на главную страницу

18 Августа 2007 года

Армия и общество

Суббота

Штурманская судьба

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».



     Штурман звена майор Михаил Кустов служит на Юге России в самом «горячем» Кореновском вертолетном полку. И потому в небе, наверное, бывает чаще, чем дома. Командировки в Ханкалу чередуются с командировками в Гудауту. Для кого-то подобные точки на карте овеяны особой романтикой, а для майора Кустова здесь – места приложения профессионального мастерства и напряженные будни. В один из таких дней, в перерыве между полетами, мы и познакомились в зоне грузино-абхазского конфликта.
     Военным летчиком Михаил стал по совету отца – кадрового офицера-танкиста. Очень уж впечатлила Кустова-старшего боевая работа винтокрылых машин в небе Афганистана. И такой работы Кустову-младшему судьба подарила с избытком.
     По окончании Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков в драматичном для страны 1991-м начал офицерскую службу в Казахстане. С 1993 года – в Кореновском полку. А с 1994-го пошла «горячая полоса»: первая - Чечня, Абхазия; вторая - Чечня, снова Абхазия… На вопросы о службе отвечает немногословно, весомо аргументируя: «В Северо-Кавказском военном округе – и в небе, и на земле – так служит большинство офицеров». Однако, касаясь особенностей своей работы, полетов в той или иной местности, увлекается и эмоционально рассказывает, как много зависит в боевых условиях от профессионального применения винтокрылых машин, от штурманской подготовки. Больше 2 тысяч часов налета, из которых 1.600 – боевые, медаль Нестерова и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с изображением мечей – за первую Чечню, орден «За военные заслуги» - за вторую говорят о многом.
     Яркая страница военной биографии Михаила Кустова – это первая «горячая» командировка в январе 1995-го, когда брали Грозный. Вертолетчики лучше других видели, какой ценой… В 1996-м особо запомнился один из боевых вылетов в Аргунское ущелье, когда эвакуировали сразу 45 раненых, из них девять – на носилках. С такой загрузкой летать не положено. Однако точный штурманский расчет, профессионализм и опыт экипажа позволили выполнить боевую задачу - взлетели по-самолетному. В Абхазии в 1996 году тоже было очень неспокойно. Из-за подрывов приходилось совершать много санитарных рейсов днем и ночью.
     И все же самым напряженным периодом службы оказался 2000 год. С аэродрома Гизель летали по 8-9 часов в сутки: перевозили десантников и грузы, эвакуировали раненых.
     Сегодня майор Михаил Кустов отвечает за штурманскую подготовку звена, за выбор площадок и порядок десантирования. Северный Кавказ и в 2007 году – все еще не зона отдыха. Над Ханкалой и Гудаутой небо по-прежнему тревожное. И летчики Кореновского полка делают все, чтобы упрочить здесь мир.
     За плечами – 20 «календарей»… За это время в выборе специальности, да и по большому счету жизненного пути ничуть не разочаровался. Михаил говорит: «Для души очень важно осознание, что живешь не зря. Спасение и оказание помощи в боевой обстановке позволяют себя уважать. Такая работа по душе. Когда долго не летаешь, просто руки и душа тоскуют».
     Сердце вертолетчика за годы службы не очерствело, тянется к живой природе, творчеству. В редкие свободные часы Михаил Кустов всецело отдается давнему увлечению – аквариумистике. У него дома – три аквариума. А северокавказские впечатления и обилие фото- и видеоматериалов подтолкнули к новому виду творческого самовыражения – компьютерному видеомонтажу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex