на главную страницу

8 Августа 2007 года

Армия и общество

Среда

Угрозы из киберпространства

Александр ТИХОНОВ.



Недавно в Москве прошло 7-е пленарное заседание Научно-консультативного совета Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ). В работе совета приняли участие сотрудники спецслужб большинства государств СНГ (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Таджикистана и Украины), специализирующиеся в сфере информационных технологий и антитеррора. Обмен мнениями приурочен к разработке Концепции сотрудничества органов безопасности и спецслужб государств - участников СНГ в сфере информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма. Планируется, что проект этого документа будет дорабатываться с учетом прозвучавших на заседании замечаний, а затем его предложат на утверждение Совету руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ) государств – участников СНГ, очередное заседание которого намечено на осень этого года.

     
Информатизация – благо

     Приобщение все большей части человечества к информационным технологиям, использование широких возможностей, которые предоставляют эти технологии, – факт очевидный. Сегодня Всемирная паутина имеет 40 млн. компьютерных абонентов, охватывает 154 страны, около 1 миллиарда пользователей, из которых 845 млн. – регулярных. Социологическая концепция, согласно которой на смену индустриальному обществу приходит информационное, получает все больше фактических подтверждений. Не учитывать это было бы крайне недальновидным.
     Первый заместитель руководителя АТЦ СНГ генерал-лейтенант Бексултан Сарсеков напомнил участникам заседания Научно-консультативного совета АТЦ СНГ, что накануне состоялось заседание Совета Безопасности РФ. На этом заседании рассматривался проект «Стратегии развития информационного общества в России». Во вступительном слове Президент России Владимир Путин привел несколько фактов, свидетельствующих о высоких темпах информатизации нашей страны.
     «Уже четверть российских семей имеет компьютеры, - привел статистику Владимир Путин. - Число же пользователей Интернета перевалило за 25 миллионов человек. А до конца текущего года все российские школы должны получить широкополосный доступ к Интернету».
     Телекоммуникационная отрасль в России в настоящее время растет темпами, значительно превышающими среднемировые, – порядка 20% в год.
     Россия семимильными шагами входит в глобальное информационное пространство. В постиндустриальную эпоху, которая уже наступила, это жизненная необходимость, одно из главных условий сохранения конкурентоспособности государства и нации, их лидирующих позиций в мире. Однако путь к российскому информационному «завтра» изобилует и опасными поворотами. «Глобализация не только открывает для нас новые возможности, но и создает определенные риски, и мы должны быть готовыми адекватно парировать такие потенциальные угрозы, как, например, кибертерроризм», - отметил Владимир Путин на упомянутом заседании Совбеза РФ.
     
Осознание рисков

     Впрочем, и для других государств СНГ, где распространение информационных технологий не столь масштабно, как в России, проблема информационного противодействия терроризму уже стала актуальной.
     Как отметил руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник милиции Андрей Новиков, еще десять лет назад Канадская секретная информационная служба (КСИС) опубликовала специальный доклад, в котором отмечалось, что вероятность кибертерроризма вполне реальна, а себестоимость его крайне низка. Утверждалось также, что наибольшую угрозу киберконфликты представляют для технологически высокоразвитых наций и государств. Этот вывод, к сожалению, справедлив до сих пор, однако сегодня ситуация кардинально изменилась.
     - Да, доля пользователей Интернета в разных странах неодинакова, но даже там, где она невелика, наблюдается быстрый рост их численности, - отметила сотрудник АТЦ СНГ доктор юридических наук полковник милиции Марианна Кочубей. - Причем уже сегодня люди, которые живут в бедности – с доходом около 1 доллара в день, - имеют возможность пользоваться Интернетом.
     Естественно, Интернетом пользуются не только законопослушные добропорядочные граждане, но и члены террористических и экстремистских организаций. Как сообщил инспектор АТЦ СНГ кандидат юридических наук Аманжол Уразбаев, сейчас в Интернете насчитывается свыше 4.800 сайтов, принадлежащих различным экстремистским организациям, в то время как 15 лет назад их было всего 12 (имеются в виду выявленные сайты). За 2006 год только МВД РФ выявило 148 ресурсов, содержащих материалы террористической и экстремистской направленности, в том числе 74 – в Рунете и столько же – на зарубежных ресурсах, в основном в США.
     Только за прошлый год Федеральной службой безопасности России было прекращено функционирование порядка 500 сайтов террористической, экстремистской и иной антиобщественной направленности.
     Сайты экстремистского содержания действуют и в государствах Центральной Азии. С информационными террористическими атаками столкнулась и Украина, когда в 2002 г. в Одессе террорист через Интернет, угрожая подрывом самолета, следовавшего рейсом «Одесса - Вена», выдвинул финансовые требования к руководству Одесского международного аэропорта.
     - Новая дуга террористической активности (Балканы - Ближний Восток - Кавказ - Центральная Азия – Афганистан) затронула интересы всех государств СНГ, - отметил руководитель Антитеррористического центра СНГ генерал-полковник милиции Андрей Новиков. - При этом абсолютно все страны СНГ уже вовлечены в орбиту информационных террористических войн. Это обстоятельство диктует необходимость разработки адекватных и эффективных стратегических и тактических приемов информационного противодействия.
     
Пора определиться в понятиях

     Врага надо знать в лицо, ибо, если он неизвестен, не найти и способов борьбы с ним.
     Для того чтобы противостояние кибертерроризму дало нужный результат, прежде всего необходимо осмыслить суть этого явления. Причем понимание должно быть единым у всех участников противодействия кибертерроризму, иначе у одних правоохранительных органов и спецслужб будет один объект приложения сил, у других – другой и т.д.
     Учитывая это обстоятельство, инспектор АТЦ СНГ Аманжол Уразбаев выступил с обобщенным материалом по кибертерроризму и основным направлениям борьбы с ним в государствах – участниках СНГ, полученным Антитеррористическим центром СНГ из спецслужб государств Содружества.
     В частности, он напомнил, что термин «кибертерроризм» предположительно появился в 1997 году, когда специальный агент ФБР М. Поллитт дал ему определение. Оно таково: кибертерроризм – это преднамеренные политически мотивированные атаки на информационные компьютерные системы, компьютерные программы и данные, выраженные в применении насилия по отношению к гражданским лицам со стороны транснациональных групп или отдельных лиц.
     Исследователи выделяют два вида кибертерроризма. Первый – совершение с помощью компьютеров и компьютерных сетей террористических действий. Условно его назвали кибертерроризмом в чистом виде. Второй – использование киберпространства в целях террористических групп, в том числе для распространения своей идеологии, для связи, решения организационных задач и т.д.
     Кибертерроризм в чистом виде есть умышленная атака на компьютеры, компьютерные программы, компьютерные сети или обрабатываемую ими информацию, создающая опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных деяний.
     Особая опасность этого вида кибертерроризма заключается в том, что террористы могут атаковать информационную среду, и в частности компьютерные системы управления целыми отраслями промышленности, обороной, объектами жизнеобеспечения. Примером может служить кибератака на Пентагон в июне 2007 года, в результате которой порядка 1.500 компьютеров Пентагона на 46 часов были полностью отключены.
     Не меньшую опасность представляет собой другая разновидность киберпреступности – распространение информации террористического или экстремистского содержания, когда сайты террористических и экстремистских организаций заполняют не только нацистскими или ваххабитскими призывами, но и подробными инструкциями по изготовлению самодельных взрывных устройств («Бомба из хозмага», или как изготовить взрывное устройство, применяя компоненты, свободно продающиеся в любом хозяйственном магазине), методам организации терактов, совершения убийств.
     
Нормативно-правовая база

     Создание законодательных, в том числе международно-правовых, основ противодействия кибертерроризму началось в конце прошлого века. Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1998 и 1999 гг. были приняты резолюции, в которых затронуты вопросы целесообразности разработки и принятия международных принципов организации противодействия кибертерроризму.
     Следующим шагом стало принятие Советом Европы 23 ноября 2001 г. конвенции о киберпреступности. На сегодняшний день это основополагающий международно-правовой акт, который направлен против кибертерроризма. Конвенция определила приблизительный перечень преступлений, совершаемых в информационной среде против информационных ресурсов с помощью информационных средств, и признала их киберпреступлениями. К киберпреступлениям в соответствии с этой конвенцией относятся незаконный доступ к информационной среде, нелегальный перехват информационных ресурсов, вмешательство в информацию на магнитных носителях, в компьютерную систему, незаконное использование телекоммуникационного оснащения и ряд других деяний.
     На сегодня конвенция подписана 43 членами ЕС и некоторыми другими странами, включая США. Однако, как подчеркнул руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник милиции Новиков, ратифицировали ее лишь 12 государств, причем только одно из них входит в «большую восьмерку». В этих условиях едва ли можно всерьез рассуждать о монолитности международно-правового режима борьбы с терроризмом в информационном пространстве.
     Всеобщего единства в противодействии терроризму вообще и кибертерроризму, в частности, в мире сегодня ждать бессмысленно. Дело в том, что, как отметила полковник милиции Кочубей, технологии распространения терроризма и экстремизма используются не только по прямому назначению самими их создателями, но и являются средством манипуляций со стороны правительств общественным мнением своих государств и третьих стран.
     - Сайт той же «Хизб ут-Тахрир» открыт для доступа в Германии, где по законодательству эта организация объявлена экстремистской и запрещена – есть решение бундестага по этому поводу, – отметила Кочубей. - Одна из типографий «Хизб ут-Тахрир» также работает в столице Германии. Это очень существенный момент.
     В свою очередь начальник информационно-аналитической службы Государственного комитета национальной безопасности Республики Таджикистан полковник Толибой Юнусов привел данные о том, что мировой центр «Хизб ут-Тахрир» находится в Великобритании, а сайт зарегистрирован то ли на Соломоновых островах, то ли в Новой Зеландии.
     Из этого следует, что сформировать единое правовое поле борьбы с терроризмом, в том числе и информационного противодействия, гораздо легче на субрегиональном уровне. Правовое пространство государств Содружества – идеальная площадка для такого сотрудничества.
     В различных странах СНГ уже принимаются активные меры по профилактике и нейтрализации данного вида преступлений.
     В России компьютерные преступления выделены в отдельную главу Уголовного кодекса (глава 28 - «Преступления в сфере компьютерной информации»). За последние годы в России издан ряд документов, в числе которых распоряжение Президента РФ «О подписании конвенции «О киберпреступности», указ Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации», Федеральный закон «Об информации и информационных технологиях», Доктрина информационной безопасности.
     Кстати говоря, указом Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» регламентирован порядок, по которому госорганам запрещается пользование Интернетом в локальных сетях. Это предотвращает возможные попытки компьютерного взлома с использованием других компьютеров глобальной сети.
     Ряд организационных практических мер, представляющих собой определенные заделы для создания системы противодействия кибертерроризму, принят и в Республике Казахстан. Так, в Уголовный кодекс страны внесены изменения, которые расширили диспозиции и ужесточили санкции по статье, которая называется так: «Неправомерный доступ к компьютерной информации и создание и распространение вредоносных программ». За короткий период в течение 2,5 года после принятия этих поправок, в Казахстане возбуждено порядка 20 уголовных дел по несанкционированному использованию компьютерных систем.
     Законодательная база, направленная на предотвращение киберпреступности, сформировалась и в Украине. В УК компьютерным преступлениям посвящен раздел 16, который называется «Преступления в сфере использования электронно-вычислительных машин, систем и компьютерных сетей». Указом президента Украины создан межведомственный центр по вопросам борьбы с компьютерной преступностью.
     
Задачи противодействия…

     По данным аналитиков, в Великобритании из зарегистрированных за последние пять лет 270 киберпреступлений раскрыто только шесть. В ФРГ раскрыто 170 из 2.770 подобных преступлений. Как отмечают специалисты, низкая раскрываемость обусловлена: во-первых, высоким уровнем подготовки и большим интеллектуальным потенциалом киберпреступников; во-вторых, отсутствием нормативно-правовых актов, регламентирующих уголовно-процессуальные действия в отношении киберпреступников.
     Кстати, недавно начальник департамента специальных технических мероприятий МВД РФ генерал-полковник милиции Борис Мирошников выступил с публикацией, призывающей ужесточить санкции по киберпреступлениям. Например, в США за это предусматривается до 20 лет лишения свободы.
     Отсутствие строгого наказания за это в странах СНГ объясняется тем, что ни общество, ни законодатели пока не осознали всей опасности киберпреступлений. Что ж, время все расставит по местам.
     Проблема противодействия кибертерроризму и киберпреступности имеет кадровую, организационную и техническую стороны. В странах СНГ пока недостаточно технических средств противодействия кибератакам и специально подготовленных кадров. Еще не сложилась и эффективная система взаимодействия правоохранительных органов различных стран в данной сфере.
     
…и пути их решения

     Очевидно, что всеобъемлющий подход к борьбе с международным терроризмом предполагает использование всего спектра мер политического, финансового, гуманитарного характера. Только военными средствами здесь не обойтись.
     При этом полковник милиции Кочубей отметила, что необходимо сугубо рациональное понимание того, как выстраивается идеология противодействия терроризму в государствах, которые имеют опыт борьбы с ним. В том числе и борьбы в виртуальном пространстве.
     Немаловажно – и руководители спецслужб государств - участников СНГ, руководство Антитеррористического центра СНГ неоднократно подчеркивали это, – чтобы сотрудничество в борьбе с терроризмом осуществлялось исключительно в правовых рамках, в том числе с соблюдением прав человека на получение открытой информации.
     По мнению руководства Антитеррористического центра СНГ, одна из главных задач центра и антитеррористических структур государств Содружества, – создать современную систему информационного противодействия терроризму. Страны СНГ объединяют общее понимание угроз информационного терроризма и общие правовые традиции, что делает возможным создание единой Концепции информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма. Этот рамочный документ станет основой для выработки согласованной стратегии и системы мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом в информационно-телекоммуникационном пространстве в рамках СНГ и в пределах компетенции органов безопасности и спецслужб государств–участников Содружества. Концепция определит основные цели, задачи, принципы, направления и формы сотрудничества органов безопасности и спецслужб государств - участников СНГ в сфере информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма, а также механизм ее реализации. Это будет документ, отвечающим вызовам XXI века.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex