на главную страницу

9 Августа 2007 года

Страна и мир

Четверг

Япония:
ПОД УДАРЫ ПОМИНАЛЬНОГО КОЛОКОЛА

Владимир КУЗАРЬ.



6 августа в Хиросиме – сегодня такая церемония состоится в Нагасаки - гулкие колокольные удары напомнили Японии о том, что 62 года назад по этим двум ее городам Соединенные Штаты нанесли ядерный удар. Хотя такое напоминание излишне: японцы, передавая подрастающим поколениям свою неуспокаивающуюся боль, и так хорошо знают о той страшной трагедии, которая унесла жизни более 250 тысяч человек, и многое делают, чтобы не только с ними, но и в мире больше не произошло подобного. Они закрепили в конституции страны три «неядерных принципа» - не производить, не иметь и не ввозить ядерное оружие, стали горячими сторонниками Договора о нераспространении ядерного оружия. И тем не менее в последнее время в Японии предпринимаются активные попытки по-иному посмотреть на это преступление перед человечностью и даже навязать стране «ядерный выбор». Последний пример – прозвучавшее в мае заявление министра обороны Японии Фумио Кюмы о том, что ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки была необходима.

     
На пороге


     Это заявление вызвало у японской общественности буквально шквал критики, под давлением которой Кюма был вынужден уйти в отставку. Однако резко негативная реакция на слова теперь уже бывшего главы военного ведомства Японии была вызвана, скорее всего, тем, что они прозвучали как кощунство над памятью погибших в результате ядерной бомбардировки людей. Призывы различных представителей правящей либерально-демократической партии к проведению общенародной дискуссии о возможности для Японии обладать ядерным оружием раздаются уже давно. Более того, в прошлом году само правительство в ответ на запрос одного из парламентариев страны заявило, что Япония имеет полное право на «легальное» ядерное оружие. При этом было подчеркнуто, что с чисто юридической точки зрения конституция отнюдь «не запрещает владение страной каким-либо определенным типом оружия, включая ядерное, в случае если это необходимый минимум для собственной обороны».
     Япония обладает технологическими возможностями создать собственное ядерное оружие, но не планирует этого в ближайшее время, отметил тогда глава МИД Таро Асо, комментируя заявление правительства. В этой связи следует напомнить, что Япония занимает второе место в мире по масштабам использования атомной энергетики в хозяйственных целях и обладает технологиями обогащения урана. Она уже сегодня накопила плутония, позволяющего создать не один десяток ядерных бомб. К концу первой четверти XXI столетия Япония станет первой в мире державой, обладающей наибольшими запасами плутония – 80 – 90 тонн. Что касается материально-технических возможностей создания оружия массового уничтожения, то в этом плане при наличии в стране передовой технологии двойного назначения, разрабатываемой в частном секторе, вообще нет никаких проблем. Учитывая это, многие специалисты считают, что при определенных условиях Японию можно поставить в ряд «пороговых» держав, которые при «необходимости» способны стать обладателями ядерного оружия. А некоторые из них придерживаются мнения, что этой стране достаточно шести недель, чтобы произвести собственную ядерную бомбу.
     Поэтому разговоры о том, что Япония должна обладать ядерным потенциалом сдерживания или угрозы, ведутся на вполне реальной почве. Однако, исходя из того, что среди большинства японцев существует довольно прочное отторжение ядерного оружия, можно с достаточной уверенностью предположить, что эти разговоры пока так и останутся ими. Особенно после того, как 29 июля на выборах в верхнюю палату парламента правящая партия впервые за последние пятьдесят лет потерпела крупное поражение, в том числе и из-за заявления Фумио Кюмы. Поэтому нужны некие чрезвычайные внешние обстоятельства, чтобы японцы согласились с тем, чтобы их страна стала обладательницей ядерного оружия.
     Другое дело - превращение Японии в «полноценную» военную державу. Здесь, как говорится, процесс пошел. С начала 1990-х годов Токио последовательно принимает и реализует решения, направленные на отмену или обход «пацифистских» положений конституции. А они, напомню, кроме уже указанных «неядерных принципов» содержат еще «отказ от войны как суверенного права нации, а также от угрозы и применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров» и обязательство никогда не создавать каких-либо «средств войны», включая сухопутные, морские и военно-воздушные силы. В соответствии с принятой тогда трактовкой это означало, что Япония имеет право на самооборону, но не может вступать в многосторонние оборонные альянсы и оказывать союзникам прямую военную помощь, даже если на них будет совершено вооруженное нападение.
     
Легализация суверенитета

     Сегодня уже нет положения об удержании оборонных расходов в рамках 1 процента валового внутреннего продукта, сняты запрет на участие в многонациональных военных учениях и табу на использование космоса в военных целях. Силы самообороны не раз отправлялись за границу, в том числе для участия в миротворческих операциях ООН и выполнения небоевой миссии в Ираке. Был принят пакет из трех законов на случай внешней агрессии и других чрезвычайных обстоятельств, которые существенно расширили возможности национальных вооруженных сил, особенно в плане предоставления им большей самостоятельности в своих действиях. Комментируя принятие этих законов, тогдашний премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми констатировал: «Мы совершили генеральный пересмотр концепции действий Японии в чрезвычайных ситуациях и намерены способствовать строительству национальной обороны, которая будет эффективна в любой обстановке».
     С начала этого года в Японии действует полнокровное министерство обороны, которое в отличие от существовавшего до того времени управления национальной обороны получило право самостоятельно формировать свой бюджет и определять вопросы военного строительства. Весной этого года при правительстве была создана специальная экспертная комиссия, которая приступила к изучению вопроса о праве страны на коллективную оборону. И в частности, может ли Япония использовать силы самообороны для вооруженной защиты своего главного и единственного союзника - США. В течение нескольких месяцев спецкомиссия должна подготовить свои выводы по поводу того, имеет ли Япония возможность использовать свою систему ПРО для перехвата баллистических ракет, летящих в сторону США, а также может ли она открывать огонь по противнику, который атакует войска зарубежных стран, выполняющих вместе с ней миротворческие и другие миссии.
     Наконец, в мае был принят закон о референдуме, который правительство планирует применить для пересмотра конституции и отмены ряда ее пацифистских положений. Как предполагают эксперты, по результатам референдума в конституции может сохраниться в каком-то виде положение об отказе Японии от войны и угрозы силой как средства решения международных споров. Однако будет вычеркнут пункт о том, что Токио не имеет права на обладание «средствами войны». Это легализует уже имеющиеся в стране силы самообороны, расширит их полномочия и даст им возможность получить наступательные вооружения. Одновременно Токио приобретет право вступать в многосторонние оборонные альянсы и оказывать союзникам прямую военную помощь. По словам генерального секретаря кабинета министров Ясухисы Сиодзаки, принятый закон об общенациональном референдуме может быть приведен в действие только через три года, что «дает возможность углубить дебаты по этому вопросу».
     Однако не приходится сомневаться, что Токио не станет ждать этих трех лет, а будет продолжать активное военное строительство. Тем более что и официальные японские представители не дают тому повода. Например, новый министр обороны Японии Юрико Коикэ, заступая в июне на этот пост, заявила, что своей задачей видит создание «многофункциональной, гибкой и эффективной оборонительной мощи» для защиты страны от новых угроз. Об этом же говорится и в недавно опубликованной ежегодной «Белой книги по обороне», где подчеркивается необходимость создания новых, более мобильных, гибких многофункциональных сил самообороны, снабженных передовыми технологиями и средствами быстрого сбора информации. Кстати, по насыщенности современными видами военной техники японская армия уже сегодня не уступает вооруженным силам европейских стран НАТО, а по некоторым параметрам, например таким, как качество военно-морских вооружений, достигает уровня США.
     Согласно существующим планам сухопутные силы Японии должны будут переориентировать свою нынешнюю структуру, созданную для отражения крупномасштабного вторжения, на повышение мобильности войск и их способности вести боевые действия в менее тяжелых условиях, а также за рубежом, при выполнении миротворческих задач. ВМС и дальше будут переключаться с противолодочной обороны эпохи «холодной войны» на создание структуры, целью которой является защита островов и проведение операций за пределами японских территориальных вод. При этом следует ожидать появления в составе ВМС легких авианосцев, строительство одного из которых водоизмещением 13 тыс. тонн было, кстати, предусмотрено проектом военного бюджета на 2004 год и затем отложено, но не отвергнуто, а также атомных подводных лодок. Военно-воздушные силы должны продолжать контролировать сопредельное воздушное пространство и быть готовыми отразить воздушные удары. Ранее сообщалось, что Токио намерен приобрести у США до 100 новейших истребителей-«невидимок» F-22A «Рэптор» («Хищник») на общую сумму около 30 млрд. долларов. Однако, похоже, столкнувшись с тем, что их экспорт противоречит американскому законодательству, Япония попробует создать собственный истребитель-«невидимку» пятого поколения. Для этого сначала, по информации газеты «Иомиури», будет разработан небоевой экспериментальный истребитель, чтобы на деле проверить возможности системы «стелс» и получить представление о расходах, которые потребуются на создание настоящего самолета.
     Особое же внимание будет уделено созданию с помощью США национальной системы противоракетной обороны. Ее составят четыре боевых корабля с зенитными ракетами большой дальности и многоцелевой системой слежения и наведения «Иджис», наземные установки «Пэтриот» последней модификации ПАК-3 и сеть радаров. В марте этого года на авиабазе Ирума в соседней со столицей префектуре Сайтама были развернуты первые противоракетные комплексы «Пэтриот». Каждая установка снабжена 16 ракетами радиусом действия несколько десятков километров. Они мобильны, и на случай реальной угрозы ракетной атаки японское министерство обороны подготовило план их переброски в центральные районы Токио, в частности на площадь перед императорским дворцом в самом центре столицы. К 2010 финансовому году Япония планирует разместить у себя в общей сложности 30 установок «Пэтриот» в 10 различных районах страны. ПАК-3, предназначенные для перехвата ракет на завершающем этапе траектории полета, призваны обеспечить второй эшелон системы ПРО. Функции первого эшелона будут выполнять эсминцы, оснащенные системой «Иджис». Они способны одновременно отслеживать десятки целей и сбивать ракеты вскоре после запуска. Развертывание этого элемента ПРО в Японии запланировано на конец нынешнего года. А уже в январе США и Япония планируют провести на море первые совместные учения по отработке создаваемой ими системы противоракетной обороны. Сообщая об этом, газета «Иомиури» отметила, что тем самым японо-американская система ПРО будет полномасштабно введена в действие.
     Создание системы противоракетной обороны, закупка новейших американских вооружений и проведение совместных учений привели к тому, что Япония решила подписать с США соглашение о защите военной информации, которое засекретит значительную часть ныне открытых данных о силах самообороны. Вашингтон стал требовать от Токио подписать данное соглашение с 2005 года. Но японское правительство колебалось, опасаясь нареканий со стороны общественности, так как документ ограничивает право граждан на получение информации. Однако на состоявшихся в конце апреля в Вашингтоне ежегодных американо-японских переговорах по вопросам безопасности в составе глав внешнеполитических и оборонных ведомств Токио все же решился на подписание такого соглашения.
     На этих же переговорах стороны высказались за дальнейшее укрепление военного альянса США и Японии. Как подчеркнула по их итогам госсекретарь США Кондолиза Райс, Вашингтон привержен идее дальнейшего «укрепления альянса» с Токио при одновременном «закладывании основы для устойчивого и долгого американского военного присутствия в Японии». У Соединенных Штатов имеются «воля и возможности для того, чтобы выполнить свои обязательства перед Японией в сфере безопасности» и обеспечить ее защиту с использованием «всех средств потенциала сдерживания», заверила глава американской дипломатии.
     
Одинаковые «сны»

     В этой связи хотелось бы отметить следующее. В качестве наиболее расхожего объяснения необходимости наращивания Японией военных усилий Токио использует тезис о нестабильности положения в мире и появлении новых угроз национальной безопасности, прежде всего связанных с ядерными и ракетными программами КНДР. Испытание Пхеньяном в 1998 году ракеты, которая пролетела над Японскими островами и упала в море, заставило японцев не только поверить в этот тезис, но и поддержать военные шаги своего правительства. О северокорейской угрозе говорится и в последней «Белой книге по обороне», где подчеркивается, что Пхеньян «все последнее время прилагал усилия к разработке средств массового уничтожения и баллистических ракет, сохранял и укреплял значительную военную мощь, включая многочисленный спецназ. Северная Корея стала крупным фактором нестабильности с точки зрения обеспечения безопасности в Восточной Азии». «Крупным фактором нестабильности» Токио считает и действия КНР в Восточной Азии. В Японии полагают, что стремительная модернизация военной мощи Пекина пока в основном направлена на противодействие сепаратистским устремлениям Тайваня. «Но эти усилия Китая, - говорится в книге, - вызывают растущую озабоченность, поскольку есть мнение, что они выходят за рамки решения тайваньской проблемы».
     Однако истинные причины стремления Токио превратить Японию в «полноценную» военную державу заключаются в другом. Окончание «холодной войны» не привело, к сожалению, к установлению стабильного и справедливого мирового порядка. Наоборот, в мировых делах все большую роль стал играть фактор силы. А Япония – второй по величине экономический центр мира и главный претендент на лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе – не обладала такой силой. Желая изменить эту ситуацию и создать соответствующий военный потенциал, японские политики и повели наступление на конституцию, объявив ее морально устаревшей и стоящей на пути «полноценного реагирования» на «новые вызовы и угрозы национальной безопасности».
     Эти действия Токио не только нашли поддержку в Вашингтоне, но и всячески им инициируются. Объяснения тому заключаются в том, что для реализации своих глобальных устремлений Соединенным Штатам нужны такие союзники, как Япония. Причем не просто вторая экономическая держава мира, а хорошо вооруженная и убежденная, так же как и они, в правильности выбранного пути, и которая не остановится ни перед чем, если речь идет о сохранении своего могущества и влияния. «Пришло время Японии, наблюдавшей до этого за игрой, выйти на бейсбольное поле», - заявил не так давно заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж, говоря о необходимости увеличения Японией вклада в систему безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Отсюда и одобрение Вашингтоном готовности Токио пересмотреть конституцию, составленную, как известно, в 1947 году американскими юристами из штаба оккупационных войск с целью воспрепятствовать возрождению японского милитаризма. Отсюда и политика, направленная на придание нового качества американо-японскому военному альянсу. Союзу, который, как кто-то образно подметил, в свое время уподобляли «dosho umi» - двум любовникам, спящим в одной постели, но видящим разные сны. Сегодня «сны» Вашингтона и Токио, похоже, приобретают все больше сходства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex