на главную страницу

2 Августа 2007 года

Армия и общество

Четверг

КОГДА «САМОХОДКИ» В УДАРЕ

Юрий БЕЛОУСОВ,«Красная звезда».



Казалось, еще немного, и методичный огонь батареи самоходных гаубиц порвет воздух в клочья. А рядом снова: р-р-рах – и содрогнулась под ногами земля. Заложило уши. Песчаная волна, выбитая из бруствера пороховыми газами, больно ударила по открытым частям тела – лицу, рукам. В долю секунды замешанная на едкой гари пыле-дымовая взвесь окутала огневую позицию: стало сложно дышать, во рту почувствовался привкус земли-матушки, точнее, песка…

     И в этой «красоте» метался «жрец бога войны» - младший сержант контрактной службы Иван Доценко. Он, как челнок, сновал между распахнутой в корме САУ дверцей и разложенной на поджердеванном земляном «поддоне» боеукладкой. Снаряд, следом – гильза, и снова снаряд: Доценко раз за разом, будто в топку, даже не загружал - забрасывал на приемный лоток массивные выстрелы.
     А в секундных перерывах между залпами из глубины отсека боевого обитания САУ рвалось наружу чье-то охрипшее: «Ваня, снаряд!» И младший сержант, подстегнутый командой, вновь бросался к боеукладке: хватал, нес, подавал…
     Уже потом, когда осела пыль и над дивизионом восстановилась прежняя тишина, я посчитал суммарную массу перенесенных в ходе отработки огневой задачи младшим командиром боеприпасов. Получилось свыше 1.200 кг!
     …По дороге на боевую позицию артиллерийского дивизиона, задействованного в совместном антитеррористическом командно-штабном учении вооруженных сил государств – членов Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия-2007», заместитель начальника ракетных войск и артиллерии Приволжско-Уральского военного округа полковник Александр Бочкарев не единожды в беседе повторил, что успех артиллериста в бою держится на интеллекте: грамотно сделал расчет – и цель уничтожил.
     В тот день заключительной тренировки российских «богов войны», прошедшей, кстати, в канун предстоящей совместной отработки огневых задач с подразделениями коллег из других стран – участниц чебаркульских маневров, уральские «самоходы» сработали успешно. Четыре огневых налета по трем целям и две задачи «по участкам заградогня» были исполнены как надо. Хотя, какими трудами достался промежуточный успех, по словам дивизионных офицеров-артиллеристов, - лучше не вспоминать.
     - В районе предстоящей огневой позиции дивизиона мы побывали еще в феврале, - рассказывает полковник Бочкарев. – Правда, к выбранной на местности точке пробивались на МТЛБ. По-иному было никак - глубина снежного покрова местами доходила до полутора метров. Мороз – за тридцать. Жгучий ветер. Ледяная броня. Но справились. В соответствии с концепцией будущих учений застолбили свое место в боевом порядке войск. Провели рекогносцировку… Со сходом снега приступили к обустройству боевых позиций.
     Это была еще та «эпопея». Глинистая местность неохотно впитывала талые воды. А поздняя весна не спешила обветривать переувлажненные участки. Порой ходы сообщений, блиндажи, перекрытые щели, погребки под боеприпасы приходилось отрывать то под дождем, то по колено в воде.
     Справились. В ходе инженерного оборудования позиций артиллеристы соблюли все требования наставлений. «Даже ожердевку отрытых участков исполнили, - сообщает полковник Бочкарев. - Хотя именно это могли и не делать – грунт в районе позиций не сыпучий. Но было время, желание: почему бы не сделать? Сделали».
     Буквально следом в район пришли «самоходы». Заняли боевой порядок. Приступили к тренировкам… Не пошло.
     - Обычно согласно плану боевой подготовки, - поясняет ситуацию полковник Бочкарев, - в начале и под занавес учебного года мы проводим лагерный сбор артиллерии. Он позволяет из периода в период держать в тонусе всех специалистов. Но в этот раз ввиду длительной подготовки к маневрам под Чебаркулем зимний лагерь выпал из расписания. Личному составу требовалось время, чтобы восстановить ранее полученные навыки.
     Для этого пришлось изрядно поднапрячься, подключить к подготовке личного состава опытных офицеров-артиллеристов не только из соседних частей, но и из управленческого звена.
     Начинали с элементарного – с одиночной подготовки. Затем – по нарастающей: подготовка расчета, отделения, взвода, батареи. «Взяли» часы по специальной, технической подготовке. Отработали комплексные и контрольно-комплексные занятия. Проэкзаменовали участников учений на допуск к боевой стрельбе. Только после этого прошла первая практическая тренировка. Сначала с малым расходом боеприпасов. Дальше – больше. Всего тренировок было семь.
     Изложенный в начале текста эпизод о боевой работе младшего сержанта Ивана Доценко – это отрывок из финального аккорда завершившейся серии практических тренировок уральских «самоходов» в период подготовки к активной фазе совместного международного антитеррористического учения. В тот день в составе дивизиона САУ младшего командира в считаные минуты выстрелила в рассчитанный район полигона норму полного боекомплекта, поставив тем самым точку в нелегком процессе подготовки уральских артиллеристов к главному дню «Мирной миссии-2007».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex