на главную страницу

15 Августа 2007 года

Геополитика

Среда

Ирак – «дело тонкое»

Игорь НОВИКОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».  



На прошлой неделе в Москве побывал министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахристани, который встретился с представителями российского правительства и нефтяного бизнеса. Речь шла прежде всего о допуске российских компаний к добыче углеводородов в Ираке. Но «стратегического прорыва» в развитии экономических связей между РФ и Ираком переговоры не принесли. Это стало ясно из пресс-конференции, которую провел иракский гость.

     ИРАК– одно из наиболее богатых углеводородным сырьем государств. По имеющимся оценкам, он обладает третьим в мире запасом нефти – 115 млрд. баррелей. Большинство месторождений расположено на юге страны, но богаты нефтью и земли курдов на севере страны. Сегодня 95 процентов доходов госбюджета формируется именно за счет экспорта нефти: ежедневные доходы Ирака от продажи нефти составляют почти 0,1 млрд. долларов. Кроме того, у Ирака – 15 процентов мировых запасов природного газа (2-е место в мире).
     До войны 2003 года Ирак добывал 3 млн. баррелей нефти в сутки (около 150 млн. тонн в год), из которых 2 млн. шло на экспорт. Сегодня добывается, по разным оценкам, от 2 до 2,5 млн. баррелей в день. При некотором улучшении ситуации в стране этот показатель реально может возрасти до 3 млн. баррелей, а в среднесрочной перспективе имеющиеся запасы «черного золота» позволяют добывать 6 млн. баррелей в сутки – притом в течение не менее 50 лет! Это позволит Ираку выйти по этому показателю на четвертое место в мире после России, Саудовской Аравии и США. Поэтому министр нефти Ирака аш-Шахристани имел все основания заявить в Москве, не скрывая своего удовлетворения, что «последний баррель нефти в мире будет добыт в Ираке».
     Наша справка. По оценке аш-Шахристани, Ирак планирует добывать 4 млн. баррелей нефти в день к 2010 году, а к 2012 году – 6 млн. баррелей нефти в день. В Ираке имеется 500 перспективных геологических структур по нефти и газу, из них только 80 разведаны. 70 процентов бурений на перспективных структурах приводит к успешным открытиям месторождений.
     Нефтяные богатства Ирака, низкая себестоимость добываемого на его территории «черного золота», по сути, и стали основным мотивом военной операции США и Великобритании в 2003 году. Поднятая в западных СМИ шумиха относительно оружия массового поражения заведомо была лишь «дымовым прикрытием».
     До войны российские компании работали на иракской территории. Главным совместным проектом обещало стать освоение крупного месторождения «Западная Курна-2», расположенного в 100 километрах к северо-западу от города Басра. В марте 1997 года «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт» подписали с министерством нефти Ирака контракт по этому проекту на условиях соглашения о разделе продукции. Но перед самой войной иракский правитель, стремясь заручиться активной поддержкой Москвы в противостоянии англо-американской коалиции, фактически стал шантажировать российскую сторону угрозой расторжения контракта.
     В конечном счете так и случилось. Саддам Хусейн заявил о расторжении контракта в конце 2002 года, хотя, надо заметить, правительство Ирака юридически не могло это сделать в одностороннем порядке: в договоре имелся пункт о том, что расторгнуть контракт можно только в Международном арбитражном суде в Женеве. Но спорить с диктатором было бесполезно, и работы на месторождении «Курна-2» заморозили.
     Наша справка. Помимо «ЛУКОЙЛа», имевшего в проекте «Курна-2» контрольный пакет акций, в нем участвовали российские компании «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт», а также иракская сторона (25 процентов акций). Требуемые инвестиции в разработку оценивались в 4 млрд. долларов. Доказанные извлекаемые запасы месторождения составляют около 6 млрд. баррелей нефти. При планируемом уровне добычи в 1 млн. баррелей в день (т.е. около 50 млн. тонн в год) нефти хватило бы на 16 – 17 лет.
     ПОСЛЕ СВЕРЖЕНИЯ Саддама Хусейна российские компании при дипломатической поддержке государства неоднократно пытались договориться с американцами и представителями новой власти в Ираке. Поначалу новое иракское руководство давало понять, что намерено рекомендовать правительственным структурам и парламенту изучить возможность возобновления контракта на разработку месторождения «Западная Курна-2» именно с «ЛУКОЙЛом» – как компанией, обладающей высокой технической квалификацией и большими финансовыми возможностями, а также уникальными данными геологоразведки.
     Появлялись сигналы, что участие российского бизнеса в проекте не вызывает возражений со стороны иракского руководства и поддерживается специалистами министерства нефти Ирака. При этом высказывалась благодарность «ЛУКОЙЛу» за помощь, которую российская компания оказывает в подготовке иракских специалистов-нефтяников, и за поставки в Ирак гуманитарной помощи (только за последние два года потрачено 20 млн. долларов на обучение иракских специалистов на российских нефтяных месторождениях, учебу 100 человек в российских университетах, а также поставку оборудования для иракской нефтяной промышленности).
     По оценкам экспертов, «ЛУКОЙЛ» действительно сможет вести разработки на месторождении «Западная Курна-2» в два-три раза быстрее, чем любая другая иностранная компания, обеспечив уровень добычи до 1 млн. баррелей в день.
     Однако на достижение конкретных договоренностей выйти пока не удалось. Не помогло и то, что «ЛУКОЙЛ» объявил о вхождении в проект «Курна-2» своего стратегического партнера из США – ConocoPhillips. Казалось бы, официальный Вашингтон должен был бы поддержать устремления своей крупной нефтяной компании. На деле этого не произошло.
     Наша справка. В 2005 году ConocoPhillips и «ЛУКОЙЛ» заключили соглашение, в соответствии с которым американцы приобретут до 20 процентов акций компании (уже купили), а также долю в 17,5 процента в консорциуме, разрабатывающем «Западную Курну-2».
     Не без участия американцев новые власти в Багдаде разработали новый закон о нефти и газе, принятие которого может привести к тому, что «ЛУКОЙЛ» и его партнеры потеряют все права на «Западную Курну-2». Согласно подготовленному законопроекту любой контракт, заключенный с режимом Саддама Хусейна и с властями курдской автономии, подлежит пересмотру и приведению в соответствие с новым законом. Однако принять его парламенту пока не удается из-за труднопреодолимых разногласий между суннитами, шиитами и курдами.
     Некоторые надежды связывались с нынешним приездом иракского министра нефти Ирака Хусейна аш-Шахристани в российскую столицу, тем более что Багдад заинтересован в списании нашей страной иракских долгов на общую сумму 10 млрд. долларов (образовались в основном за счет поставок вооружения правительству Саддама Хусейна в советские времена).
     Московская пресс-конференция аш-Шахристани избавила от иллюзий. Как выясняется, на преференции в Ираке российскому бизнесу рассчитывать не приходится (во всяком случае, пока в Ираке находятся англо-американские войска). Компания «ЛУКОЙЛ», заявил иракский министр, несмотря на то, что она имеет опыт работы на месторождении «Западная Курна-2», будет вынуждена бороться за него на общих основаниях. Крупнейшей российской компании рекомендовано соревноваться с другими компаниями, которые заинтересованы в разработке этого месторождения. По словам аш-Шахристани, «преференции не будут оказываться ни одной стране, ни одной фирме. Российский «ЛУКОЙЛ» будет конкурировать на равных с другими фирмами в соответствии с новым законом о нефти».
     Аш-Шахристани утверждал также после переговоров с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко, что решение о списании долга Ирака России «не будет увязано с другими вопросами». «Россия, – сказал он, – заверила, что полностью выполнит решения Парижского клуба по списанию иракского долга. Речь сейчас идет о практическом выполнении этих решений, то есть обеспечении технических мероприятий».
     Наша справка. После англо-американской оккупации Ирака вопрос о реструктуризации иракского долга в 140 миллиардов долларов обсуждался в рамках Парижского клуба кредиторов. В 2004 году было решено списать 80 процентов долга Ирака. Россия, как сообщали СМИ, безуспешно ставила вопрос об увязке списания долга с возобновлением контракта на освоение месторождения «Западная Курна-2».
     Готовящийся к принятию парламентом Ирака закон о нефти и газе делит все нефтяные месторождения страны на разведанные и уже работающие. Последние будут отданы Национальной нефтяной компании INOC (27 месторождений, в том числе «Западная Курна-2»), которая будет вольна привлекать другие компании в качестве партнеров, исходя из «коммерческой эффективности проектов».
     ЗАМИНКА с принятием закона вызвана, как считают эксперты, прежде всего вмешательством представителей администрации США. Законопроект в редакции, которая лоббируется американцами, фактически передаст три четверти нефтяных месторождений от иракского правительства в руки крупных западных компаний на выгодных для них условиях. Они будут свободны от каких-либо обязательств касательно партнерства с иракскими фирмами, найма иракских рабочих, вложений прибыли в иракскую экономику.
     Лондонский еженедельник «Индепендент он санди» недавно откровенно писал, что крупнейшие иракские месторождения нефти будут передаваться ведущим западным частным нефтедобывающим компаниям на 32 года в полное и эксклюзивное управление. Неудивительно, что в соответствии с законопроектом содержание контрактов будет засекречено.
     Эксперты тем не менее считают, что у «ЛУКОЙЛа» по-прежнему есть шанс сохранить контракт на разработку месторождения «Западная Курна-2». Ожидается, что окончательную ясность в этот вопрос внесет принятие в сентябре в Ираке закона о нефти и газе. Высказывается мнение, что аш-Шахристани в своих публичных высказываниях в Москве имел в виду не «Западную Курну-2», а «Западную Курну» (это разные месторождения). Как ожидается, судьбу ранее заключенных при режиме Саддама Хусейна контрактов решит Высший совет Ирака во главе с премьер-министром, исходя из результатов конфиденциальных переговоров с «заинтересованными сторонами».
     НАРЯДУ с российским бизнесом обрести свое присутствие в Ираке пытаются китайские компании и даже украинские. Государственная китайская нефтяная компания сумела возобновить свой контракт, подписанный еще при Саддаме Хусейне. Правда, полученное китайцами месторождение аль-Ахдаб небольшое. Объем добычи на нем не превысит 90 тысяч баррелей в день (порядка 4,5 млн. тонн нефти в год). Кстати, этим летом в Пекине побывал еще до поездки в Москву Хусейн аш-Шахристани. Иракский министр заявил, что Багдад будет приветствовать участие Китая в «честных и открытых торгах» за право подписания следующих контрактов.
     Эксперты считают, что успех Пекина объясняется его умелой дипломатией и готовностью списать значительную часть иракского долга. Известно, что Багдад хотел бы добиться списания 8 млрд. долларов, на что китайская сторона, обладающая огромными золотовалютными запасами, может пойти.
     В свою очередь Украина еще в прошлом году предложила Ираку техническую помощь по осуществлению разведки и добычи нефти и газа, а также строительство нефте- и газопроводов. По инициативе Киева создана межправительственная украинско-иракская комиссия по вопросам торгового экономического, научного и технического сотрудничества. В начале августа правительство Украины поручило министерству топлива и энергетики создать к 2011 году нефтетранспортный коридор из Ирака на Украину. Предполагается, что он пройдет по маршруту Киркук (Ирак) – Трабзон (Турция) – Украина.
     Поэтому было бы упрощением называть политику иракского правительства в нефтяной сфере стопроцентно проамериканской. Будучи в условиях фактической военной оккупации страны и повстанческого движения полностью зависимыми от США в сфере безопасности, центральные власти в Багдаде пытаются проводить в хозяйственной сфере курс, учитывающий наличие в мире и других геоэкономических центров. Ожидается, что первые новые контракты по добыче нефти, хотя и небольшие, будут заключены иракцами не с западным бизнесом, а с компаниями из Китая, Индии, Вьетнама и Индонезии. По некоторым прогнозам, индийцы получат контракты на месторождения вдоль границы с Кувейтом, индонезийцы – в Западной пустыне, китайцы – в центральной и южной части Ирака, а вьетнамские компании – на юге.
     Преимущества азиатских компаний перед американскими и английскими заключаются в том, что их страны не принимали участия в военном конфликте в Ираке, в связи с чем отношение к ним иракского населения более позитивное, чем к «белым людям».
     Крупные западные компании вроде «Шеврон», «Эксон Мобил», «Бритиш петролеум» и «Шелл» пока не торопятся приступать к разработкам месторождений в Ираке, ожидая улучшения ситуации в сфере безопасности. В частности, как довольно непредсказуемая оценивается ситуация в районе, расположенном недалеко от южного порта Басра, где доминируют шииты (там находится и «Западная Курна»).
     Но это не значит, что они не заинтересованы в реализации крупных нефтяных проектов в Ираке, где затраты на добычу одного барреля «черного золота» – всего несколько долларов при цене на мировом рынке свыше 70. Да и сами иракцы заинтересованы в присутствии нефтяных гигантов Запада, чьи большие технические возможности хорошо известны. Поэтому именно они при поддержке официального Вашингтона и Лондона, скорее всего, окажутся победителями в конкурсе на участие в крупнейших проектах, который намечен на второе полугодие 2007 года.
     В Ирак, повторимся, США и Великобритания пришли ради установления контроля над нефтяными месторождениями. Ситуация с обеспечением мировой экономики энергоресурсами становится все более напряженной, к тому же распоряжение «иракским резервом» позволяет Вашингтону влиять на баланс спроса и предложения нефти на мировом рынке. По данным Международного энергетического агентства, в 2007 году мировой спрос на нефть составит около 88 млн. баррелей в день, а предложение – 85 млн. баррелей, т.е. на три миллиона меньше (порядка 150 млн. тонн за год).
     ГИПОТЕТИЧЕСКИ США способны в среднесрочной перспективе «обвалить» рынок дополнительным предложением иракской и саудовской нефти, чтобы нанести удар по финансовому положению своего противника Ирана, который реализует свои военные программы благодаря получаемым нефтедолларам. В иностранной прессе уже появлялись сообщения на эту тему.
     Так, некоторые западные аналитики считают, что имевшее в начале этого года краткосрочное падение цен на нефть на мировом рынке стало результатом договоренностей между США и Саудовской Аравией, добывающей около 8,5 млн. баррелей нефти в сутки. Об этом будто бы договорились в ноябре 2006 года вице-президент США Дик Чейни и король Саудовской Аравии. У каждой из сторон есть свой интерес в смене режима в Тегеране. Вашингтон стремится избежать военной операции против непокорного Ирана, обещающей быть очень тяжелой. Суннитский Эр-Рияд хотел бы ослабить влияние иранских шиитов в мусульманском мире.
     Бюджет Ирана на 2007 год составлен из расчета цены его нефти на мировом рынке на уровне 44 долларов за баррель (иранская нефть на 7 долларов дешевле, чем техасская). Поэтому если снизить цену до 50 долларов за американскую нефть, у Ирана возникнут серьезные социально-экономические проблемы. Саудовцы, у которых себестоимость нефтедобычи всего 2 – 3 доллара за баррель, могут пойти на временное сокращение экспортных доходов. Подобную операцию они проводили совместно с американцами в 1980-е годы, когда требовалось резко осложнить положение СССР. Эр-Рияд вообще сегодня активен на мировой арене, ведя свою игру, не во всем учитывающую интересы США. Но это уже отдельная и весьма интересная тема…
     Политико-военная обстановка в Ираке, судя по всему, еще долго будет отражаться на мировом рынке энергоносителей. И освоение крупных месторождений нефти в этой стране маловероятно без ее стабилизации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex