения корабля. Наиболее твердые знания и навыки на итоговом зачете показал старшина 2 статьи Владимир Ли, курсанты Валентин Кармазиновский и Сергей Мазуренко.
     Преодолев более 1.200 не всегда спокойных миль, БДК под командованием капитана 2 ранга Игоря Акулова без аварий и происшествий пришел во Владивосток.
     
Время собирать камни

     Мне могут возразить, что, мол, в условиях дефицита топлива, израсходованного на это мероприятие, вполне хватило бы на отработку одного или нескольких боевых выходов кораблей. Все так, да только опасность, которую таит в себе полный отказ от посещения кораблями флота заповедных уголков нашего Отечества, способен обернуться потерями куда большего масштаба.
     Обилие культовых сооружений и объектов - первое, на что невольно обращаешь внимание, оказываясь в Южно-Сахалинске. Да, у нас свобода вероисповедания, но то, насколько вольготно чувствуют здесь, на окраине России, адепты свидетелей Иеговы, методистов, пятидесятников, адвентистов и прочих чуждых россиянам вероисповеданий, не может не тревожить.
     Когда-то мирный труд и покой островных территорий обеспечивала полнокровная общевойсковая армия, переформированная затем в корпус, который в свою очередь скоро сократится до дивизии. Нечто похожее переживает и флот, уменьшивший свое некогда непререкаемое присутствие до… пункта базирования.
     Чего скрывать, немало проблем прямо или косвенно создаем и мы сами. Прежде всего своим бездушным отношением к людям. В порту Корсакова к контр-адмиралу Андрею Войтовичу обратился мичман запаса с просьбой о содействии в решении жилищного вопроса. Оказывается, несколько лет назад заслуженного моряка по досадному недоразумению отправили на «вольные хлеба» без заветных квадратных метров. Внимательно выслушав служивого, заместитель начальника штаба ТОФ взял дело под свой личный контроль.
     Безусловно, такие походы для простых жителей Дальнего Востока сродни глотку свежего воздуха. «Батюшки, а у нас, оказывается, еще есть флот!», - воскликнула старушка - божий одуванчик, восхищенная строевой выправкой курсантов. Первый визит военных моряков в эти Богом и столичной властью забытые земли был посвящен 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В прошлом году - 275-й годовщине ТОФ. Достиг поставленных целей и нынешний, третий по счету, поход.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex