на главную страницу

1 Августа 2007 года

Армия и общество

Среда

Будущее десанта — за «Арбалетами»

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



На рабочем столе заместителя командующего ВДВ по воздушно-десантной подготовке генерал-майора Вячеслава Борисова - сводная таблица выполнения программы прыжков с парашютом: в 2003 году военнослужащие ВДВ выполнили 121,6 тыс. прыжков, в 2004-м - 151,2 тыс., в 2005-й - 141,6 тыс., в 2006-м - 154 тысячи. Да и в текущем году этот показатель приближается уже к 100 тысячам. Еще более впечатляет количество сбросов техники: в 2005 году - 47 объектов, в 2006-м - 64. На конец июля года текущего десантировано уже 38, плюс массовое десантирование техники ожидается на учениях в Иванове, Чебаркуле и Пскове…


     - Эти цифры, - делится мыслями генерал-майор Вячеслав Борисов, - следствие того, что после трех десятков лет, когда ВДВ практически не выходили из различных «горячих точек» и войн, войска, наконец, получили возможность заниматься нормальной боевой подготовкой.
     Улучшилась, по словам замкомандующего, и ситуация с авиатопливом. Хотя после этого утверждения Борисов сразу же делает оговорку, что керосина хоть и стало больше, но все еще по-прежнему не хватает. И провести десантирование с самолета Ил-76 - по-прежнему проблема. Вот и по сводной таблице прыжков отчетливо видно, что программу делает в основном старенький
трудяга Ан-2, на котором постоянно выполняетс0я от 115 до 142 процентов годового плана. А вот план прыжков с Ил-76 в 2004-м году выполнен на 27 процентов, в 2005-м - на 35, в 2006-м - на 44 процента.
     В общем, из-за большого расхода топлива «76-е» ВВС на прыжки выделяет по-прежнему неохотно. В основном лишь на ротные или батальонные учения или иные масштабные мероприятия боевой подготовки. На индивидуальную же подготовку, во время которой совершаются тренировочные прыжки, топлива, увы, не хватает.
     - А ведь одна из приоритетных задач ВТА, - сетует генерал Борисов, - как известно, - десантирование парашютно-десантных частей и подразделений.
     Однако на эту профильную задачу, по словам замкомандующего ВДВ, расходуется не более 10 процентов авиатоплива военно-транспортной авиации. Зато 64 процента уходит на перевозку всевозможных грузов. И далеко не всегда военных. Ну а в общегодовом лимите топлива всех ВВС показатели его расхода для выполнения задач боевой подготовки ВДВ и вовсе составляют не более 5 процентов. Что, по словам генерал-майора Вячеслава Борисова, едва ли достаточно для качественной подготовки войск, давно, по сути, играющих в Российской армии роль сил быстрого реагирования.
     - Прыжок с Ан-2 - это только подготовительный этап для выполнения боевого десантирования с Ил-76, - рассказывает Вячеслав Николаевич. - Для десантника это почти как прогулка на велосипеде! А «76-й» идет со скоростью от 300 до 400 километров в час. И чтобы у солдата было больше уверенности и опыта во время таких прыжков, надо чаще их совершать.
     Однако, с вступлением в должность командующего ВТА генерал-майора Виктора Качалкина многолетние проблемы с хронической нехваткой авиатоплива для полноценной воздушно-десантной подготовки ВДВ, по словам Борисова, начали, наконец, решаться.
     - Большую часть задач своей боевой подготовки летчики ВТА по требованию нового командующего теперь выполняют, поднимая в небо десант, - говорит генерал Борисов, - И польза здесь обоюдная: мы, наконец, получили возможность в приемлемом количестве десантироваться с Ил-76, а летчики - выполнять задачи в приближенной к боевой обстановке. Ведь одно дело открыть створки самолета без десанта, и совершенно другое, когда за спиной у тебя люди. В результате дополнительные прыжки под Псковом проводились в июле практически ежедневно. За счет топлива, выделяемого на подготовку экипажей военно-транспортной авиации.
     Уже 40 процентов подразделений ВДВ, по словам генерала Борисова, оснащены новыми парашютами Д-10, имеющими большую, по сравнению с Д-6, площадь купола и более совершенную систему управления. В стадии разработки еще более современный парашют Д-12, так называемый «Листик». Он уже прошел испытания на стадии проектов, эскизов, малых макетов. Вскоре начнутся его полетные испытания.
     Главное достоинство «Листика» по словам Борисова, - достигаемая за счет тройной системы контроля максимальная безопасность. Плюс тот факт, что основной и запасной парашюты этой системы будут, как в спортивных моделях, находиться в одной подвесной системе. Что позволит там, где раньше у десантника был запасной парашют, закрепить контейнер, в который можно уложить до 80 кг груза.
     Кроме того, для подразделений спецназа и разведчиков уже закуплена первая партия парашютов «Арбалет». И хотя эти купола, по мнению генерала, и дороговаты, по грузоподъемности, безопасности, точности и уменьшению скорости приземления «Арбалет» просто не имеет аналогов. При десантировании с 4 тысяч метров, например, на «Арбалете» можно спланировать по горизонтали аж на 7 километров! А это значит, что разведчиков таким образом можно будет выбрасывать вдали от места посадки.
     Ну а чтобы лучше оценить возможности «Арбалета», командующий ВДВ, по словам генерала Борисова, поставил задачу подготовить группу, которая с помощью кислородных масок будет десантироваться на таких парашютах с высоты 10.000 метров.
     - Если «арбалетчики», подтвердив теоретические расчеты, смогут спланировать по воздуху до 15—20 километров, - говорит Борисов, - эти парашюты принципиально изменят тактику применения разведподразделений Воздушно-десантных войск. Ведь в зону боевых действий самолет, с которого десантируются парашютисты, может уже и не заходить. А значит, вероятность быть сбитым средствами ПВО противника становится минимальной: после десантирования самолет уходит в одну сторону, а «арбалетчики» спланируют в другую.
     Впрочем, все новое, это, как говорится, хорошо забытое старое. Ведь в ВДВ в свое время десантировались и с 16.000 метров. Так что разведчики 45-го полка, осваивающие сейчас «Арбалеты», первооткрывателями все же не будут.
     В перспективе этими уникальными парашютами планируется обеспечить все разведывательные подразделения Воздушно-десантных войск.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex